N°238
26 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  26.12.2002
Гений бисерных подробностей
Загадки Луки Лейденского предстоит разгадывать нам

версия для печати
Монографическая выставка нидерландского художника Луки Лейденского (1489/1494 -- 1533) открылась в ГМИИ на Волхонке. В собрании музея хранится лучшая российская коллекция резцовых гравюр (на меди) этого мастера Северного Ренессанса.

Представим себе сюжет: «Мария Магдалина». Что вспоминается из истории изобразительных искусств? Прекрасная златовласая грешница стоит на коленях. Руки сложены в молитве. Заплаканные глаза подняты к небесам. Перед грешницей -- череп и Библия. Позади дикий «романтический» пейзаж с гротом, в котором, согласно средневековой французской легенде, Мария прожила остаток жизни. Теперь посмотрим гравюру Луки Лейденского «Танец Марии Магдалины» (1519). Веселая великосветская компания поет и пляшет на опушке леса. Кавалеры любезничают с дамами. Мария Магдалина со своим воздыхателем танцует в центре. На ее довольном лице раскаяния нет и следа. Щеголи-музыканты играют на флейте и бьют в барабан. На заднем плане Мария Магдалина предается другому светскому развлечению: охоте. Трубят в рожки егеря. Скачет олень. За ним мчится свора собак. Рассматривать сей «сад земных наслаждений» очень увлекательно. Болтливые подробности тут и там складненько складываются в отдельные сказочки: тут про меч-кладенец, что валяется красивой безделушкой в ногах разомлевшего от ласки юной девы рыцаря; там про древний горный хребет, что рассыпался много веков назад, и теперь в его обломках прячутся влюбленные пары; здесь про джокера-шута, благословляющего беспутное веселье... Полюбуйтесь еще выгравированными во всех скрупулезных деталях пряжками поясов, застежками плащей, шитьем платьев и -- отдельно -- стрельчатыми, будто переплеты готических окон, складками одеяний.

Первый признанный нидерландский гравер XVI века Лука Лейденский редко следовал выработанным формулам иконографии христианского искусства. Он, как впоследствии Питер Брейгель Старший, предпочитал рассказывать свои версии христианской истории с бисерно прописанными эпизодами и целой армией действующих лиц. По стилю репрезентации напоминают они средневековые театральные спектакли, разыгрываемые на площадях для всего честного люда в назидание, поучение и просвещение. В Нидерландах периода нарождающейся Реформации все эти сказочно-многословные мистерии являются отличным комментарием религиозной дидактической доктрины, своеобразной «Библией для бедных». Кстати, непосредственно к такой Библии Лука тоже делал гравюры. Две из них представлены на выставке.

Несмотря на то что искусство Луки Лейденского развивалось под сильным влиянием гениального Дюрера, считать Луку тенью великого немца не следует. Об этой возможной ошибке предупреждал биограф мастеров Возрождения Джорджо Вазари. Сравнивая двух гениев «необузданного воображения», Вазари отдавал должное тональному богатству, тончайшим световоздушным эффектам гравюр Луки Лейденского, утверждая, будто «его наблюдения открыли глаза многим живописцам».

Загадочная гравюра на выставке условно называется «Юноша с черепом в руках» (ок. 1519). Традиционно считалось, что это автопортрет художника. Однако куратор выставки Наталия Маркова рассказала мне, что на другие известные портреты Луки «Юноша» не похож. И скорее всего смысл картины аллегорический. Молодой интеллектуал в роскошных одеяниях указует на прижатый к груди череп. «Memento mori» -- Помни о смерти. Кто это? Шекспировский Гамлет? Или другой персонаж «готической» эпохи, астролог, алхимик, один из тех, кто вдохновит будущее движение розенкрейцеров или подготовит блистательный период научно-магических штудий при пражском дворе Рудольфа II? У каждого -- своя разгадка. Попытайте счастья и вы. Впереди -- длинные праздники. Самое время для неспешных созерцаний и глубокой медитации. Лука Лейденский позаботился о нашем досуге.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.12.2002
«Правила секса» на экранах Москвы
Роджеру Эйвери очень повезло с друзьями юности. В середине восьмидесятых он работал в одной видеолавке с Квентином Тарантино, смотрел по пять фильмов в день и считал день прожитым не зря, если клиент, заглянувший в прокат, чтобы взять на вечерок очередную мелодраму с Мэг Райан, уходил нагруженный Годаром и японскими самурайскими боевиками. А в свободное от просмотра фильмов время Роджер и Квен придумывали истории, которые чуть позже трансформировались в «Настоящий роман», «Криминальное чтиво» и поделенный пополам «Оскар» за лучший сценарий... >>
  • //  26.12.2002
О новой книге Инны Лиснянской
Поэзия Инны Лиснянской упорно противится жестким определениям и строгим интерпретациям. С одной стороны, вроде бы совсем не трудно исчислить «ключевые темы» и выявить смысловые связи, организующие четыре цикла, что составили ее новый сборник «В пригороде Содома»... >>
  • //  26.12.2002
В галерее «Улица О.Г.И.» открылась выставка под кодовым номером «01»
Новый год и вата это как Тру-ля-ля и Тра-ля-ля из сказки про Алису в стране чудес. Жить друг без друга не могут. Одновременно находятся в перманентной вражде. Из чего делают сугробы вокруг новогодней елочки, которая стоит в красном углу квартиры, напротив телевизора? Правильно, из ваты. Что служит рабочим материалом для дед-морозовской бороды? Точно, вата и служит. Наконец, что, как говорят на эскалаторе в метро, может стать причиной пожара в новогоднюю ночь? Увы, она самая. Вата, чтоб ее... >>
  • //  26.12.2002
Советские новогодние игрушки в Музее декоративно-прикладного искусства
«Мерцание истории в елочном шарике» -- не совсем точное название для выставки российских и советских новогодних игрушек из коллекции американки Ким Балашак: если история и мерцает в этой экспозиции, так еще и в морковках, парашютистах, зайцах, барсуках и прочих выдутых из стекла, вырезанных из картона обитателях праздничных елок. На выставке в Музее декоративно-прикладного искусства старые новогодние игрушки (отечественного производства до 1966 года) впервые в таком количестве: их более двух с половиной тысяч. Они не на елках, а в стеклянных витринах, через которые видны и экспозиция, и посетители, склоняющие головы, чтобы разглядеть то, к чему на праздниках как-то недосуг присматриваться... >>
  • //  26.12.2002
Загадки Луки Лейденского предстоит разгадывать нам
Монографическая выставка нидерландского художника Луки Лейденского (1489/1494 -- 1533) открылась в ГМИИ на Волхонке. В собрании музея хранится лучшая российская коллекция резцовых гравюр (на меди) этого мастера Северного Ренессанса... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика