N°59
04 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  04.04.2002
«Мне необходима другая сторона»
версия для печати
Вчера в Киноцентре на Красной Пресне свои работы показала американская художница иранского происхождения (вариант: иранская художница, живущая в Америке) Ширин Нешат. Сегодня там же состоится ее мастер-класс. В коротких гастролях художницы по России, организованных американским фондом «СЕС--Международное партнерство», значатся еще Санкт-Петербург и Казань.

Несмотря на то что Ширин Нешат училась в Калифорнийском университете и живет в Нью-Йорке почти три десятка лет (с 1974 года), все ее работы посвящены Ирану и в широком смысле -- исламскому миру. Нешат стала известной после фотографий, сделанных в Иране в 1993-м. Женщины в традиционной черной одежде с автоматами казались страстными и жестокими, взрывали привычное представление о пассивной, покорной женщине Востока. Нешат ничего не выдумывала -- женщины действительно добровольно вступали в армию, чтобы сражаться с Ираком. С 1996 года Нешат занимается видеоартом. Видео кажется ей более сложным и поэтичным искусством, лишенным дидактики фотографии. В ее видеофильмах -- восточный мир, полный условностей и правил, жестко разделенный традицией на «женский» и «мужской». С Ширин НЕШАТ встретилась наш корреспондент Фаина БАЛАХОВСКАЯ.

-- Считается, что женщина на Востоке полностью подавлена обществом. Но у вас именно женщина совершает поступки...

-- Поскольку женщины находятся под наибольшим давлением, то их реакция на все происходящее очень сильна. Участие их во всех процессах, которые происходят сейчас в Иране, очень велико.

-- Ваши работы противопоставляют Восток -- Западу, женщину -- мужчине. Какие противоречия кажутся вам более глубокими -- политические, религиозные, социальные?

-- Не знаю. Для меня важнее всего существование самих противоречий. Мне необходима другая сторона, иные ценности, чтобы показать предмет, рассказать о том, что меня интересует. Тогда работа кажется более провокационной и интересной. Мужчины появляются в моих работах только как противоположность женщине. Так же Запад необходим мне, чтобы полнее выразить Восток.

-- Где вы сами в этой ситуации?

-- Я не принадлежу ни одной стороне и нахожусь где-то между цивилизациями. Я наблюдатель, делаю то, что хочу, что мне интересно. Я не претендую на то, чтобы знать все, я не эксперт. Люди иногда ждут от меня большего.

-- Трудно ли быть посторонней?

-- В Иране некоторые художники считают, что мне повезло: взгляд на вещи со стороны более точен. К тому же меня не контролирует правительство. Но иногда в Иране меня упрекают в том, что я посторонняя и чего-то не знаю.

-- А фундаменталисты? Их не возмущает ваше творчество?

-- Они просто не подозревают о моем существовании.

-- Что изменилось в отношении к исламскому миру после 11 сентября и как это отразилось на вас?

-- Всегда было непонимание с обеих сторон. Оно возникало даже на уровне языка. Сейчас все противоречия достигли наивысшей точки, и каким-то образом это проявится в том, что я делаю. Но не впрямую. Потому что мои работы -- это не свидетельство и не репортаж, а очень личное восприятие мира.
Беседовала Фаина БАЛАХОВСКАЯ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.04.2002
Петр Фоменко поставил последнюю пьесу Жана Жироду
Фоменко -- режиссер с двойным дном. Для тех, кто застал лишь московский его период, он -- мастер кружевной режиссуры. Легкой, как тюль, прозрачной, как хрусталь, с переливами женских голосов и перебором гитарных струн. Был, однако, еще и петербургский Фоменко -- впитавший традиции Николая Акимова, за легким юмором ловко прячущий сарказм, мастер социального гротеска и политической буффонады, постановщик запрещенной «Мистерии-Буфф»... >>
  • //  04.04.2002
Вчера в Киноцентре на Красной Пресне свои работы показала американская художница иранского происхождения (вариант: иранская художница, живущая в Америке) Ширин Нешат. Сегодня там же состоится ее мастер-класс. В коротких гастролях художницы по России, организованных американским фондом «СЕС--Международное партнерство», значатся еще Санкт-Петербург и Казань. Несмотря на то что Ширин Нешат училась в Калифорнийском университете и живет в Нью-Йорке почти три десятка лет (с 1974 года), все ее работы посвящены Ирану и в широком смысле -- исламскому миру. С Ширин НЕШАТ встретилась наш корреспондент Фаина БАЛАХОВСКАЯ... >>
  • //  04.04.2002
70 лет со дня рождения Андрея Тарковского
Судьба Тарковского и его творческого наследия в России развивалась по печальной схеме: недолгое признание в начале 60-х, замалчивание, травля, культ, забвение. Его фильмы сегодня можно увидеть разве что в Музее кино и «Иллюзионе»; ни «Зеркало», ни «Сталкера» не показывают по телевизору. На Западе Тарковский -- кумир студентов киношкол, признанный классик европейского авторского кино. У нас после перестроечной эйфории/истерии о нем почти забыли. Пришелся не ко двору. Но когда наконец возникнет новое российское кино (пока что, на мой взгляд, надежд на это мало), новые режиссеры неизбежно обратятся в прошлое в поисках классиков и ориентиров. Тогда Тарковский вновь станет актуален, а пока наша задача -- усилие памяти... >>
  • //  04.04.2002
В ЦДХ открылась выставка ненавистного россиянам искусства
Ненавистное большинству россиян искусство -- понятно какое. Реклама. Смотришь «Санта-Барабару» или «Границу». Через десять минут -- бац. Заставочка. А потом. У-у-у. Данон. Не тормози -- сникерсни. Фанта -- вливайся. Спрайт -- не дай себе засохнуть. И так добрых пять минут. О чем был фильм, и был ли он вообще -- забыто напрочь. Реклама весь кайф сломала. Ненавидят ее все. И тем не менее все понимают: без нее как без воды -- и не туды, и не сюды... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама