N°20
05 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  05.02.2002
Конкуренция только начинается
На российском мебельном рынке производители чувствуют себя лучше, чем потребители

версия для печати
По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Чуть ли не половина населения страны пользуется мебелью как минимум десятилетней давности. Средний российский потребитель тратит на приобретение мебели около 10 долл. в год. Для сравнения: средний француз тратит на мебель 150 долл. в год, англичанин -- 135, итальянец -- 162 долл. Очень высокий уровень потребления мебели в Германии -- 258 долл.

Тем не менее за последние годы ситуация на мебельном рынке заметно улучшилась. Переломным моментом, по мнению мебельщиков, был 2000 год, когда российские покупатели все больше стали ориентироваться на мебель отечественного производства (и, соответственно, в этот период повысился рост объемов российской мебели), но и импорт мебели из зарубежных стран тоже начал расти.

Средний годовой объем продаж мебели в последние годы оценивается приблизительно в 1--1,5 млрд долл. По мнению экспертов, реальный объем импортной мебели на нашем рынке -- примерно 30%. Это является оптимальной цифрой с учетом чрезвычайно низкого уровня жизни и покупательской способности большинства населения России. Основными странами-импортерами на нашем рынке являются: Италия, Германия, Украина, Белоруссия, Чехия, Испания, Румыния, Финляндия, Швеция, Словения и Югославия.

По данным Ассоциации мебельщиков России, в последнее время наметилась тенденция к росту экспорта российской мебели. Тем не менее российская мебель -- это всего лишь 0,3% мирового объема мебельной продукции.

По мнению экспертов, возможности российских мебельщиков как на внутреннем, так и на внешнем рынке, куда выше. «Основная проблема России заключается в ужасно плохом менеджменте, -- говорит Леннарт Дальгрен, генеральный директор представительства IKEA в России, -- в советские времена на мебельных фабриках работали директора, которые не задумывались о том, откуда берется сырье, его просто туда привозили. Также директор не задумывался, куда и как увозят готовую мебель, ее тоже просто увозили. Российские мебельщики чувствовали себя в закрытой от импорта стране монополистами, они знали, что все, что они сделают, обязательно будет куплено. Практически на всех предприятиях до сих пор работают те же директора -- именно это и несет за собой ряд серьезных проблем, которые делают российское производство практически неконкурентоспособным». Другими словами, в России до сих пор не научились современному ведению бизнеса.

Тем не менее на рынке появилось несколько чисто российских мебельных брендов. В качестве яркого примера хорошего менеджмента можно упомянуть мебельную фабрику и сеть салонов «Шатура», продукция которой неплохо сочетает цену и качество. Хорошо выделяются на общем фоне и такие марки, как «Феликс» и «Кабинет». Большая же часть мебельных фирм и предприятий малоизвестны, хотя мебель они производят хорошего качества (МФ «Кристина», «Мебель Черноземья», «Престиж-Мебель», ПМС «Аллегро-стиль», МФ «Марта», ЗАО «Концепт», ООО «Фабрика Ник», МФ «Пересвет», «Эко мебель» и многие другие). Следует сделать небольшую оговорку: мебельный рынок Москвы плюс Санкт-Петербурга и мебельный рынок российских регионов -- две абсолютно разные вещи. В каждом регионе помимо импортной продукции есть свой производитель, который в данном месте считается практически монополистом в производстве отечественной мебели. Несмотря на то что мебельный рынок каждый год, по мнению специалистов, растет на 10%, российским предприятиям выдвинуться на роль крупных игроков достаточно сложно. Специалисты отмечают, что у отечественных производителей для мощного рывка (качественного, дизайнерского и маркетингового) остается не так много времени, нужно сделать все возможное, чтобы российские мебельные марки заняли достойное место на рынке и потребители стремились покупать мебель не импортного, а отечественного производства.

Процесс проникновения иностранных компаний на российский рынок возглавила шведская компания IKEA (производитель современной мебели для среднего класса), которая намерена контролировать рынок Москвы, Санкт-Петербурга и еще некоторых городов России. После окончания строительства сети магазинов в северной столице компания намерена освоить рынок Самары и Екатеринбурга. На сегодняшний день IKEA контролирует только 10% московского рынка, но с открытием новых магазинов намерена резко увеличить свою долю.

Как заявляют представители компании, деятельность IKEA в России приносит сплошные убытки. Чтобы минимизировать потери и выйти на прибыль, шведы собираются производить всю свою мебель на территории России, используя российское сырье. Уже 7 февраля компания откроет закупочный офис в Новосибирске, где намерена наладить производство своей мебели.

Интерес IKEA к российским производителям объясняется еще и тем, что продажи 157 магазинов в 29 странах мира постоянно растут и компания нуждается в местных производителях. В настоящее время IKEA размещает свои заказы на 45--50 российских предприятиях, большая часть которых находится в северо-западной части России. Компания в течение пяти лет планирует нарастить объемы заказов с нынешних 50 млн долл. до 500 млн долл. Из них на внутренний рынок будет поставляться около 30% мебели, а вся остальная продукция будет отправляться на экспорт в другие страны. Цель IKEA -- отвоевать в каждом российском городе, в котором будут построены фирменные торговые комплексы, 20% рынка.

Это заявление должно было бы напугать российских производителей, однако они уверены в своих силах и главным аргументом в свою защиту считают более низкие цены, а поэтому, по их мнению, бояться экспансии шведов не стоит.

Однако Союз дизайнеров России с грустью констатирует тот факт, что примерно на 90% покупка мебели сейчас представляет собой компромисс между тем, что хотелось, и тем, что можно позволить себе купить, то есть только о 10% купленной мебели можно сказать, что она соответствует всем ожиданиям покупателя.

И если российские предприятия не смогут удовлетворить эти ожидания, это за них сделают западные компании.

Справка:

В России сейчас насчитывается около 3, 5 тысяч действующих мебельных фабрик, из них 554 можно назвать крупными и средними, в отрасли работает всего 118 тысяч человек. До 80% мебели производится на крупных и средних предприятиях. Оставшаяся часть производится на малых предприятиях малыми партиями.
Екатерина САШЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.02.2002
На российском мебельном рынке производители чувствуют себя лучше, чем потребители
По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Чуть ли не половина населения страны пользуется мебелью как минимум десятилетней давности. Средний российский потребитель тратит на приобретение мебели около 10 долл. в год. Для сравнения: средний француз тратит на мебель 150 долл. в год, англичанин -- 135, итальянец -- 162 долл. Очень высокий уровень потребления мебели в Германии -- 258 долл... >>
  • //  05.02.2002
Мелкие торговцы элитной мебелью на грани банкротства
Московский мебельный рынок оценивается экспертами в 250--300 млн долларов, из них около 50 млн приходится на элитную мебель. В Москве существует не один десяток магазинов, специализирующихся на продаже дорогой импортной мебели. Большая часть таких магазинов работает по принципу заказов мебели с заграничных складов по каталогам. Так как российский потребительский спрос на элитную мебель невелик и к тому же непредсказуем, поставщики боятся рисковать своими деньгами и завозить мебель на свой вкус... >>
  • //  05.02.2002
Самую модную мебель делают из алюминия
В последние годы все более популярной становится мебель в стиле hi-tec. Легкие, прозрачные, практически невидимые модульные системы из алюминия, дерева и пластика, низкие изящные столы, эргономичные гардеробные, простые по форме кровати -- вот основа коллекций фабрик по производству стильной жилой мебели. Это мебель, которая и прекрасно сочетается между собой, и может великолепно дополнить собой любую другую... >>
  • //  05.02.2002
В офисе должно быть удобно и красиво
Главным фактором увеличения интереса к офисной мебели является уровень деловой активности стран. А главные критерии конкурентоспособности офисной мебели -- функциональность и дизайн. По мнению экспертов, дизайн офисной мебели сейчас имеет не меньшее, а даже большее значение, нежели ее функциональность. Мебель офиса должна не только отвечать характеру деятельности компании, но и быть лицом фирмы... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама