N°6
16 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  16.01.2002
Бог -- в деталях
Издан полный архив самого загадочного русского архитектора -- Василия Баженова

версия для печати
Гениальному зодчему Василию Ивановичу Баженову трагически не везло. Лучшие проекты или не реализованы (Большой Кремлевский дворец), или искажены, или лежат в руинах (Царицыно). Не очень счастливым оказалось и изучение творчества мастера. Личность и биография известны плохо. За именем тянется длинный шлейф псевдоромантических штампов. Среди них: «непризнанный гений», «прогрессивный масон, борец с самодержавием», «новый Моцарт, обманутый новым Сальери -- учеником Матвеем Казаковым, присвоившим после смерти Баженова многие творения учителя». Единственная научная монография, посвященная Баженову, вышла аж в лохматом 1951 году. Ее автор, Александр Михайлов, провел большую работу по систематизации известных к тому времени баженовских документов. Впервые опубликовал их в полном объеме. Однако читать опус Михайлова почти невозможно. Оценки и характеристики той книги полувековой давности адекватны официальной идеологии антикосмополитизма. «Русский приоритет» кажет свое свиное рыло почти со всех страниц. Удивительно, но Баженов в образе законченного славянофила до сих пор актуален для некоторых ученых и публицистов. В популярной книжке о Баженове, вышедшей в 1980 году из-под пера господина Пигалева, есть такие приписанные архитектору сентенции: «Архитектура здесь зябкая, порядку много... Добротного камню... -- всего в достатке, а вот теплоты русской мало... уюту мало» (это о Петербурге).

Коль нельзя нынче воплотить баженовские архитектурные замыслы, необходимо спасти для потомков хотя бы доброе имя зодчего. Вернуть Баженова Баженову. Задача эта требует подвижнических усилий. Предполагает скрупулезную работу в архивах, реконструкцию того событийного и, что не менее важно, языкового континуума, в котором Баженов был бы адекватен самому себе. Эта задача оказалась под силу лишь одному человеку -- блестящему исследователю Юрию Герчуку. На днях издательский дом «Искусство» выпустил большой том -- итог многолетней работы Герчука. Том, включающий полный корпус писем, пояснений к проектам, свидетельства современников, биографические документы Василия Баженова, вышел в серии «Мир художника». Большинство материалов публикуется впервые.

Собранные документы уникальны во всех смыслах. Они проливают свет на многие, бывшие доселе скрытыми факты баженовской биографии. В частности, на поздний петербургский период, годы учебы (пенсионерства) за границей (в Париже Баженова вскоре признали «своим», а товарищи, «французы молодые, крадывали его прожекты и

Гениальному зодчему Василию Ивановичу Баженову трагически не везло. Лучшие проекты или не реализованы (Большой Кремлевский дворец), или искажены, или лежат в руинах (Царицыно). Не очень счастливым оказалось и изучение творчества мастера. Личность и биография известны плохо. За именем тянется длинный шлейф псевдоромантических штампов. Среди них: «непризнанный гений», «прогрессивный масон, борец с самодержавием», «новый Моцарт, обманутый новым Сальери -- учеником Матвеем Казаковым, присвоившим после смерти Баженова многие творения учителя». Единственная научная монография, посвященная Баженову, вышла аж в лохматом 1951 году. Ее автор, Александр Михайлов, провел большую работу по систематизации известных к тому времени баженовских документов. Впервые опубликовал их в полном объеме. Однако читать опус Михайлова почти невозможно. Оценки и характеристики той книги полувековой давности адекватны официальной идеологии антикосмополитизма. «Русский приоритет» кажет свое свиное рыло почти со всех страниц. Удивительно, но Баженов в образе законченного славянофила до сих пор актуален для некоторых ученых и публицистов. В популярной книжке о Баженове, вышедшей в 1980 году из-под пера господина Пигалева, есть такие приписанные архитектору сентенции: «Архитектура здесь зябкая, порядку много... Добротного камню... -- всего в достатке, а вот теплоты русской мало... уюту мало» (это о Петербурге).

Коль нельзя нынче воплотить баженовские архитектурные замыслы, необходимо спасти для потомков хотя бы доброе имя зодчего. Вернуть Баженова Баженову. Задача эта требует подвижнических усилий. Предполагает скрупулезную работу в архивах, реконструкцию того событийного и, что не менее важно, языкового континуума, в котором Баженов был бы адекватен самому себе. Эта задача оказалась под силу лишь одному человеку -- блестящему исследователю Юрию Герчуку. На днях издательский дом «Искусство» выпустил большой том -- итог многолетней работы Герчука. Том, включающий полный корпус писем, пояснений к проектам, свидетельства современников, биографические документы Василия Баженова, вышел в серии «Мир художника». Большинство материалов публикуется впервые.

Собранные документы уникальны во всех смыслах. Они проливают свет на многие, бывшие доселе скрытыми факты баженовской биографии. В частности, на поздний петербургский период, годы учебы (пенсионерства) за границей (в Париже Баженова вскоре признали «своим», а товарищи, «французы молодые, крадывали его прожекты и
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.01.2002
В Ленкоме поставили комедию Джона Флетчера «Укрощение укротителя»
Все, все -- сдаюсь. Рассмешили. Тут и покойник улыбнется, когда люди так стараются. И не только безвестная пока ленкомовская молодежь. Даже в маститом секс-символе Дмитрии Певцове взыграло ретивое. Он такие коленца выделывает, так грозно рычит и громко кричит, что беспокоиться начинаешь. Здоров ли? От пьесы английского драматурга при таком подходе остались, естественно, рожки да ножки, но ее и не жалко. И что так уж подкупило любимого ученика Захарова Романа Самгина в флетчеровском сиквеле знаменитой комедии «Укрощение строптивой», остается только гадать. Видимо, то и подкупило, что не жалко... >>
  • //  16.01.2002
Издан полный архив самого загадочного русского архитектора -- Василия Баженова
Гениальному зодчему Василию Ивановичу Баженову трагически не везло. Лучшие проекты или не реализованы (Большой Кремлевский дворец), или искажены, или лежат в руинах (Царицыно). Не очень счастливым оказалось и изучение творчества мастера. Личность и биография известны плохо. За именем тянется длинный шлейф псевдоромантических штампов... >>
  • //  16.01.2002
Новый боевик с Джетом Ли на московских экранах
Название фильма, поставленного дебютантом Крисом Наоном и спродюсированного Люком Бессоном, можно понимать двояко. В принципе, «Поцелуй дракона» -- это тайный прием боевой восточной акупунктуры, укол иглы, вызывающий, если верить пресс-релизу, «мгновенное расслабление всех мышц тела». С другой стороны, нетрудно заметить, что в нем содержится энергичный призыв (вроде «купи слона», «делай меня точно» или «подари мне лунный свет»). Но лобызаться с этим конкретным Горынычем решительно не хочется. Уж больно он зеленый и плоский... >>
  • //  16.01.2002
Валютная биржа отметила свое десятилетие выставкой актуального искусства
Вчера в московском городском выставочном зале «Новый Манеж» открылась выставка «Русская актуальная живопись. 1992--2002». Живопись -- самая традиционная из современных художественных практик, поэтому нет на выставке скандально известных имен. Представлены картины двадцати художников, тех, кто, по мнению кураторов выставки Елены Селиной и Марии Поповой, определял развитие русской живописи последнего десятилетия и может представить ее во всей полноте идей, тенденций, форм... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика