N°55
29 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.03.2002
Ротшильды не хуже Рокфеллеров
В Нью-Йорке показывают русский книжный авангард

версия для печати
В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась выставка «Книга русского авангарда. 1910--1932». Выставка посвящена дару Фонда Юдит Ротшильд -- самому щедрому вкладу в отдел печатной графики и иллюстрированных книг музея с основания коллекции в 1940 году, когда Абби Элдрих Рокфеллер передала в его собрание более полутора тысяч томов.

Дар потрясает воображение не только ценностью экспонатов, но и их количеством. Около тысячи книг русского авангарда дополнят те четыреста, которыми музей уже владел. Коллекция стала одной из самых значительных в мире. Она включает шедевры Казимира Малевича, Ольги Розановой, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Эля Лисицкого, Александра Родченко, первые издания Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых.

На выставке представлено лишь 300 книг, но она полнее всех, состоявшихся прежде. Современные технологии позволили преодолеть главную проблему книжных экспозиций -- невозможность показать книгу книгой. В MoMA придумали специальные витрины -- зрители могут видеть разом обе обложки; компьютерная анимация позволяет даже перелистывать экземпляры, а в руки можно взять факсимильные копии. Это очень важно для авангардных изданий, в которых рукописный текст порой неотличим от иллюстрации, а картинка встраивается в вербальный звукоряд.

На выставке три раздела. Первый, «футуристический» -- "Пощечина общественному вкусу". Эпатаж, новизна форм, соединение содержания и оформления в единое целое резко меняли традиционное восприятие книги. Большая часть футуристических изданий -- плод сотрудничества художников и поэтов, совместный поиск нового языка. Вторая часть -- "Трансформация мира" -- показывает эксперименты конструктивистов. Активное вторжение фотографии и фотомонтажа связано с формированием другого языка -- утилитарного и доступного. Развитие и упрощение этой тенденции явлено в последней части -- "Построение социализма. Агитационное искусство". Утилизация достижений типографики, фотографии и фотомонтажа для создания идеологических клише стала печальным итогом авангардных поисков.

MoMA всегда испытывал интерес к русскому авангарду. В числе его последних достижений -- замечательная выставка Александра Родченко. Так же, как и книжная выставка, она теоретически могла, а идеологически должна была бы состояться сначала на родине художника. Но все происходит иначе, и Западу передается возможность эффектной подачи, а заодно и научной систематизации отечественного искусства, хотя Россия располагает всеми материальными и научными ресурсами для этого.

"Книга русского авангарда" -- последняя выставка MoMA в его историческом здании. К 2005 году музей переместится из известного всему миру здания на Манхэттене в Квинс.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.03.2002
Честь открытия национального театрального фестиваля предоставили знатным иностранцам
Закрытие «Золотой маски» состоится 15 апреля в Государственном академическом Большом театре. Открытие состоялось 27 марта, в День театра, в Лиликанском национальном большом королевском академическом драматическом театре оперы и балета имени Гольбастро Момарено Гирдайло-Шефина, короля Лиликании, да продлятся дни его вечно. К сожалению, даже среди образованных слоев населения еще встречаются люди, плохо представляющие себе, кто такие лиликане. Специально для них поясняем... >>
  • //  29.03.2002
Оперы Генделя на сценах Гамбурга и Ганновера
Два северогерманских города связаны с Генделем самым прямым образом: в вольном Гамбурге он дебютировал в качестве оперного композитора, в соседнем Ганновере недолго служил у курфюрста, получая огромное по тем временам жалованье. Это, однако, не означает, что Генделя здесь свято чтят. Ныне в этих городах богатых барочных традиций нет -- Гамбург так и вообще долгие годы считался цитаделью современной музыки, а к старинным красотам был нечувствителен. Поэтому, ставя Генделя, здесь сильно рисковали -- нужны легкие подвижные голоса, желательны старинные инструменты и небанальная режиссура, способная сгладить несколько однообразную номерную структуру, чередование речитативов и арий... >>
  • //  29.03.2002
В Нью-Йорке показывают русский книжный авангард
В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась выставка «Книга русского авангарда. 1910--1932». Выставка посвящена дару Фонда Юдит Ротшильд -- самому щедрому вкладу в отдел печатной графики и иллюстрированных книг музея с основания коллекции в 1940 году, когда Абби Элдрих Рокфеллер передала в его собрание более полутора тысяч томов... >>
  • //  29.03.2002
Перед угрозой наступающего сегодня Четвертого международного месяца фотографии в Москве («Фотобиеннале-2002») иные испытывают священный трепет, иные -- крайнее раздражение. Понять можно тех и других. Обе позиции имеют право быть. Бесспорно лишь, что начиная с сегодняшнего дня и скептик, и адепт начнут свои маленькие одиссеи по всем материкам биеннале. Один ворча, другой ликуя -- начнут как миленькие. И потому Ольга СВИБЛОВА снова триумфатор. С президентом фестиваля накануне открытия беседовал наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ