N°37
04 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  04.03.2002
Стипендия: от общего к частному
Будущие работодатели платят студентам больше

версия для печати
Недавнее решение правительства повысить благосостояние россиян, доходы которых напрямую зависят от бюджета, не коснулось учащихся вузов и техникумов. Несмотря на периодические обещания властей повернуться лицом к студентам, последние до сих получают в месяц около 200 рублей. Хотя, согласно Национальной доктрине образования, одобренной Владимиром Путиным еще в бытность премьер-министром, стипендии должны составлять не менее половины прожиточного минимума (напомним, что в среднем по России он составил в IV квартале 2001 года 1574 рубля). Правда, в доктрине оговаривается, что рост студенческих доходов, как и вся реализация главной образовательной программы, будет безрадостно растянут на 25 лет. В первый -- антикризисный -- этап (2000--2003) обещают довести объем финансирования системы образования до 7% от ВВП. Во второй (2004--2010) -- до 8% от ВВП. И только третий этап (2011--2025), когда образовательная схема будет финансироваться не ниже 10% от ВВП, обещает стать «золотым веком».

Как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в Министерстве образования, сейчас государственные вузы получают для выплаты стипендий по 200 рублей в месяц на каждого студента. Делить ли эти деньги между всеми учащимися поровну или распределить «по справедливости», решают уже ректораты и ученые советы институтов и университетов. Кроме того, вуз может из собственных средств назначить поощрительную персональную стипендию. Или даже именную -- в честь известного ученого или просто авторитетного человека, особо почитаемого в вузе. Например, в Литературном институте есть стипендия имени Булата Окуджавы. А Балтийский государственный технический университет в Санкт-Петербурге учредил во время войны в Югославии даже именную стипендию имени Слободана Милошевича. Ее вручали за хорошую учебу и прославянскую гражданскую позицию. Причем деньги для студентов были немалые: в 1999 году «за Милошевича» давали 520 рублей. В среднем же именные стипендии колеблются в пределах 400--500 рублей. Приблизительно столько же составляет и самая почетная в стране «президентская» стипендия: 400 рублей студентам и 500 -- аспирантам. Но, пояснили в экономическом отделе Минобразования, ее уже давно не индексировали, и, вероятно, уже в этом году цифры вырастут -- соответствующий проект постановления подготовлен. Правительственные стипендии несколько выше: удостоившиеся их студенты получают 600, а аспиранты -- 1500 рублей дополнительно к базовым выплатам.

Но, для того чтобы на учащегося обратило внимание государство в лице его первых лиц, мало быть круглым отличником. Нуждающийся в финансовом стимулировании талант нужно, как и в советские времена, подтверждать активным участием в общественной жизни вуза, а также постоянно демонстрировать научные достижения. Например, быть победителем олимпиад или иметь не менее двух изобретений. Куда больше шансов добиться внимания властей региональных и получить так называемые губернаторские надбавки. Скажем, в Свердловской области отличникам доплачивают 3000 рублей в семестр, а в Вологодской -- 4300. В начале этого года администрация Ставропольского края решила ежемесячно премировать лучших студентов 350 рублями, а Санкт-Петербургские власти согласились дотировать 150--200 отличников, доплачивая к стипендии по 300 рублей.

Впрочем, даже в будущем не приходится надеяться на то, что власти разных уровней будут стимулировать тягу к знаниям более существенными выплатами. Наоборот, хотя это и не афишируется, существуют планы серьезного сокращения объемов «стипендиальных» статей бюджетов. Программа модернизации образования в принципе предусматривает, что со временем останутся только два вида стипендий: поощрительная -- для отличников и социальная -- для особо нуждающихся, которым придется изрядно потрудиться не только над учебниками, но и над сбором справок о семейных доходах.

А фактически государство уже сейчас предлагает брать на себя студенческие заботы потенциальным работодателям. Что порой бывает выгодно и учащимся, и предпринимателям. Дотируя молодых людей еще на студенческой скамье, владельцы серьезных компаний получают возможность заранее отбирать лучших выпускников в свой штат, и к тому же могут влиять на учебный процесс, стимулируя своих будущих специалистов на изучение нужных предметов. Кроме того, любая подобная акция довольно легко превращается в PR-кампанию.

Впрочем, пока предприниматели интересуются в основном студентами с престижных факультетов. Скажем, экономисты и финансисты, перед которыми и после вуза откроются хорошие перспективы, имеют на студенческой скамье больше шансов получать высокую стипендию, нежели их сверстники из гуманитарных вузов. Например, для студентов ведущих финансово-экономических вузов Москвы учреждено десять именных стипендий Внешэкономбанка: четыре 50-долларовых для студентов Финансовой академии при правительстве и по две 150-долларовых для учащихся МГИМО, Высшей школы экономики и экономического факультета МГУ. Стипендия выдается на полгода, и раз в семестр кандидаты вновь пересматриваются -- как говорят в ВЭБе, чтобы студенты не расслаблялись. Учащиеся Финансовой академии получают, кроме того, стипендии Ассоциации московских вузов, аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, образовательного фонда «Международный учебный центр», Ситибанка, Моснарбанка, АО «Страховая компания «Москва», АО «Ингосстрах». Лучшим старшекурсникам финансовых вузов Москвы выдает стипендии и Центральный банк, а в регионах отличники-экономисты могут рассчитывать на поддержку крупных региональных банков. Пресловутым лирикам и физикам сложнее найти крупную компанию, которая могла бы заранее разделить заботу о хлебе насущном со своим потенциальным сотрудником. В столице, скажем, относительно неплохо живется некоторым студентам МАИ, заинтересованность в которых подкрепляет стипендиями фирма «Боинг».

Из крупных же российских предпринимателей, которые проявляют заботу и о «непрофильных» студентах, можно выделить главу «Интерроса» Владимира Потанина. Фонд его имени пытается поддержать материально самую успешную молодежь во всех сферах науки, распределяя поровну деньги между ведущими российскими университетами. Сейчас «потанинские» студенты есть в 60 российских вузах, больше всего в МГТУ им. Баумана, МАИ, МФТИ, МГИМО, Российском государственном медицинском университете. Обычно на каждый университет выдается не больше 20 стипендий в год.

С прошлого года Фонд Потанина учредил совместно с Минобразования еще одну стипендиальную программу -- для победителей международных предметных олимпиад по химии, математике, физике, биологии, информатике, экологии, географии. Участвуют в них не только студенты, но и школьники старших классов. Стипендия выдается на несколько лет и покрывает в том числе будущее обучение школьников в университете и даже аспирантуре. Как записано в положении о стипендиальной программе, она выплачивается с момента получения на весь период обучения в государственных учебных заведениях. И 19 призеров олимпиад 2000 года стали студентами ведущих вузов страны: МГУ, МФТИ, Санкт-Петербургского государственного университета и др., а пять человек заканчивают обучение в школах и лицеях. В 2001 году появилось еще 20 новых стипендиатов. Размер стипендии сейчас составляет 2000 рублей в месяц, и ее обещают индексировать в зависимости от уровня инфляции. Дело в том, что программы предметных олимпиад касаются в основном сферы высоких технологий. И в Фонде Потанина считают, что им выгодно поддерживать школьников и студентов, добивающихся хороших результатов в этом направлении. Не только для того, чтобы вернуть России первые места, которые в последние годы достаются учащимся из Китая. Но и хотя бы потому, что потом талантливые студенты могут пополнить ряды холдинга «Интеррос».«Внешэкономбанк отбирает очень немногих»

Вообще, наш банк начинает интересоваться студентами где-то с 3-го курса. И лучшие потом до 5-го курса будут получать именные стипендии. Внешэкономбанк обязательно принимает участие в обсуждении кандидатур от вузов и высказывает мнение: кто из соискателей нам наиболее интересен. Мы беседуем со студентами, смотрим, как они владеют специальностью, что их больше интересует. Просматриваем порядка 200 отличников из профильных вузов в год. А потом совместно с вузом отбираем очень немногих. Например, в прошлом году стипендию получали девять человек, в этом пять. Нас интересуют только те студенты, которые затем могут принести пользу банку.

Но помимо стипендий во Внешэкономбанке создана и очень хорошо работает система отбора ребят на стажировку с возможным дальнейшим трудоустройством. В прошлом году мы приняли на стажировку десять лучших выпускников экономических вузов. Они поэтапно работали в трех профильных подразделениях -- с ценными бумагами, в диапозитарии, в департаменте внутреннего контроля и аудита. Стажировка продолжалась восемь месяцев. За каждый месяц выплачивалась компенсация около 250--300 долларов. И девять человек были затем приняты на работу в ВЭБ.

Сергей НОСКОВ, начальник управления персоналом Внешэкономбанка
«Нам нужны нестандартные лидеры»

Мы заключаем с вузом договор и назначаем дни конкурсных отборов. Заранее проводим рекламную кампанию через региональные газеты, университетское радио. Оповещаем любым образом студентов об условиях конкурса. В назначенный день все желающие могут прийти и для начала показать зачетки. Но в нашей программе остаются лишь студенты, имеющие только отличные оценки за две последние сессии. Затем начинается тестирование.

В первую очередь нам надо выявить людей с классическим набором лидерских качеств: умением ориентироваться в нестандартных ситуациях, эрудированных, активных, с оригинальным мышлением. Для этого есть специально разработанные по нашему заказу психологические тесты -- комбинация из отечественных и зарубежных методик. Задания в них разного уровня сложности. И соискатель стипендии может выбрать, что ему больше подходит. Тут и раскрывается характер человека: либо он старается пробежать по самым легким заданиям, либо берется за серьезные задачи. После тестирования участники программы пробуют свои силы в ролевых играх. Довольно часто проводится игра «Дебаты», где участникам необходимо выступить с коротким докладом по важной для государства и общества теме (например, об отмене смертной казни или ввозе в страну ядерных отходов). Другой конкурс проверяет способности к слаженной работе. Команде из 20 человек дается длинная веревка. Держа ее, участники должны образовать квадрат. Но прежде чем начинать собственно игру, они должны обсудить друг с другом ряд деталей. Дело в том, что вставать в квадрат они должны молча и с завязанными глазами. То есть им нужно договориться о системе жестов, касаний, очередности. Психологи смотрят как раз на подготовительный процесс. В нем становится видно, кто берет на себя лидерство. Другой пример: команде дается задание упаковать яйцо с помощью коктейльных соломок и скотча так, чтобы, упав с высоты 2 метра, оно не разбилось. В конце игр мы предлагаем участникам самим определить победителя. Сравниваем эти решения с результатами тестирования и окончательно утверждаем стипендиатов. Всего на наших конкурсах попробовали силы уже 10 тысяч отличников.

Людмила БУРАШОВА, Фонд Владимира Потанина
Кирилл ВАСИЛЕНКО

  НА РЫНКЕ  
  • //  04.03.2002
Будущие работодатели платят студентам больше
Недавнее решение правительства повысить благосостояние россиян, доходы которых напрямую зависят от бюджета, не коснулось учащихся вузов и техникумов. Несмотря на периодические обещания властей повернуться лицом к студентам, последние до сих получают в месяц около 200 рублей. Хотя, согласно Национальной доктрине образования, одобренной Владимиром Путиным еще в бытность премьер-министром, стипендии должны составлять не менее половины прожиточного минимума (напомним, что в среднем по России он составил в IV квартале 2001 года 1574 рубля). Правда, в доктрине оговаривается, что рост студенческих доходов, как и вся реализация главной образовательной программы, будет безрадостно растянут на 25 лет... >>
  • //  04.03.2002
Учиться, а не работать
Раньше многие рассматривали гранты и стипендии от иностранных благотворителей как возможность надолго уехать из нестабильной России. Сегодня все специалисты говорят в один голос: утечка мозгов закончилась. Возможно, все, кто хотел уехать, уже уехал, считают в международном отделе Минобразования. Но дело, скорее, в изменении позиции иностранных коллег. Зарубежные партнеры сегодня гораздо более нацелены на воспитание новой российской политической и финансовой элиты в лояльном Западу духе, а не на укрепление своих научных институтов кадрами из России. Отсюда и большая доступность государственных стипендий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика