N°55
29 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.03.2002
Это наш размерчик!
Честь открытия национального театрального фестиваля предоставили знатным иностранцам

версия для печати
Закрытие «Золотой маски» состоится 15 апреля в Государственном академическом Большом театре. Открытие состоялось 27 марта, в День театра, в Лиликанском национальном большом королевском академическом драматическом театре оперы и балета имени Гольбастро Момарено Гирдайло-Шефина, короля Лиликании, да продлятся дни его вечно. К сожалению, даже среди образованных слоев населения еще встречаются люди, плохо представляющие себе, кто такие лиликане. Специально для них поясняем. Лиликане -- это маленький (даже меньше лилипутов), но очень гордый народ. У них есть свое государство, свой монарх, свое национальное самосознание и даже свой умещающийся в коробку из-под большого телевизора театр -- с партером, ярусами, оркестровой ямой и квадригой на фронтоне. Он-то (вместе со зданием) и приехал несколько лет тому назад к нам на гастроли, а заодно привез образцы миниатюрной лиликанской утвари и драгоценностей, которые экспонировались в фойе перед началом спектаклей.

Все думали, что лиликане -- как приехали, так и уедут. Но они остались, причем вместе со своим королем, да продлятся дни его вечно. То ли русские зрители им так понравились, то ли оппозиция власть в стране захватила, то ли какие-то природные катаклизмы там случились, только теперь лиликане навечно поселились в Москве, в помещении кукольного театра «Тень», где и проходили их гастроли. Вместе с руководителями театра трижды «золотомасочниками» Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской они время от времени осуществляют совместные проекты. Одним из них и стал торжественный вечер, посвященный открытию «Золотой маски».

Илья Эпельбаум -- один из лучших российских кукольников, но в историю театра он наверняка войдет как изумительный и изобретательный мистификатор. Любой его спектакль -- это всегда ларчик с двойным, а то и тройным дном. Он всегда предлагает зрителям некую игру -- не только на сцене (что естественно), но и вокруг сцены. В нашем театре предостаточно серьезных художников, велеречивых резонеров, неистовых радикалов и искрометных мастеров стеба, но добрых мистификаторов и прежде было немного, а нынче они вовсе перевелись. Остался один Эпельбаум. Волшебник, умеющий превращать междусобойчик в высокое искусство. Оле-Лукойе, заставляющий взрослых с наслаждением впадать в детство. На все руки кукольных дел мастер, тонко чувствующий границу между иронией и сарказмом. Вот и выдуманные им лиликане -- добрая пародия на нас самих. На любовь к имперской пышности, церемониалам, великодержавным замашкам. В натуральную величину все эти качества малопривлекательны -- лиликанские размеры придают им трогательную невинность.

Церемония открытия «Маски» -- тоже пародия. Не только на наши, но и на чьи бы то ни было открытия чего бы то ни было. Здесь все как у больших. Сводный хор, исполняющий кантату «Золотая маска». Сама «Золотая маска», выполняющая роль занавеса. Два ведущих -- мужчина и женщина, порциями выдающие конферанс. Народные массы, выносящие на сцену приветственные транспаранты. Дорогие гости (Михаил Ульянов, Эдуард Бояков, Георгий Тараторкин), которые -- поскольку размеры театра не позволяли им предстать перед лиликанами во весь рост -- послушно просовывали голову в специально вырезанное в заднике окошко.

Всем и каждому понятно, что Лиликания -- родина слонов. Именно эти крупногабаритные животные и оказались символами тех театральных жанров, что представлены в афише «Маски». «Оперный» слон появился на сцене во фраке, «балетный» в пачке, «драматический» в двух масках -- на морде и на противоположенном месте, а слон, символизирующий номинацию «Новация», оказался таким страшенным мутантом (что-то вроде слоноподобной пчелы), что ведущие едва спаслись от него бегством. Во время антрактов гостей церемонии развлекали сами создатели театра «Тень» и сотрудничающие с ними артисты. Композитор и музрук Андрей Семенов исполнил шутливую оперу собственного сочинения «12 подвигов Геракла», темпераментно аккомпанируя себе на рояле. Алексей Косарев спел на чистом итальянском языке задушевные песни «Мурка», «Таганка», «Гоп-стоп» и «Кондуктор, нажми на тормоза», время от времени поминая некую коза-ностру.

По окончании церемонии приглашенных кормили сначала лиликанской едой (маленькой, с ноготь мизинца вилкой можно было подцепить икорку, а раскрашенную ягоду крыжовника принять за миниатюрный арбуз), а потом и велипутской (велипутами лиликане называют больших людей вроде нас). Эту самую еду тысячи поваров, захваченных на всякий случай из Лиликании Гольбастро Момарено Гирдайло-Шефином, готовили ночь напролет. Такое гостеприимство растрогало даже самых жестокосердых зоилов.

Все лиликане-невозвращенцы были приглашены дирекцией «Золотой маски» на заключительную церемонию в Большой. Остается надеяться, что подготовленное руководством фестиваля торжество заставит наших маленьких зарубежных гостей так же охать от восторга, как охали велипуты, а самих велипутов, глядя на сцену Большого, удовлетворенно говорить: «Вот это наш размерчик».
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.03.2002
Честь открытия национального театрального фестиваля предоставили знатным иностранцам
Закрытие «Золотой маски» состоится 15 апреля в Государственном академическом Большом театре. Открытие состоялось 27 марта, в День театра, в Лиликанском национальном большом королевском академическом драматическом театре оперы и балета имени Гольбастро Момарено Гирдайло-Шефина, короля Лиликании, да продлятся дни его вечно. К сожалению, даже среди образованных слоев населения еще встречаются люди, плохо представляющие себе, кто такие лиликане. Специально для них поясняем... >>
  • //  29.03.2002
Оперы Генделя на сценах Гамбурга и Ганновера
Два северогерманских города связаны с Генделем самым прямым образом: в вольном Гамбурге он дебютировал в качестве оперного композитора, в соседнем Ганновере недолго служил у курфюрста, получая огромное по тем временам жалованье. Это, однако, не означает, что Генделя здесь свято чтят. Ныне в этих городах богатых барочных традиций нет -- Гамбург так и вообще долгие годы считался цитаделью современной музыки, а к старинным красотам был нечувствителен. Поэтому, ставя Генделя, здесь сильно рисковали -- нужны легкие подвижные голоса, желательны старинные инструменты и небанальная режиссура, способная сгладить несколько однообразную номерную структуру, чередование речитативов и арий... >>
  • //  29.03.2002
В Нью-Йорке показывают русский книжный авангард
В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась выставка «Книга русского авангарда. 1910--1932». Выставка посвящена дару Фонда Юдит Ротшильд -- самому щедрому вкладу в отдел печатной графики и иллюстрированных книг музея с основания коллекции в 1940 году, когда Абби Элдрих Рокфеллер передала в его собрание более полутора тысяч томов... >>
  • //  29.03.2002
Перед угрозой наступающего сегодня Четвертого международного месяца фотографии в Москве («Фотобиеннале-2002») иные испытывают священный трепет, иные -- крайнее раздражение. Понять можно тех и других. Обе позиции имеют право быть. Бесспорно лишь, что начиная с сегодняшнего дня и скептик, и адепт начнут свои маленькие одиссеи по всем материкам биеннале. Один ворча, другой ликуя -- начнут как миленькие. И потому Ольга СВИБЛОВА снова триумфатор. С президентом фестиваля накануне открытия беседовал наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ