Время новостей
     N°233, 19 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2002
«Культура нравится вообще, и канал в частности»
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что.

Во-первых, почти все опрошенные ответили, что канал смотрят (анкета проводилась анонимно, фамилий мы не спрашивали, только профессию и возраст). Некоторые редко, но большинство -- постоянно. Среди преданных зрителей много людей пенсионного возраста, но немало и студенческой молодежи. Люди активного возраста из-за отсутствия времени смотрят реже. Частый ответ: в первую очередь на канале привлекает отсутствие рекламы. Есть и такие мнения: «Другие каналы смотреть практически невозможно. На «Культуре» нет ни пошлости, ни насилия. Смотрю все» (гример, 56 лет); «Это лучший канал на нашем телевидении, полностью интеллигентный» (кинокритик, 67 лет); «Для человека, работающего в области культуры, этот канал -- настоящая отдушина (композитор, 59 лет); «Это самый интересный канал. Дает много информации, которую я потом широко использую в работе» (режиссер документального кино, 72 года); «Нравится та интеллектуальная нагрузка, которую не сыщешь на других каналах. Смотря передачи «Культуры», можно абстрагироваться от многочисленных боевиков и попсовых передач» (художник-мультипликатор, 43 года).

Среди передач, названных участниками опроса в числе наиболее запомнившихся, лидирует «Культурная революция» («с министром нашим... со Швыдким», «жаль, что программа Швыдкого ушла на другой канал, на «Культуре» она лучше вписывалась в контекст», «мне нравится, когда разные передачи ведут люди с харизмой. Как Швыдкой»). На втором месте -- «Новости культуры», на третьем -- просто «старые фильмы». Не всегда зрители могли вспомнить названия передач, поэтому часто отвечали, что «нравятся музыкальные программы, а также передачи, посвященные киноискусству», «нравятся театральные постановки», «привлекают передачи о кино, о театре», «все, что связано с кино и с музыкой», «люблю, когда показывают не современные фильмы, а картины, вошедшие в историю кино», «люблю документальные фильмы», «смотрю все передачи, связанные с музыкой», «люблю передачи о писателях, классической литературе, классической музыке», « с удовольствием смотрю музыкально-балетные передачи, записи великих опер», «смотрю оперы, балеты, старые фильмы и спектакли», «люблю программы о картинах, о выставках. Смотрю передачи про Третьяковку», ну и все прочее в этом роде.

Из авторских передач отмечали чаще всего программы Кирилла Разлогова, Татьяны Толстой и Дуни Смирновой (единственная передача из новых, о которой вспоминали, и опять же без названия), Святослава Бэлзы -- и, пожалуй, все. По названиям отмечали «Острова», «Кто там», «С потолка», «Эпизоды», «От киноавангарда к видеоарту», «Графоман». Есть и такой ответ: «Культура мне нравится вообще, и телеканал в частности. Конкретно ничего не могу сказать. Видел недавно два хороших фильма» (оператор, 44 года).

Ну и наконец, о недостатках. Тут слово зрителям, без комментариев.

«Не нравится мне, как говорят на канале «Культура» о людях моей профессии. На канал же приглашают из года в год одних и тех же актеров -- деляг, хватов, прославившихся еще в старые времена. Ни одного свежего лица» (актер, 70 лет).

«Видно, что на канале работают профессионалы. В их работе бывают ошибки, но очень редко, и это простительно, поскольку передачи о кино и комментарии перед показами фильмов -- замечательные. Хотелось бы, конечно, чтобы изредка на канал приглашали других киноведов. Для разнообразия» (киновед, 60 лет).

«Как освещается анимация, мне не нравится. Анимация в нашей стране «загнулась», прямо скажем. Проблемных передач на эту тему нет, а те, что есть, просто забивают последние гвозди в гроб анимации» (аниматор 42 года).

«О современных художниках, особенно о художниках моего поколения, не говорят ничего. О нас забыли. А мы живем, работаем, выставляемся» (художник, 56 лет).

«Некоторые передачи могут вызвать замечания у осведомленных людей, но в остальном канал «Культура» подобен ситу, через которое отцеживается вся дрянь, идущая на других каналах» (критик, 67 лет).

«Сейчас культ молодежи. Я много раз видел программы либо о молодых писателях, либо освещенные с позиций молодежного мировоззрения. Хотелось бы больше полифонии, чтобы присутствовали и традиционные подходы к освещению литературы» (драматург, 66 лет).

«Хотелось бы больше джаза, но в целом все нравится. Хочу, чтобы канал не сдавал своих позиций» (композитор, 59 лет).

«Хотелось бы, чтобы встречи актеров, театральные гостиные были более подготовлены чисто технически. Очень часто просто плохо видно и слышно из-за определенного статического положения камер, небольшого количества микрофонов» (актер, 67 лет).

«На канале очень хорошая киноаналитика, но не хватает совсем простого -- передачи, которая давала бы анонсы кино. За этим приходится «ходить» на другие каналы» (студент, 22 года).

«Не люблю ток-шоу на канале «Культура». Мне кажется, ток-шоу -- это прерогатива каналов с менее элитарной аудиторией» (студентка, 19 лет).

«Хотелось бы, чтобы об искусстве рассказывали на простом языке, без всяких заумных терминов, а то непонятно. Еще было бы неплохо, если бы делали передачи о зарубежных музеях и выставках -- Прадо, Уффици» (пресс-атташе благотворительных концертов, 30 лет).

«На канале все очень популяризировано, хотя я не считаю, что это большой недостаток. Но хочется по-настоящему глубоких аналитических программ по истории и теории театра и кино» (студент, 20 лет).

«Хочется, чтобы программы по кино и театру были более детальными, более глубокими» (пресс-атташе радио «Европа-Плюс», 23 года).

«Мне не нравятся спокойные, безличностные комментарии к фильмам и спектаклям. Хотелось бы чего-нибудь живого, ярко индивидуального» (закупщик фильмов в телекомпании, 21 год).

«Комментаторы музыкальных программ не всегда компетентны, мне часто не нравятся их оценки» (пианист, 30 лет).

И наконец, самая приятная оценка для работающих на канале -- «У меня никогда не возникало мысли, что у «Культуры» могут быть какие-либо недостатки» (помощник декоратора, 19 лет).

Мнения собирала Ольга КУЗНЕЦОВА