N°33
22 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  22.02.2002
Афиша
версия для печати

Тем, кто мечтает увидеть живьем знаменитость

Реинкарнацию незабвенного нашего Казимира Севериновича Малевича будут осуществлять в клубе «Дом» (Б. Овчинниковский, 24, стр. 4). До 23 февраля там проводится второй фестиваль перформанса, приуроченный ко дню рождения папы русского авангарда. В попытке вызвать его, любимого, образ будет задействована тяжелая артиллерия знаменитых хулиганов, раешников и перформансистов. Среди них: художница Ира Вальдрон, скрипачка Татьяна Гринденко, поэт-палиндромист Дмитрий Авалиани, современный скоморох Псой Короленко, фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского. Ожидаются мистерия-лубок, кибер-вертеп, исполнение Моцарта Алексеем Любимовым по принципу палиндрома («туда -- обратно»), демонстрация грузинского фильма 1927 года «Моя бабушка» Котэ Микаберидзе под декламацию рассказа Даниила Хармса «Старуха». Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий покажут игровое кино «Суд над Бренером», основанное на реальном событии -- порче картины Малевича нарисованным знаком доллара. Организаторы фестиваля надеются на успех реинкарнации: «Малевич не может быть в единственном лице, его много, в каждом его нет, но во многих он уже есть. Нужно себя хорошенько скрести и вообще работать над собой. Мы стараемся и прикладываем некоторые усилия».

После «развода» с Госоркестром великий маэстро Евгений Светланов долгое время не появлялся в Москве. Ходили слухи, что дирижер вообще не намерен здесь когда-либо выступать. К счастью, Светланов передумал: некоторое время назад дал все-таки симфонический концерт в БЗК с Российским национальным оркестром. 28 февраля он вновь выступит в Большом зале Консерватории и вновь с Российским национальным. Будут исполнены сюиты из опер Рихарда Вагнера.

Все, кто соскучился по Михаилу Козакову, могут увидеть своего кумира в спектакле «Венецианский купец» в образе ростовщика Шейлока. Это одна из лучших ролей мирового репертуара, дающая к тому же возможность затронуть весьма пригодную для спекуляций еврейскую тему. В спектакле Андрея Житинкина она затрагивается по полной программе. Объявивший войну христианам, Шейлок появляется на сцене то в ермолке, то в униформе израильской армии. В ход идет умение артиста, долгое время жившего в земле обетованной, говорить на языке библейских пророков, но это не мешает ему время от времени имитировать одесский акцент или демонстрировать замашки новых русских, среди которых, как известно, много представителей богоизбранного народа. Иными словами, Козаков играет не просто Шейлока, но собирательный образ еврея, проживающего одновременно в Венеции, Иерусалиме, Одессе и постперестроечной Москве. Многогранный национальный колорит артист передает блестяще, с трагическим пафосом роли справляется несколько хуже. Театр им. Моссовета, 28 февраля, 19.00.

Борис Борисыч Гребенщиков -- один из крупнейших изобретателей информационных поводов. У него все время что-то происходит: то сколько-то лет группе «Аквариум», то уход из группы, то воссоединение с ней, то участие в других проектах, то новый альбом. Человек 30 лет на сцене и все никак не успокоится, а студийные альбомы «Аквариум» выстреливает с частотой, с которой другие, даже более молодые люди печатают свои сборники «лучших хитов». БГ -- один из немногих русских рокеров, кто понимает, что не текстом единым жива рок-песня, что драйв тоже штука важнецкая. В новом альбоме (выход которого ловко совпал с тридцатилетием «Аквариума») БГ обещает всем драйв, отвязность и сумасшествие. Ряд журналистов был допущен на запись альбома «Сестра Хаос», они говорят, что да, хороший альбом, бодренький и разнообразный. Проверить утверждения «гребенщиковского медиапула» можно, придя в спорткомплекс «Лужники» 24 февраля в 19.00

У человека по имени Игорь Сукачев все иначе. Для близких людей он Игорь Иваныч, для незнакомых поклонников -- просто Гарик. Начинал как музыкант, продолжил как режиссер («Кризис среднего возраста», «Праздник»). Ушел из группы имени себя («Бригада С»), и брошенные с горя назвались «Бригадирами». В отпуске, на отдыхе, записал концертный сольный альбом «Между огнем и водой» (блестящая вещь, до сих пор не потускнела) с приглашенными музыкантами, и оказалось, что вот эти-то люди ему и нужны! Так родились большие и серьезные, пафосные и надрывные «Неприкасаемые» -- супергруппа, мегамонстр, собранье пестрых глав рока, этники, авторской песни, частушек, алкоголя и житейских историй. В ту пору Сукачев обещал, что это будет разовый студийный проект, но обещания, к счастью, не сдержал. А как сдержать-то, ведь всяческие «Напои меня водой» и «Непокоренная вера», «Ольга» и «Скорый поезд» так полюбились людям, что «Неприкасаемые» периодически собираются до сих пор. Скоро выйдет их четвертый альбом («Ночной полет»), а пока новые песни можно услышать живьем 23 февраля. ДК имени Горбунова, 19.00.
Тем, кто знает толк в искусстве

Французский актер Жан-Марк Барр («Голубая бездна») оказался еще и очень хорошим режиссером, в чем может убедиться каждый, кто придет в Малый зал Киноцентра 22 февраля и посмотрит его фильм «Любовники» (Франция, 1999). Картине был выдан сертификат «Догмы», но о том, что она принадлежит модному течению, забываешь почти сразу. Просто по-другому историю о любви нелегеального эмигранта-боснийца и парижанки, служащей продавщицей в книжном магазине, снять нельзя. Только ручной камерой, только в ритме собственного сердца, только на последнем дыхании. Бесхитростные эти страсти проняли даже иных отъявленных циников. В главных ролях Элоди Буше и Сергей Трифунович.

Поэтическая серия «Автограф» (СПб., «Пушкинский фонд») пополнилась книгой москвички Марии Степановой «Тут -- свет». Степанова -- поэт молодой, но достаточно известный. В ней есть «неподражательная странность», балансирующая между «небесным языком» и «косноязычием ради косноязычия». Строки топорщатся, рычат, колются. Все слова смотрятся сдвинутыми, стремящимися отринуть память о своих изначальных значениях. То же происходит с классическими цитатами и устойчивыми поэтическими формулами. Стихи Степановой кажутся написанными после какого-то взрыва, распылившего «прежнюю» поэзию, каковая теперь с трудом заново собирается. Читать их трудно, но овчинка выделки стоит. Густым-темно от сантиментов./ Поглажу воздух -- и пойдет/ К твоим за триста километров/ Ногам. И голову кладет. // Ты здесь, мы в зеркале одном./ Мы выдыхаем об одном./ А дух, как ветер, через вдох/ Заходит в разум и наружу/ На каждый подколодный ох,/ Каким себя и обнаружу. // И стану мрамором живым:/ Чтобы не псом сторожевым.

Спектакль «ОдноврЕмЕнно» стал самым счастливым в судьбе Евгения Гришковца. Именно после него на известного лишь в узких театральных кругах калининградца посыпались многочисленные награды, а тусовочная популярность стала перерастать в общенациональную славу. Гришковец придумал фактически новый театральный жанр. Он выходит на сцену и говорит: а я вообще самого себя играть буду, свои сомнения, комплексы, воспоминания и размышления о жизни. Переплету их в тугой клубок сценической исповеди. Слушать эту исповедь одновременно интересно и странно, как если бы человек решил вдруг рассказать со сцены свои дневники. Дистанции между «я» и «не я» (без которой невозможно, казалось бы, театральное искусство) здесь вообще нет. Только дистанция между «я теперь» и «я столько-то лет тому назад», «я такой» и «я другой». Главная задача, которую пытается разрешить в «ОдноврЕмЕнно» Гришковец, в том-то и состоит -- попытаться уловить неуловимое «я», остановить мгновение, когда жизнь становится Жизнью и почувствовать свое единение с ней. Театр «Школа современной пьесы», 22 и 28 февраля, 21.30.
Тем, кто хочет «быть в курсе»

Истый меломан должен знать, как выглядит музыка вообще и музыка незвучащая в частности. Кстати, существует ли она в этот момент? Все это можно будет выяснить в Центральном Доме художника на выставке музыкальной индустрии «Рекорд». В нынешний уикенд в рамках проводимого уже третий год «Рекорда» российские звукозаписывающие компании представляют свою продукцию и планы на будущее, а продюсерские центры, авторские общества, СМИ и другие организации делятся своими соображениями и предложениями относительно общего состояния российского музыкального рынка. Артисты, как и положено, просто поиграют, тем более что концертная программа -- довесок к экспозиции и никаких сногсшибательных художественных целей не преследует. В пятницу выступает этногруппа Quantos (14.00, 14-й зал, 2-й этаж), джазовое трио Юрия Маркина (14.45, 8-й зал, 2-й этаж), в воскресенье -- джаз-ансамбль Сергея Фролова (16.00, 8-й зал). Кроме того, в «Рекорд» запихнули целый конкурс молодых исполнителей с громким названием «Натиск» (пятница, концертный зал ЦДХ, 11.00--21.00).

25 февраля в Музее кино (19.00) можно увидеть довольно редкий в наших краях фильм Жан-Люка Годара «Отколовшаяся банда» (Франция, 1964) с Анной Карина и Клодом Брассером. Помимо очевидных художественных достоинств и важности для мирового кинопроцесса фильм этот примечателен еще и тем, что является одним из любимых фильмов Квентина Тарантино. Именно переиначенное на американский лад название годаровской ленты -- A Band Apart -- стало названием для тарантиновской кинокомпании, на которой были сняты «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво». Так что всем, кто до сих пор любит Тарантино, имеет смысл ознакомиться с одним из источников его некогда неуемного вдохновения.

Московская консерватория и Центр современной музыки начинают двухгодичный проект «Россия--Германия: страницы музыкальной истории ХХ века», в рамках которого планируется провести семнадцать концертов русской и немецкой музыки. Впервые в России будет представлена онтология музыки двух стран в их исторических параллелях. Каждый концерт посвящен определенной идее, апеллирующей к социальным процессам и представленной в искусстве обеих стран. Первый концерт, темой которого избран конструктивизм, состоится 1 марта в Рахманиновском зале Консерватории. Отправляясь на концерт, имейте в виду: никаких мелодических красот -- Студия новой музыки под управлением Игоря Дронова предложит энергию чеканного ритма, жесткость линий и эргономичность формы. «Завод», «Рельсы», «Телескоп» -- звуковые фантазии конструктивистов Алексея Мосолова, Владимира Дешевова, Леонида Половинкина -- вместе с пьесами Сергея Прокофьва и Алексея Животова представят в концерте русскую сторону. Немецкую -- «Камерная музыка № 2» Пауля Хиндемита.

Одним из фирменных номеров Ираклия Андроникова был устный (потом и записанный) рассказ «Рекомендация Перцову Петру Петровичу». В 1942 году в Союз советских писателей принимают какого-то никому не известного старичка. Говорят, что смолоду был он связан с символистами и прочими сомнительными персонажами, но в реакционном сборнике «Вехи» все-таки не участвует. Андроников припоминает, что этот самый Перцов написал интересную книжку о Третьяковской галерее, а вельможный Фадеев решает: «Принять». И в рассказе, и на том историческом заседании Андроников, конечно, лукавил. Как, впрочем, и Фадеев. Оба несомненно знали, что Петр Петрович Перцов (1868--1947) был до революции активным литератором, издателем и корреспондентом Розанова и Мережковского, редактором журнала «Новый путь», сотрудником «Мира искусства», тонким знатоком живописи, критиком, переводчиком и т.п. Знали хотя бы потому, что интереснейшие «Литературные воспоминания» Перцова чудом вышли в свет под маркой издательства Academia (1934). Ныне этот выдающийся памятник мемуарного жанра переиздан с присовокуплением его неоконченной второй части, а также воспоминаний Перцова о Владимире Соловьеве, Розанове, Брюсове, Блоке (М., «Новое литературное обозрение»; серия «Россия в мемуарах»). Перцов рассказывает о своем визите в Ясную Поляну, встречах со стариками Майковым и Полонским, становлении «декадентской» журналистики, странной литературной атмосфере 1890-х годов. Писались его воспоминания при советской власти, но в них нет и следа сервилизма, стремления «переписать историю». (Приблизившись к по-настоящему рискованному сюжету -- организации религиозно-философских Собраний -- Перцов остановился.) В мемуарах Перцова привлекает не только богатая фактура, но неизменно благородный тон. А вступительная статья и скрупулезный комментарий А.В. Лаврова превращает знакомство с наследием Петра Петровича в настоящий праздник.
Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Слово «Иллюзион» для москвичей страны Советов неизбежно ассоциировалось с уютным кинотеатром в высотке на Яузской набережной. Там показывали мировой киноантиквариат, среди которого были запрещенные для широкого экрана трофейные шедевры. «Иллюзион» был таким маленьким советским окошком в большую цивилизацию, окошком, прорубленным в самом статусном памятнике тоталитарной эпохи -- гигантской каменной крепости-высотке архитектора Чечулина. Авторы выставки «Иллюзион» в Центре им. А.Д. Сахарова Юрий Фесенко, Борис Прудников, Светлана Малышева предложили поменять точку наблюдения: заглянуть снаружи, из сегодня, внутрь этого маленького окошка, увидеть как параллельный мир само советское государство. На стенах выставочного зала висят ковры массового производства (артефакт советского быта). На них проецируются кино и фотоматериалы недавнего прошлого. Сотканный советским искусством из нитей символов и мифов ковер псевдобытия и становится, по замыслу авторов, новым «Иллюзионом». Оцените ретро!

Вослед «Мушкетеру» на наши экраны выходит еще одна экранизация Дюма-отца -- «Граф Монте-Кристо» (США, 2002) в интерпретации Кевина Рейнольдса («Робин Гуд, принц воров», «Водный мир»). В отличие от героев «Мушкетера», Эдмон Дантес (Джим Кавизел) не применяет в борьбе с врагами восточных рукопашных хитростей, а предпочитает старое доброе фехтование. Тем, кто знаком с романом исключительно по предыдущим экранизациям (от классического фильма с Жаном Марэ до нашего «Узника замка Иф»), а также тем, кто не считает предыдущие работы Рейнольдса провалами, фильм наверняка очень понравится. Добротная, хотя временами неизбежно тяжеловесная история плаща и шпаги. Также в ролях Гай Пирс и Ричард Харрис. С пятницы фильм идет в «5 звездах», «Авроре», «Даунтауне», «Зарядье», «Кодаке-Киномире», «МДМ-кино», «Орионе», «Ролане», «Художественном», «Экране», «Киноплексе на Ленинском», в субботу -- в кинотеатре «Под куполом».

В советское время «Рондо» были уникальным музыкальным коллективом -- они были волосатыми. Причем не только «по форме», но и «по содержанию». Внутренняя волосатость была столь сильна, что даже «филармонические рокеры» «Машина времени» казались рядом с «Рондо» лысыми. А вокалист Александр Иванов, страшно сказать, еще и красился! Что они там играли -- не важно, хотя написали много глэм-роковых песен, если не равных американским грандам Motley Crue, то уж наверняка не хуже Poison или Cinderella. Главное -- остроугольные гитары «Ибанэз» в руках держали. Сейчас эта упаковка кажется до смешного консервативной. Как новая акция «Рондо». 28 февраля в Концертном зале Царицынского реабилитационного центра группа даст благотворительный концерт в честь ветеранов чеченской войны, и возможно, что из «пионеров русского глэм-рока» музыканты превратятся в «отцов российской рок-н-ролльной благотворительности», чьему примеру последуют остальные коммерчески успешные рокеры. Так что «консерватизм» в прямом смысле получится «здоровым». Начало в 19.00.
Тем, кто хочет культурно развлечься

«Филумена Мартурано», которую старшее поколение театралов помнит по знаменитому спектаклю у вахтанговцев с Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым, а широкий круг зрителей по фильму «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, -- образец неореалистической комедии. Теперь, когда «Филумену» назвали «Городом миллионеров» и поставили в Ленкоме, выяснилось, что это комедия бродвейская. Весь лирически-неореалистический налет с пьесы убран, зато активно используется репризный метод. На упреки, что Марк Захаров делает коммерческий театр, можно возразить только одно: он делает его лучше, чем кто бы то ни было. Вам может нравиться или не нравиться жанр боевика. Но нельзя не признать, что американцы тут переплюнули весь остальной мир. Вот «Город миллионеров» Захарова смотрится рядом со всей российской антрепризой, как американский боевик рядом с отечественным. Такой коммерческий театр можно не любить, не уважать -- нельзя. 23 и 24 февраля, 19.00.

Сборник «Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории» (М., «О.Г.И.»), являясь изданием весьма ученым, вполне оправдывает свое интригующее название. Большая его часть отведена разделу «Счастье и несчастье во все времена». Помнится, коллекцию определений счастья собирали сотрудники придуманного братьями Стругацкими Научного-исследовательского института чародейства и волшебства (НИИЧАВО). Дело их удачно подхватили авторы «Казуса», рассказывающие о том, как обстояло со счастьем у древних греков, средневековых фламандцев, приверженных платонической любви трубадуров (Ю.Л. Бессмертный. «Странное счастье рыцаря»), древнерусских аутсайдеров (И.Н. Данилевский. «Холопское счастье Даниила Заточника»), щеголей галантного века и разночинцев начала XIX столетия (А.И. Куприянов. «Не знатность нас счастливыми творит...»). Серьезная история культуры поворачивается к публике занимательной стороной и в других разделах -- «О беспокойных подданных и обеспокоенных властях» (здесь особенно впечатляет статья М.А. Бойцова «Ограбление мертвых государей как всеобщее увлечение») и «О людях, попадающих в историю» (а кто только в нее не попадает -- к примеру, средневековые флорентийские купцы или вологодский посадский мужик, которым выпало «великое счастье» жить в пору «славных дней Петра!). Разумеется, книга издана вовсе не для досужих увеселений, но развлечь интеллигентного читателя она очень даже может. А там, глядишь, и почувствует этот самый читатель, как далека от расхожих представлений и сегодняшних норм пестрая и путаная история человечества.


Тем, кто падок на все модное

Деятельный худрук МХАТа Олег Табаков давно собирался пополнить репертуар подведомственного ему театра добротным спектаклем для респектабельных зрителей. Им стал «Священный огонь» Сомерсета Моэма в постановке основательницы театра «Модерн» Светланы Враговой. В рыхловатое произведение с детективной интригой и мелодраматической закваской Врагова по обыкновению добавила чуточку ар-нуво. В особняке, где разворачивается действие пьесы, явно угадываются характерные черты этого стиля, а в финале навстречу героям распахивается сценографическое подобие «Острова мертвых» Арнольда Беклина. Даже артисты кажутся подобранными по принципу соответствия их внешнего облика приметам Сецессиона. Расчет Враговой оказался верным. Модерн, возникновение которого совпало с недолгим расцветом российского капитализма, явно привлекает и современных буржуа. МХАТ им. Чехова, 26 февраля, 19.00.

В Большом зале Консерватории 24 февраля состоится любопытная премьера, которую представит артистическое агентство «Краутерконцерт». Композитор Александр Розенблат, известный в широких кругах меломанов своей уникальной способностью переиначивать, переаранжировывать, сплетать -- одним словом, ставить с ног на голову известные классические и неклассические музыкальные темы и выстраивать из них целые и весьма цельные партитуры (самый знаменитый пример -- балет «Алиса в стране чудес», на музыку которого поставил потрясающее ледовое шоу Игорь Бобрин), взялся за исторический сюжет. Его новое сочинение «Ярослав Мудрый» выполнено в жанре вокально-симфонических картин. Сюжет о величайшем из правителей Древней Руси вполне подходит для устранения пробелов в образовании, тем более что либретто написал сам Петр Гладилин. Что же касается музыки, то монументальность жанра не помеха таланту и остроумию автора. Кредо композитора -- сплетать элементы классики, фолка и джаза, так что и здесь наверняка все это будет присутствовать в полном объеме, как и цитаты из известных сочинений. Качество звука гарантировано Госоркестром России, Академией хорового искусства под управлением Виктора Попова, солистами Алексеем Мочаловым и Алексеем Сафиуллиным и дирижером -- земляком мудрого Ярослава, киевским маэстро Владимиром Кожухарем.

Сказки «Муха-цокотуха» и «Тараканище», надеюсь, помните? Тогда концептуальные игры, затеянные Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем в XL-галерее, специально для вас. Зал галереи облепили силуэты насекомых из черного металла: жуков, пауков, мошек... Собрали этих стальных тварей не просто так. В основе -- мощная концепция. Елагина и Макаревич озвучивают ее сами: «Обращение к теме насекомых не случайно. Противоречивое восприятие этих маленьких существ, окружающих нас, очевидно. С одной стороны, это леденящие образы кинематографа, достаточно вспомнить сюрреализм «Андалузского пса» или ужасы «Мухи» Кроненберга. С другой -- это милые герои Корнея Чуковского, добрые букашечки-таракашечки». Вот оно как все серьезно. Извечные бинарные пары. Борьба добра и зла, понимаешь... Прониклись тонкостью интеллектуального дискурса? Бегом в XL.
Тем, кто хочет порадовать детей

С чего надо начинать культурный ликбез ребенка? Правильно, с Кремля. В выставочном зале Успенской звонницы открыта экспозиция «Холодный пламень, раскаленный лед». Впервые за последние 20 лет представлена уникальная коллекция стекла музеев Московского Кремля. Смотря на него, дети будут наслаждаться, а взрослые -- просвещаться. Узнают наконец, чем витражное стекло отличается от эгломизе, а оно в свою очередь -- от ювелирной мозаики.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова (классическая музыка), Александр Беляев (неклассическая), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

  АФИША  
  • //  22.02.2002
Афиша для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика