N°233
19 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  19.12.2002
«Культура нравится вообще, и канал в частности»
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно

версия для печати
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что.

Во-первых, почти все опрошенные ответили, что канал смотрят (анкета проводилась анонимно, фамилий мы не спрашивали, только профессию и возраст). Некоторые редко, но большинство -- постоянно. Среди преданных зрителей много людей пенсионного возраста, но немало и студенческой молодежи. Люди активного возраста из-за отсутствия времени смотрят реже. Частый ответ: в первую очередь на канале привлекает отсутствие рекламы. Есть и такие мнения: «Другие каналы смотреть практически невозможно. На «Культуре» нет ни пошлости, ни насилия. Смотрю все» (гример, 56 лет); «Это лучший канал на нашем телевидении, полностью интеллигентный» (кинокритик, 67 лет); «Для человека, работающего в области культуры, этот канал -- настоящая отдушина (композитор, 59 лет); «Это самый интересный канал. Дает много информации, которую я потом широко использую в работе» (режиссер документального кино, 72 года); «Нравится та интеллектуальная нагрузка, которую не сыщешь на других каналах. Смотря передачи «Культуры», можно абстрагироваться от многочисленных боевиков и попсовых передач» (художник-мультипликатор, 43 года).

Среди передач, названных участниками опроса в числе наиболее запомнившихся, лидирует «Культурная революция» («с министром нашим... со Швыдким», «жаль, что программа Швыдкого ушла на другой канал, на «Культуре» она лучше вписывалась в контекст», «мне нравится, когда разные передачи ведут люди с харизмой. Как Швыдкой»). На втором месте -- «Новости культуры», на третьем -- просто «старые фильмы». Не всегда зрители могли вспомнить названия передач, поэтому часто отвечали, что «нравятся музыкальные программы, а также передачи, посвященные киноискусству», «нравятся театральные постановки», «привлекают передачи о кино, о театре», «все, что связано с кино и с музыкой», «люблю, когда показывают не современные фильмы, а картины, вошедшие в историю кино», «люблю документальные фильмы», «смотрю все передачи, связанные с музыкой», «люблю передачи о писателях, классической литературе, классической музыке», « с удовольствием смотрю музыкально-балетные передачи, записи великих опер», «смотрю оперы, балеты, старые фильмы и спектакли», «люблю программы о картинах, о выставках. Смотрю передачи про Третьяковку», ну и все прочее в этом роде.

Из авторских передач отмечали чаще всего программы Кирилла Разлогова, Татьяны Толстой и Дуни Смирновой (единственная передача из новых, о которой вспоминали, и опять же без названия), Святослава Бэлзы -- и, пожалуй, все. По названиям отмечали «Острова», «Кто там», «С потолка», «Эпизоды», «От киноавангарда к видеоарту», «Графоман». Есть и такой ответ: «Культура мне нравится вообще, и телеканал в частности. Конкретно ничего не могу сказать. Видел недавно два хороших фильма» (оператор, 44 года).

Ну и наконец, о недостатках. Тут слово зрителям, без комментариев.

«Не нравится мне, как говорят на канале «Культура» о людях моей профессии. На канал же приглашают из года в год одних и тех же актеров -- деляг, хватов, прославившихся еще в старые времена. Ни одного свежего лица» (актер, 70 лет).

«Видно, что на канале работают профессионалы. В их работе бывают ошибки, но очень редко, и это простительно, поскольку передачи о кино и комментарии перед показами фильмов -- замечательные. Хотелось бы, конечно, чтобы изредка на канал приглашали других киноведов. Для разнообразия» (киновед, 60 лет).

«Как освещается анимация, мне не нравится. Анимация в нашей стране «загнулась», прямо скажем. Проблемных передач на эту тему нет, а те, что есть, просто забивают последние гвозди в гроб анимации» (аниматор 42 года).

«О современных художниках, особенно о художниках моего поколения, не говорят ничего. О нас забыли. А мы живем, работаем, выставляемся» (художник, 56 лет).

«Некоторые передачи могут вызвать замечания у осведомленных людей, но в остальном канал «Культура» подобен ситу, через которое отцеживается вся дрянь, идущая на других каналах» (критик, 67 лет).

«Сейчас культ молодежи. Я много раз видел программы либо о молодых писателях, либо освещенные с позиций молодежного мировоззрения. Хотелось бы больше полифонии, чтобы присутствовали и традиционные подходы к освещению литературы» (драматург, 66 лет).

«Хотелось бы больше джаза, но в целом все нравится. Хочу, чтобы канал не сдавал своих позиций» (композитор, 59 лет).

«Хотелось бы, чтобы встречи актеров, театральные гостиные были более подготовлены чисто технически. Очень часто просто плохо видно и слышно из-за определенного статического положения камер, небольшого количества микрофонов» (актер, 67 лет).

«На канале очень хорошая киноаналитика, но не хватает совсем простого -- передачи, которая давала бы анонсы кино. За этим приходится «ходить» на другие каналы» (студент, 22 года).

«Не люблю ток-шоу на канале «Культура». Мне кажется, ток-шоу -- это прерогатива каналов с менее элитарной аудиторией» (студентка, 19 лет).

«Хотелось бы, чтобы об искусстве рассказывали на простом языке, без всяких заумных терминов, а то непонятно. Еще было бы неплохо, если бы делали передачи о зарубежных музеях и выставках -- Прадо, Уффици» (пресс-атташе благотворительных концертов, 30 лет).

«На канале все очень популяризировано, хотя я не считаю, что это большой недостаток. Но хочется по-настоящему глубоких аналитических программ по истории и теории театра и кино» (студент, 20 лет).

«Хочется, чтобы программы по кино и театру были более детальными, более глубокими» (пресс-атташе радио «Европа-Плюс», 23 года).

«Мне не нравятся спокойные, безличностные комментарии к фильмам и спектаклям. Хотелось бы чего-нибудь живого, ярко индивидуального» (закупщик фильмов в телекомпании, 21 год).

«Комментаторы музыкальных программ не всегда компетентны, мне часто не нравятся их оценки» (пианист, 30 лет).

И наконец, самая приятная оценка для работающих на канале -- «У меня никогда не возникало мысли, что у «Культуры» могут быть какие-либо недостатки» (помощник декоратора, 19 лет).
Мнения собирала Ольга КУЗНЕЦОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.12.2002
Канал «Культура» существует всего пять лет, а кажется, что был всегда. К счастью, за это время гениальное решение Бориса Ельцина о создании свободного от рекламы и полностью посвященного «духовным ценностям» телеканала не было отменено, а в этом году даже получило новое развитие. С 1 ноября этого года на канале появилось новое оформление, возникли целые грозди новых программ, после ремонта здания Дома звукозаписи, куда переселилась редакция, возникли условия для собственного производства. За счет спутникового вещания канал теперь можно смотреть даже во Владивостоке, а также на территории бывшего СССР, и в ближайшее время его потенциальная аудитория составит 85 миллионов человек. Зритель к каналу благоволит, а специалисты отмечают положительную динамику. Но если уж все так хорошо складывается, то не пришла ли пора посмотреть на политику канала не умиленно и благодарно, а более трезво... >>
  • //  19.12.2002
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?.. >>
  • //  19.12.2002
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными... >>
  • //  19.12.2002
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что... >>
  • //  19.12.2002
Несколько вопросов тому, кто знает, как надо рассказывать про новое в искусстве
Культурные новости -- слабое звено практически всех информационных передач. Для обычных выпусков новостей культура -- падчерица. Понятно, что пространство культуры куда более разнородно и гораздо хуже разработано, чем поле политическое. Телезрителям не принято объяснять, кто такой Березовский или Закаев, так как про историю этих персонажей им рассказывают едва ли не ежедневно и подробно. А вот для событий из области культуры, как правило, нужны специальные комментарии, которые формат новостных передач не предусматривает. Поэтому обычные каналы обходятся сообщениями про хорошо известное -- могут рассказать про Большой театр, музей Эрмитаж или премьеру «Бонда». Для канала «Культура» такой подход неприемлем. Но найти свой способ решения этой проблемы -- информировать публику о повседневном течении культурной жизни последовательно и внятно -- ему пока не удалось. Не уверена, что такая задача осознанно на канале ставилась. Поскольку смотреть новостные выпуски на «Культуре», увы, не увлекательно. Очень много вопросов возникает к создателям этой программы... >>
  • //  19.12.2002
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура»... >>
  • //  19.12.2002
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно... >>
  • //  19.12.2002
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика