N°191
16 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  16.10.2002
И Гейне, парадоксов друг
Посещение выставок в литературных музеях обречено быть «прогулкой одинокого мечтателя»

версия для печати
Через два квартала от Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке расположен основанный Ольгой Свибловой Московский дом фотографии. Ради любопытства, загляните как-нибудь вечерком в оба этих почтенных дома. В Доме фотографии проходит выставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Там -- вспомним недавно навещавшего Москву философа Бодрийяра -- представлены абсолютные симулякры, универсальные заменители искусства, творчества, людей, жизни наконец. Великие портреты и портреты великих (Дюрера, Ван Гога, Рембрандта) выставлены на панель масскульта. Портрет Рембрандта сыграл Доренко. Портрет Дюрера --Андрей Макаревич. А чо? Пускай народ хоть так приобщится к высокому, к «высокому» с лейблом «фаст-фуд». Народ и приобщается. Хвост очереди страждущих встретить прекрасное плавно огибает здание Дома фотографии и заканчивается чуть ли не в центре соседнего переулка.

«Портрет великого» во всех его страдальческих подробностях, не гламурный, лживый, а живой и искренний интересует куда меньше. Практически в совершенно пустых залах выставки «Генрих Гейне. Жизнь и творчество» уютного пушкинского музея поначалу на ум приходит лишь это: «Пройдут века, забудет мир поэта...» Так сам Гейне о себе написал, убийственно трезво оценивая и людское беспамятство, и людскую память. «Вероятно, я умножу собою число тех благородных и великих мужей Германии, которые сходят в могилу с разбитым сердцем и в изодранном сюртуке. Тогда мне в Дюссельдорфе, наверное, поставят памятник». И, действительно, поставили... в 1981 году по случаю 125-й годовщины со дня смерти. А до этого восхищались, презирали, обожествляли, запрещали и даже жгли в кострах книги (для нацистов Гейне был злейший враг: скиталец при жизни, наделенный даром «всемирной отзывчивости» к разным культурам и традициям, да к тому же участник либерального движения на волне Французской революции 1830 года, да к тому же тонкий саркастический ум, да к тому же -- страшно подумать -- дюссельдорфский еврей, носивший до крещения имя Гарри).

Что заставило королеву Елизавету Австрийскую начать в конце XIX века в Дюссельдорфе собирать архив Гейне, ставший основой современного единственного в мире Института Генриха Гейне? Почему возникла потребность привезти материалы этого дюссельдорфского института (автографы, книги, портреты) в Москву и показать их в музее русского поэта? (Ведь с Александром Сергеевичем Гейне даже знаком не был, об интересе к творчеству, по словам русского куратора Яны Скибы, свидетельствует лишь библиотечное требование Гейне с заказом на прозу Пушкина.) Ответ на вопросы можно найти в последнем зале выставки на Пречистенке. Там экспонируются произведения современных немецких художников, созданные на тему творчества Гейне. Среди них и обыгрывающие романтическую иконографию жесткие по ритму и фактуре портреты поэта, и «книги художника» -- авторские альбомы, визуальные комментарии к стихам Гейне. На одном из них в коллаже узнается знаменитая Мэрилин Монро Энди Уорхола. Этот, похожий на единую инсталляцию зал представляет нам Гейне, живущим в начале XXI века.

Не обращая внимания на бидермейеровские штампы его ранних стихов, сосредотачиваясь лишь на главном («Книге песен», «Путевых картинах», «Романтической школе», «Романсеро», «Истории религии и философии Германии»...), осознаешь, что Гейне перформансировал жизнь куда радикальнее нынешних концептуалистов или поп-артистов. Он раскалывал обыденное сознание, напрягал самодовольный и сонный ход мысли, то и дело проверял на прочность безусловные, казалось, авторитеты и аксиомы. «О, этот рай! Удивительное дело: едва женщина поднялась до мышления и самосознания, как первой ее мыслью было: новое платье!». Так о Еве. «Деизм живет... и менее всего убила его новейшая немецкая философия. Эта паутинообразная берлинская диалектика неспособна выманить собаку из-под печки, она неспособна даже кошку убить, не то что Бога». Так о гегельянцах. «Всякое сомнение в Боге есть сомнение в жизни, есть смерть». Так об атеистах вообще. «Обожествивший себя безбожник». Так о своем друге Карле Марксе в частности. «На стертых лоскутах тетради // Тебе обязан я как муж // Пером гусиным, шутки ради // Строчить рифмованную чушь». Так об альбоме любимой жены Матильды. «Гораздо лучше согреет коровница, если, влюбившись, станет целовать нас толстыми губами, хоть от нее порядком-таки попахивает хлевом». Так о лучах посмертной славы.

Даже если вся Москва пойдет стоять в очереди за фотокомиксами Рождественской, останется один сорт людей, которым для поддержания чести мундира просто необходимо отправиться на поклон к Гейне. Это наш брат критик, чье профессиональное кредо Гейне сформулировал в великой фразе: «Я не знаю, где кончается ирония и начинается небо».
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.10.2002
В «России» отметили 25-летие театра Бориса Эйфмана
Юбилей начался с реквиема. Пошли в сумраке из кулисы в кулису темные фигуры, потащили за собой замотанные в тряпки трупы на веревочках. Грянула моцартовская фонограмма. Затем плотный молодой человек с искаженным лицом, весь в белом, стал искать смысл жизни среди агрессивного сине-серого кордебалета. Почитатели таланта Бориса Эйфмана довольно вздохнули в креслах, узнав отрывок из спектакля... >>
  • //  16.10.2002
Издательство «Азбука» выпустило модный роман норвежца Эрленда Лу
Книги серии Bibliotheca Stylorum издательства «Азбука» излучают доброжелательный прагматизм, вызывающий немедленную симпатию. Во-первых, они очень удобны по формату. Не требуя обширного пространства академической книжной полки, они легко помещаются в кармане куртки. Во-вторых, если в куртке много карманов, можно положить туда несколько новинок -- «Лучшую в мире страну» Эрленда Лу, «Мост» Иэна Бэнкса, «Ангелов опустошения» Керуака, сосредоточив на небольшом объеме актуальное и непреходящее... >>
  • //  16.10.2002
Посещение выставок в литературных музеях обречено быть «прогулкой одинокого мечтателя»
Через два квартала от Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке расположен основанный Ольгой Свибловой Московский дом фотографии. Ради любопытства, загляните как-нибудь вечерком в оба этих почтенных дома. В Доме фотографии проходит выставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Там -- вспомним недавно навещавшего Москву философа Бодрийяра -- представлены абсолютные симулякры, универсальные заменители искусства, творчества, людей, жизни наконец. Великие портреты и портреты великих (Дюрера, Ван Гога, Рембрандта) выставлены на панель масскульта. Портрет Рембрандта сыграл Доренко. Портрет Дюрера --Андрей Макаревич. А чо? Пускай народ хоть так приобщится к высокому, к «высокому» с лейблом «фаст-фуд». Народ и приобщается. Хвост очереди страждущих встретить прекрасное плавно огибает здание Дома фотографии и заканчивается чуть ли не в центре соседнего переулка... >>
  • //  16.10.2002
Вадим Репин и Борис Березовский впервые вместе сыграли в Москве
У дуэта -- скрипач Вадим Репин и пианист Борис Березовский -- богатая история. Их совместные записи Прокофьева, Стравинского, Равеля и Рихарда Штрауса выходили на престижной фирме Erato, концерты случаются по всему миру, а репертуар охватывает два века русской и европейской музыки. Актуальные мировые звезды не просто понимают друг друга с полуслова, но, кажется, чихают в такт. Репин с Березовским словно вышли из одного лицея: эдакие Пушкин с Кюхельбекером... >>
  • //  16.10.2002
В итальянский прокат вышел фильм «Пиноккио»
На прошлой неделе в итальянский кинопрокат вышла новая версия знаменитой сказки Карло Коллоди в постановке режиссера Роберто Бениньи. Итальянцы с нетерпением ожидали выхода в свет ленты о национальном любимце -- деревянном мальчике Пиноккио -- в постановке другого национального любимца, того, кто в 1999 году взял сразу трех «Оскаров» за нашумевший фильм «Жизнь прекрасна». Тем паче, что и роль знаменитого деревянного человечка сыграл сам Бениньи... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика