N°22
07 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  07.02.2002
Сирота египетская
«Дочь фараона» снова возвращается в Большой театр

версия для печати
Ей позволили вернуться. Не сразу домой, в Большой театр (это вроде бы будет в мае), пока что «на 101-й километр» -- в Кремлевский Дворец, на огромную и жесткую сцену. Но и то хорошо: в биографии «Фараонки» такого везения немного.

Все беды спектакля начались еще до премьеры. Пьер Лакотт, два года назад ставивший балет в Большом театре, во время репетиций дал полсотни интервью в прессе, утверждая, что не придумывает хореографию, а восстанавливает спектакль Петипа. То есть занимается примерно тем же, чем Сергей Вихарев, реконструировавший «Спящую красавицу» в Мариинке. Ближе к премьере стало ясно, что это никакая не реконструкция, а вполне самостоятельная работа Лакотта «по мотивам Петипа». Так и было честно написано на афишах. Спектакль стал самой большой удачей театра за все время васильевского руководства -- яркость и бодрость зрелища привлекала публику, а педагогические таланты Лакотта, занимавшегося с труппой французской мелкой техникой, ощутимо улучшили качество работы артистов и в других спектаклях. Но неадекватная реклама не прошла даром: те из критиков, кто ждал именно реконструкции спектакля, «Фараонку» не приняли, отказавшись судить ее по вновь заявленным правилам -- правилам не восстановленного стиля, но безупречно выполненной стилизации.

Через полгода после премьеры грянул гром: сменилось руководство театра. «Самым главным» формально стал гендиректор Анатолий Иксанов, в реальности же художественные решения принимал Геннадий Рождественский, приглашенный на пост главного дирижера. На первом же сборе труппы Рождественский посетовал, что в репертуаре театра мало «Борисов Годуновых» (с хорошей музыкой) и много «Дочерей фараона» (с музыкой плохой). Может, все и обошлось бы, просто добавили бы в график еще «Борисов», но Нина Ананиашвили публично вступилась за свой любимый спектакль -- и нашла коса на камень. Рождественский вовсе выбросил «Фараонку» из репертуара. Ни разу ее не посмотрев -- что особенно возмущало балетных.

Худрук балетной труппы Алексей Фадеечев созвал пресс-конференцию, на которой обвинил в снятии спектакля... агентов Мариинского театра (срыв гастролей Большого с «Фараонкой» был, по его мнению, выгоден конкурентам) и о новом начальстве сказал несколько неласковых слов. Естественно, был тут же уволен. Через полгода суд восстановил его в должности, и Фадеечев, к тому моменту создавший собственную труппу, ушел уже по собственному желанию.

Следующим полем битвы стала «Золотая маска». Экспертный совет (мне довелось в нем работать в тот сезон) единогласно выдвинул «Фараонку» на национальную премию по четырем номинациям: лучший спектакль, лучшая работа хореографа, лучшие исполнители женской (Мария Александрова) и мужской (Сергей Филин) роли. В декабре дирекция Большого пообещала, что спектакль будет сыгран в дни фестиваля. Потом отправила в «Золотую маску» письмо о том, что снимает «Фараонку» с двух главных номинаций, остаться должны только актерские. (Что-то в духе «согласитесь, что спектакль плох, мы имели право его убрать, а господа артисты, так и быть, пускай потанцуют за награды».) Должно быть, кто-нибудь из дирекции «Маски» неосторожно объяснил дирекции театра, что она номинациями распоряжаться не вправе: не вы выдвигали -- не вы снимаете. Спектакль на фестивале показан не был. Сказано было, что декорации запакованы для гастролей. Ни на какие гастроли «Фараонку» так и не повезли.

Пресса мрачно ругалась, а в Интернете поклонники спектакля в выражениях вовсе не стеснялись. На сайте Большого театра нашли друг друга скорбящие о потере «Фараонки» балетоманы. Люди театра распечатывали этот самиздат и читали в коридорах. Предводитель балетоманов (они быстро перезнакомились и в реальном мире, образовав неформальное общество друзей большого балета) доктор физматнаук Михаил Смондырев носил петицию в Министерство культуры. Министерство вежливо ответило, что не диктует репертуар театрам.

В июне прошлого года Рождественский хлопнул дверью, обвинив в своем уходе недоброжелательную прессу. За прошедший при его руководстве сезон балет получил лишь григоровическое «Лебединое озеро» (собственноручно испорченное хореографом при новой постановке). Ни значимых премьер, ни выгодных гастролей -- дирижер, уходя, оставил после себя пустыню. Замечательный педагог Борис Акимов, назначенный при Рождественском худруком балета, был связан по рукам и ногам требованием непременно первоклассной музыки для новых постановок (качество хореографии шефа не интересовало). Лишь прошлой осенью балетный худрук стал проявлять самостоятельность, обозначив собственную программу.

Эту программу нельзя назвать «блестящей», прошедшие в этом сезоне премьеры говорят о ее умеренности и аккуратности, но надежды на лучшее существуют. На недавно прошедшей пресс-конференции Акимов объявил, что в Россию приглашен Пьер Лакотт -- заново репетировать свой спектакль. (Анатолий Иксанов, встретившись с ним в Париже, попросил не держать зла на театр.) Кроме того, Борис Акимов пообещал, что новой политикой Большого будет приглашение значимых хореографов на эксклюзивные постановки. Первой из них в следующем сезоне станет «Светлый ручей» в постановке Алексея Ратманского. Таким образом, есть надежда, что возрожденная «Фараонка» станет не единственным монументальным достижением Большого.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  07.02.2002
На юбилейный концерт «Триумфа» в Москву съехались все звезды джаза
Истинным поклонникам джаза, пристально следящим за всеми западными джазменами, сложно прийти в себя после концерта, который устроил «Триумф» в рамках своего юбилейного фестиваля. Звезды на небе сошлись -- и звезды к нам съехались, причем в таком количестве, что простое их перечисление займет достаточно много места. Это трубач Рэнди Брэккер, саксофонист Джо Ловано, барабанщик Билли Кобэм, исполнитель на губной гармошке Тутс Тилеманс со своим постоянным партнером пианистом Кенни Вернером, певцы Ди Ди Бриджуотер и Кэвин Махогэни, вибрафонист Гэри Бертон с пианистом Макото Озоне и комбо во главе с барабанщиком Элвином Джонсом. Знатоки, увидев такой «списочек», откроют рот -- перед каждой фамилией можно смело ставить номер один... >>
  • //  07.02.2002
«Пришелец» на экранах Москвы
Американского фантаста Филипа Киндреда Дика экранизировали нечасто, но снайперски. Самым первым был «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, где в висячих садах так и не наступившего будущего Харрисон Форд примеривал на себя хэмфрибогартовскую хандру и видел во сне единорога. Потом -- «Вспомнить все» Пола Верхувена, шварценеггеровские воспоминания оптом и в розницу. А там и «Крикуны» Кристиана Дюгея с Питером Уэллером -- незамеченный шедевр среднебюджетной фантастики середины девяностых. До конца этого года выйдет еще и «Особое мнение» Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли, и в ближайшее время конвейер вряд ли остановится. Но самому Дику до этого нет никакого дела. Он умер от сердечного приступа в 1982 году, за пару месяцев до того, как «Бегущий» вышел на американские экраны... >>
  • //  07.02.2002
«Дочь фараона» снова возвращается в Большой театр
Ей позволили вернуться. Не сразу домой, в Большой театр (это вроде бы будет в мае), пока что «на 101-й километр» -- в Кремлевский Дворец, на огромную и жесткую сцену. Но и то хорошо: в биографии «Фараонки» такого везения немного... >>
  • //  07.02.2002
Открылись юбилейные выставки актуальных художников начала XX века
«Бубновому валету» -- 90 лет. Вообще-то художники-валетцы -- любимые герои московских вернисажей. В Третьяковской галерее прошли персональные выставки Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, организаторов первой экспозиции 1910 года с эпатирующим мелкую буржуазию названием. Дело в том, что «бубновый валет» на французском сленге -- «мошенник», а на русской уголовной фене -- просто «каторжник». Не так давно в Эрмитаже и ГМИИ показывали живопись русских сезаннистов, идеологов созданного в 1911 году общества живописцев-хулиганов. Благодаря программной книге Глеба Поспелова и хорошим каталогам мы вроде бы знаем о валетцах почти все... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика