N°23
08 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  08.02.2002
Афиша
версия для печати

Тем, кто мечтает увидеть живьем знаменитость

Многие огорчились, придя 3 февраля на концерт Евгения Кисина и обнаружив, что пианист играть не будет. Однако концерт не отменен, а перенесен по весьма уважительной причине -- Кисин заболел. А увидеть пианиста за роялем можно будет 9 февраля в Большом зале Консерватории (концерт дневной, начало в 14.00).

Золотой век русской культуры не такое страшное занудство, как может показаться тем, кто знаком с ним исключительно по школьным учебникам. Золото другой пробы предъявит выставка «Друг Пушкина Нащокин», что открыта последнюю неделю в галерее «Дом Нащокина». Павел Воинович Нащокин был хозяином дома в Воротниковском переулке, где сейчас разместилась галерея. Нащокин умел смачно жить. Был преданным другом, хлебосольным барином, чудаком и балагуром. За словом в карман тоже не лез. В доме Нащокина, по выражению Пушкина, всегда была «такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идет. С утра до вечера ...разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы (кстати, Пушкин крестил дочь Нащокина от цыганки Ольги Солдатовой), шпионы... Всем вольный ход; всем до него нужда; всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет». Атмосферу того нащокинского дома попытались реконструировать его нынешние владельцы. Затем и устроили выставку раритетных предметов пушкинской эпохи. Ну а живьем вы увидите самую главную знаменитость Дома Нащокина... собственно его дом. Точнее, «домик», миниатюрную копию с детальным повторением реальной обстановки. Кукольный домик был создан по заказу Павла Воиновича и собирался при его непосредственном участии. «Стол, накрытый для обеда... диваны и кресла; на стенах -- картины, с потолка спускаются золоченые бронзовые люстры, на ломберном столе лежит колода карт... Можно выстрелить из пистолета длиной в 4,4 сантиметра, вскипятить воду в самоварчике, который легко удержать двумя пальцами...» Сейчас домик хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина. Он никогда не покидал стен петербургского музея на Мойке, 12. Исключение сделано лишь для нынешней выставки, посвященной 200-летию Павла Нащокина. Выставка закроется -- домик уедет. Так что спешите видеть.

Олегу Митяеву можно только позавидовать, ибо он -- автор народной песни, как ни бредово это звучит. Настоящего современного фольклора, а именно той самой «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». После такой песни можно наплевать вообще на все в этой жизни и до конца дней выполнять роль свадебного генерала. Но Митяев упорно пишет песни. Причем очень хорошие. Одну -- «Крепитесь, люди, скоро лето» -- даже сватали в хиты, сняли клипчик там, и все такое. Какие-то вменяемые каналы покрутили клип в ночном эфире, а дальше -- все. Потому как «не формат». Хочется спросить: а на кой черт нам такой формат, при котором невозможно нигде услышать нормальную песню с внятной лирикой? Зато 15--17 февраля в Государственном Кремлевском дворце будет полнейший и безоговорочный формат на сольном концерте Олега Митяева. Вот выйдет Митяев на сцену, будет петь свои отличные песни, такой нормальный городской фолк, где и мелодия, и сюжет, и никакой попсы, но и без зауми. А народ все равно будет требовать «...Изгиб гитары желтой». Ну ничего. Крепись, Митяев, скоро лето. Начало в 19.00.
Тем, кто знает толк в искусстве

Прозу Афанасия Фета зачастую не знают даже страстные ценители его стихов. А жаль. Потому что Фет писал умно, артистично и свободно. Тонкие психологические повести, обаятельные рассказы, редкостно трезвые и обстоятельные очерки «фермерского быта» составили новый томик качественной вагриусовской серии «Проза поэта». «За бортом» остались обширные воспоминания (может, и стоило включить иные фрагменты) и критические статьи -- с ними заинтересованный читатель познакомится по другим (вполне доступным) изданиям. А пробудить интерес к прозе Фета сборник «Вагриуса» вполне может. Начинать знакомство всего лучше с позднего (1881) рассказа «Кактус», где Фет с молодым воодушевлением ведет речь о цыганских песнях, родстве любви и музыки, друге своей юности беспутном и чудесном Аполлоне Григорьеве и волшебном, лишь на один вечер раскрывающемся, невероятном растении. «Цветок был срезан и поставлен в стакан с водой. Мы распрощались. Когда утром мы собрались к кофею, на краю стакана лежал бездушный труп вчерашнего красавца кактуса».

Иван Линс -- вокалист, гитарист и автор песен. Живет в Бразилии, пишет лирические песни. В этом качестве известен любителям латиноджаза уже лет тридцать, так как начал выступать и записываться в 1970 году, а спустя девять лет сочинил песню, что стала своего рода «стандартом». Это композиция Magdalena, которую перепели и переиграли все кому не лень -- Джордж Бенсон, Дайана Шур, Нэнси Уилсон, Сара Воэн. Этим, конечно, достижения Линса не исчерпываются, и, чтобы лишний раз доказать всем и каждому, какой Линс замечательный, коллеги организовали ему трибьют-альбом A Love Affair. В записи поучаствовала как джазовая, так и не джазовая элита, а сам чествуемый сыграл на клавишах. На альбоме можно услышать бас Маркуса Миллера, сакс Дэйва Коца и Гровера Вашингтона, голос Чаки Хан и многих других. Песню She Walks This Earth спел сам Стинг, за что получил свою бог знает какую по счету «Грэмми». Также на «Грэмми» номинировалась Camaleao в версии Гровера Вашингтона, но ему ничего не дали. Наверное, решили, что жирно -- какой-то джазовой пластинке -- да две «Грэмми». А вдруг Бритни Спирс ничего не достанется! Ну и ладно, зато получается, что Иван Линс облагодетельствовал Стинга, за что спасибо ему огромное. У нас он играет с 15 по 19 февраля в «Ле Клубе», начало в 22.00.

Настоящему гурману живописи одной выставки «Бубнового валета» маловато. Выйдя из Центра искусств на Неглинной, вы обязательно направитесь в сторону Центрального Дома художников. Ибо на Крымском валу открыта параллельная экспозиция живописи «валетов» в рамках проекта «Путь на Запад? Путь к себе». Куприна, Лентулова, Осмеркина, Фалька, Кончаловского, Бурлюка из частных собраний Москвы выставила галерея «Элизиум». Она была создана недавно (1998) и завоевала большой авторитет у коллекционеров и знатоков русского искусства. Стратегия галереи -- представить искусство двадцатых-тридцатых годов XX столетия как сложный, многосоставный процесс. Вот и сейчас галерее удалось показать совсем забытых участников выставок «Бубнового валета», а также познакомить зрителей с тем, как известные «валеты» работали в непривычных для них жанрах. Например, увидеть «Распятие» Аристарха Лентулова или «Обнаженную на фоне персидской набойки» Александра Осмеркина (см. фото).

«Любовные похождения блондинки» (Польша, 1965) порадуют не только эстетов (которые этот фильм уже наверняка миллион раз видели, но с удовольствием посмотрят и в миллион первый), но и просто всех любителей хорошего кино и бесхитростных лирических историй. Самый милый и смешной фильм Милоша Формана об амурных недоразумениях, происходящих в жизни молоденькой фабричной работницы (Яна Брейхова). Смотрите в «Иллюзионе» в субботу, 9 февраля, на сеансах 16.00, 18.00 и 20.00, а также в Музее кино в четверг, 14 февраля, на сеансе 19.00.
Тем, кто хочет «быть в курсе»

В предисловии к сборнику статей «Общество на фоне» (М., «О.Г.И.») главный редактор информационно-политического сайта «Полит.Ру» Кирилл Рогов пишет: «Словосочетание «гражданское общество» стало хитом политического сезона 2001. Вопрос о «гражданском обществе» отразил достаточно решительный поворот российского политического сознания и не случайно совпал с окончанием периода бурной борьбы за политическую власть». Насчет «окончания периода бурной борьбы» бабушка, кажется, все-таки надвое сказала. Насчет «хита» тоже есть разные мнения. Но если вам не совсем безразличны всякие общественно-политические сюжеты, а зарываться в разную периодику (сновать по многочисленным сайтам) особой охоты нет, то полистайте «Общество на фоне». С «Полит.Ру» сотрудничали весьма приметные социологи, историки, публицисты, правозащитники, в частности Александр Аузан, Юрий Левада, Арсений Рогинский. «Полит.Ру» касался весьма эффектных проблем (от выяснения общего «своеобразия текущего момента» до частностей вроде возвращения сталинского гимна и организации «Гражданского форума»). В общем, есть что почитать. А над обложкой потрудился сам Сергей Елкин.

Пьеса с коротким, но выразительным названием «Ю» принадлежит перу молодого, но уже знаменитого драматурга Ольги Мухиной. Пьесы у Мухиной странные. Сюжет не пересказать. Смысл не выудить. Интонация везде одна. Тема тоже. Герои Мухиной не едят, не спят, не работают, не думают о смысле жизни и вообще ни о чем не думают. Они все время находятся в состоянии влюбленности и говорят на особом языке, напоминающем лепет ребенка, словарный запас которого уже большой, а запас мыслей минимальный. Недоброжелатели Мухиной водятся в основном среди критиков, поклонники среди режиссеров. Вот и Евгений Каменькович, поставивший «Ю», явно поклонник. Он проделал огромную работу по наполнению мухинских поэтических вольностей конкретным театральным смыслом, очень хорошо поработал с артистами, вместе художником Александром Боровским отлично придумал пространство и сумел придать происходящему на сцене импрессионистическую воздушность, но ощущение после спектакля все равно такое, как будто команда талантливых и милых людей два часа тащила пробку из бутылки, в которой пустота. МХАТ им. Чехова (Малая сцена), 12 февраля, 19.00.


Тем, кто с трудом закончил восемь классов

Непростые перипетии драмы Лермонтова «Маскарад» очень доступно объяснил в своем спектакле режиссер Виктор Шамиров. Между романтизмом и уголовной романтикой он поставил знак равенства. Картежники, включая Казарина и Звездича, сплошь деклассированные элементы и играют они не в банк, а в лучшем случае в очко. Обращенные к Арбенину слова: «А ты, любезнейший, женат, богат, стал барин» -- в этом контексте воспринимаются как «А ты, мужик, скурвился». Все в целом очень напоминает фильм Шукшина «Калина красная». Не могут простить джентльмены удачи предательства своих идеалов. Арбенин и сам мучается. «О! Кто мне возвратит... вас, буйные надежды,/ Вас, нестерпимые, но пламенные дни!» -- восклицает он, и зритель сразу понимает, что имеется в виду. Невольно вспоминаешь пародию на Маршака, который перевел Бернса: «При всем при том, при всем при том,/ При всем при том, при этом/ Маршак остался Маршаком,/ А Роберт Бернс -- поэтом». Вот и Лермонтов остался поэтом. А Шамиров -- Шамировым. Театр им. Станиславского, 13 февраля, 19.00.


Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Вторую симфонию Малера за последнее время можно было услышать несколько раз, в том числе и в трактовках таких дирижеров, как Валерий Гергиев (оркестр Мариинского театра) и Василий Синайский (Госоркестр России), которые представили, безусловно, интересные концепции этого сочинения. 10 февраля (Большой зал Консерватории) нам предлагает свое видение малеровского творения Владимир Федосеев со своим БСО им. П.И. Чайковского. Маэстро сейчас очень настроен на Малера, поскольку записывает его на CD (уже состоялись записи Первой и Пятой симфоний). Для исполнения вокальных партий приедут Ариана Печонка (сопрано, Канада) и Дагмар Пецкова (меццо-сопрано, Чехия). Федосеев в выборе вокалистов всегда ориентируется на Запад, и приглашение этих певиц, зарекомендовавших себя в немецком романтическом репертуаре, -- характерный жест дирижера.

У новосибирской квазифолковой группы «Калинов мост» начались, можно сказать, гастроли по столице. Нечасто славные сибиряки наведываются к нам, обычно нужен какой-нибудь серьезный повод. Сейчас вроде бы обошлось без повода, тем не менее на следующей неделе группа выступит сразу в трех местах -- в клубе «Свалка» (9 февраля в 23.59), в клубе «Точка»(15 февраля в 23.00) и в сборном концерте «Последний герой» в «Олимпийском» (14 февраля в 19.00). Оно, конечно, совпадение, но сибирская команда под предводительством Дмитрия Ревякина тоже в каком-то смысле «последний герой» русского рока. Возникнув на излете советского времени, она не вписывалась ни в русский, ни в «новорусский» рок, ни в чистый рок-н-ролл, ни в фольклор. Тем не менее несомненно, что при всей спорности Ревякин со товарищи занимают на нашей рок-сцене особое место.

В «Горе от ума» Сергея Женовача молодая поросль Малого театра, которой, по понятной причине, достались почти все главные роли, совершенно теряется на фоне «стариков» -- Виктора Павлова (в его исполнении Загорецкий -- почти Хлестаков), Татьяны Панковой (княгиня Тугоуховская) и Юрия Соломина, чей Фамусов (не ретроград какой-то особенный, а просто заботливый папенька и старый ловелас) оказывается центральным персонажем спектакля. Именно в работе с этими артистами постановщику удалось найти идеальное сочетание режиссерской воли и лицедейской вольницы. Театральные прогнозисты уверенно предсказывали, что в работе над комедией основным камнем преткновения станут для Женовача именно звезды. А те, напротив, стали подспорьем, и теперь можно с уверенностью сказать: артисты старого доброго Малого больше не будут пугать друг друга словом «режиссер». Малый театр, 14 февраля. 19.00.

Кто любит авангард, а кто -- передвижников. Последние были неплохими менеджерами собственного искусства и заполнили им музеи по всей России. В провинциальных собраниях хранятся иногда их лучшие работы. Не верите? Тогда сходите на очередную выставку серии «Золотая карта России» в Инженерный корпус старой Третьяковки. Она представляет коллекцию Пензенской картиной галереи имени Константина Савицкого, того самого, который нарисовал мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». Помимо творений этого мастера можно увидеть отличные этюды Алексея Саврасова, Григория Мясоедова, других художников. Не лишним будет посетить выставку и поклонникам русского сезаннизма. Поистине сейчас на их улице праздник. Открыты две уникальные выставки (в Московском центре на Неглинной и галерее «Элизиум»), и на десерт -- раздел творчества бубнововалетовцев в экспозиции из собрания Пензенской галереи. Можно полюбоваться картинами уроженца Пензенской губернии Аристарха Лентулова, а также живописью Натальи Гончаровой, Роберта Фалька и других.

Ничего более консервативного, чем просмотр вестерна, представить себе невозможно. Даже если он совсем свежий, прошлогодний, и снял его вовсе не Джон Форд или Ховард Хоукс, а Лес Мейфилд, автор «Бриллиантового полицейского» с Мартином Лоуренсом. «Американские герои» (США) -- комическая вариация на тему классических сюжетов из истории Дикого Запада, с участием знаменитого разбойника Джесси Джеймса и его многочисленных родственников. Снимались Колин Фаррелл, Скотт Каан и Кэти Бэйтс. А заокеанского сыщика Пинкертона, приехавшего в Америку ловить местных джентльменов удачи, сыграл не кто иной, как Тимоти Далтон -- когда-то Джеймс Бонд, а еще раньше -- идеальный мистер Рочестер из английского телесериала «Джейн Эйр». С сегодняшнего дня смотрите фильм в «Художественном», а со среды, 13 февраля, -- в «Победе».
Тем, кто хочет культурно развлечься

Когда в 1910 году Эдмон Ростан написал «Шантеклера», он и не подозревал, что его драматическая притча о галльском петухе чудо как похожа на сценарий мюзикла. Спустя девяносто с лишним лет это понял Константин Райкин. Победному шантеклеровскому «кукареку», как ни старайся, психологического правдоподобия не придашь, а вот пропеть его очень даже можно. Так что жанр Райкин выбрал точно. Тем более досадно, что чистоту его, как истинно русский художник, он соблюсти не смог. Где-нибудь на Бродвее сложные метафорические построения «Шантеклера» упростили бы, а намеки на литературные баталии вековой давности отбросили, оставив, скажем, только любовную линию. Райкин сохранил весь комплекс тем и ассоциаций. Развлечься на его «Шантеклере» можно не просто культурно, а очень культурно. Без литературоведческой подготовки лучше и не пытаться. «Сатирикон», 9 и 10 февраля. 19.00.

Вполне можно спрогнозировать аншлаг на концерте, который дадут Любовь Казарновская (сопрано) и Франко Бонисолли (тенор, Италия) в Большом зале Консерватории 8 февраля. Несколько лет назад наша примадонна уже приглашала этого тенора для исполнения фрагментов опер «Манон» Пуччини и Массне в Большом театре. Тогда певец, находящийся в возрасте отнюдь не героя-любовника, оказался способным продемонстрировать породу и остатки былой роскоши своего стенобитного драматического тенора (во всяком случае в его диапазоне верхние «ля» и «си» все еще вызывали уважение). Что явит нам сегодня дуэт, кажется, очевидно. Арии и сцены из опер Верди, Пуччини и Джордано вряд ли будут исполнены с европейской школой и вкусом, поскольку и Любовь Казарновская при всем своем сценическом обаянии уже не в той форме, что была в пору своего отъезда на Запад. Так что развлечься можно как минимум двум категориям слушателей: тем, кто любит певицу до страсти (а таких немало, и их восторгам не будет конца), и тем, у кого четкие критерии относительно манеры исполнения музыки этих композиторов и твердые понятия о вокальной школе (им, думается, будет над чем поиронизировать).

«Шпионские игры» (США, 2001) -- запутанный и динамичный триллер Тони Скотта. В свое время он доказал, что может не только снимать анемичные вампирские истории («Голод») или безукоризненно экранизировать сценарии Тарантино («Настоящий роман»), но и прекрасно справляется с классическими голливудскими блокбастерами («Багровый прилив» и в особенности «Враг государства»). На этот раз пожилой цэрэушник (Роберт Редфорд) пытается спасти своего молодого протеже (Брэд Питт) от китайских спецслужб. Вполне культурное развлечение. Смотрите с сегодняшнего дня в «Авроре», «Витязе», «Горизонте», «Киргизии», «Мечте», «Праге», «Солнцево», «Стреле», «Тбилиси» и «Экране».

«В фантастических романах главное -- это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». И теперь, когда есть компьютеры, видеоплееры и прочие мобильные телефоны, сентенция Ильи Ильфа об отсутствующем счастье остается в силе. Ибо «по линии наименьшего сопротивления все обстоит благополучно». Записные книжки Ильфа издавались не раз и не два, а перечитывать их все равно приятно. Тем более что «Вагриус» выпустил их в серийном карманном формате. Стало быть, пригодна книжечка и для общественного транспорта: «Мне обещали, что я буду летать, но я все время ездил в трамвае». Ильфовы записи (многие из них были использованы в дилогии о похождениях Остапа Бендера) разом свидетельствуют об однообразии жизни (у всех «толстовцев-людоедов» та же стать, что семьдесят лет назад) и ее же веселой абсурдности. Да, «любопытства было больше, чем пищи для него», да «жить на такой планете -- только терять время», да, «входит, уходит, смеется, застреливается», но ведь перед тем, как застрелиться, все-таки смеялся! Ильф писал преимущественно о грустном (догадайтесь, почему?), но его мини-проза помогает совладать с привычными приступами хандры. «Требуется здоровый молодой человек, умеющий ездить на велосипеде. Плата по соглашению». Как хорошо быть молодым, здоровым, уметь ездить на велосипеде и получать плату по соглашению!» А ведь если вдуматься, так очень даже неплохо. «Это я говорю вам как Ричард Львиное Сердце».
Тем, кто хочет порадовать детей

Хотите не хотите, а «Властелин колец» неизбежен, как дембель. Те чада, что уже прочитали трилогию Толкиена, непременно пожелают увидеть воочию хоббита Фродо, мага Гэндельфа и всех прочих троллей, орков, эльфов и гномов. Те, что книгами брезгают, будут рваться в кино с не меньшим энтузиазмом. И никакое видео никого не остановит (тем более, что изобилия пиратских кассет с фильмом Питера Джексона у нас не наблюдается). В общем, вперед. После просмотра взрослым разрешается подискутировать о сравнительных достоинствах «Властелина...» и «Звездных войн», о природе фанатичного подросткового «толкиенизма», о роли магии в современной культуре и прочих важных материях. Можно, впрочем, и не дискутировать, а просто порадоваться тому, что бывает еще на свете кино для всех. Смотрите с 8 февраля в кинотеатрах «Аврора», «Алмаз», «Варшава», «Орбита», «Победа», «Пушкинский», «Пять звезд», «Ролан», «Ударник», «Экран», «Электрон» и в обоих «Каро-Фильмах», с 9 февраля -- в «Америка Синема».

Для нормальной игры в войну надо знать, как экипировались армии. В среду в музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Русский и западноевропейский военный костюм первой трети XIX века». Экспозиция создана на основе коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея. Рядом с подлинным обмундированием русской и французской армий можно увидеть коллекцию оловянных солдатиков в тех же крошечных мундирчиках. Выбирайте, кому что интереснее.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова (классическая музыка), Александр Беляев (неклассическая), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.02.2002
Афиша для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ» >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама