N°191
16 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  16.10.2002
Реквием на юбилей
В «России» отметили 25-летие театра Бориса Эйфмана

версия для печати
Юбилей начался с реквиема. Пошли в сумраке из кулисы в кулису темные фигуры, потащили за собой замотанные в тряпки трупы на веревочках. Грянула моцартовская фонограмма. Затем плотный молодой человек с искаженным лицом, весь в белом, стал искать смысл жизни среди агрессивного сине-серого кордебалета. Почитатели таланта Бориса Эйфмана довольно вздохнули в креслах, узнав отрывок из спектакля. И в дальнейшем программа предполагала только теплое чувство узнавания. Для того и был устроен вечер.

Вот Алеша Карамазов в белом балахоне воздевает руки посреди стада роботообразных. А вот то же стадо сминает Ивана Карамазова, пытавшегося им покомандовать. Вот в глаза зрителям направляется пронзительный синий свет, и в луче прожектора начинают любовные игры наследник престола и его возлюбленная (это уже «Русский Гамлет»). Вот Чайковский в посвященном ему балете мучается от гомосексуализма. А вот в опусе на тему «стены между религиями не достают до небес» («Мой Иерусалим») молодой человек сначала оплакивает еврейскую долю, а затем сквозь слезы начинает радоваться вместе с друзьями. И ни в одном фрагменте, ни в одном балете, ни в малюсенькой задумке нет ничего скрытого, неочевидного, что тебе не разжевали бы десять раз и не спросили бы затем: ну, понятно?

Эйфман всегда ставит именно так. И всегда ставил. Но вот когда его театр только начинался, эта прямота чувств и выражений возникала в советской стране. Когда все упрятывали смысл, чтобы его сберечь, Эйфман кидался и говорил: дважды два -- четыре!!! Правда!!! И все радовались вместе с ним. Почитали его артистов (на смену харизматику Валерию Михайловскому пришли менее яркие, но не менее самоотверженные поколения). Отмечали высокий класс работы кордебалета (до сих пор непотерянный). И аплодировали умению протащить на сцену музыку Pink Floyd (сейчас все больше классика, самая знакомая, вроде Лунной сонаты, да еще порезанная на кусочки). Тогда бедность собственно хореографического языка, однотипность всех балетов не принималась во внимание. Было важно, что сказал, а не как. И прорабатывали его всякие комсомолы, и прогрессивная общественность поддерживала. А теперь театр получает отличные рецензии в Америке (там любят, чтобы все про русскую душу объясняли, а Эйфман еще пускает фонограмму с чтением фрагментов из Достоевского) и печальные в России. И средний возраст публики -- полтинник. И юбилей начинается реквиемом.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.10.2002
В «России» отметили 25-летие театра Бориса Эйфмана
Юбилей начался с реквиема. Пошли в сумраке из кулисы в кулису темные фигуры, потащили за собой замотанные в тряпки трупы на веревочках. Грянула моцартовская фонограмма. Затем плотный молодой человек с искаженным лицом, весь в белом, стал искать смысл жизни среди агрессивного сине-серого кордебалета. Почитатели таланта Бориса Эйфмана довольно вздохнули в креслах, узнав отрывок из спектакля... >>
  • //  16.10.2002
Издательство «Азбука» выпустило модный роман норвежца Эрленда Лу
Книги серии Bibliotheca Stylorum издательства «Азбука» излучают доброжелательный прагматизм, вызывающий немедленную симпатию. Во-первых, они очень удобны по формату. Не требуя обширного пространства академической книжной полки, они легко помещаются в кармане куртки. Во-вторых, если в куртке много карманов, можно положить туда несколько новинок -- «Лучшую в мире страну» Эрленда Лу, «Мост» Иэна Бэнкса, «Ангелов опустошения» Керуака, сосредоточив на небольшом объеме актуальное и непреходящее... >>
  • //  16.10.2002
Посещение выставок в литературных музеях обречено быть «прогулкой одинокого мечтателя»
Через два квартала от Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке расположен основанный Ольгой Свибловой Московский дом фотографии. Ради любопытства, загляните как-нибудь вечерком в оба этих почтенных дома. В Доме фотографии проходит выставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Там -- вспомним недавно навещавшего Москву философа Бодрийяра -- представлены абсолютные симулякры, универсальные заменители искусства, творчества, людей, жизни наконец. Великие портреты и портреты великих (Дюрера, Ван Гога, Рембрандта) выставлены на панель масскульта. Портрет Рембрандта сыграл Доренко. Портрет Дюрера --Андрей Макаревич. А чо? Пускай народ хоть так приобщится к высокому, к «высокому» с лейблом «фаст-фуд». Народ и приобщается. Хвост очереди страждущих встретить прекрасное плавно огибает здание Дома фотографии и заканчивается чуть ли не в центре соседнего переулка... >>
  • //  16.10.2002
Вадим Репин и Борис Березовский впервые вместе сыграли в Москве
У дуэта -- скрипач Вадим Репин и пианист Борис Березовский -- богатая история. Их совместные записи Прокофьева, Стравинского, Равеля и Рихарда Штрауса выходили на престижной фирме Erato, концерты случаются по всему миру, а репертуар охватывает два века русской и европейской музыки. Актуальные мировые звезды не просто понимают друг друга с полуслова, но, кажется, чихают в такт. Репин с Березовским словно вышли из одного лицея: эдакие Пушкин с Кюхельбекером... >>
  • //  16.10.2002
В итальянский прокат вышел фильм «Пиноккио»
На прошлой неделе в итальянский кинопрокат вышла новая версия знаменитой сказки Карло Коллоди в постановке режиссера Роберто Бениньи. Итальянцы с нетерпением ожидали выхода в свет ленты о национальном любимце -- деревянном мальчике Пиноккио -- в постановке другого национального любимца, того, кто в 1999 году взял сразу трех «Оскаров» за нашумевший фильм «Жизнь прекрасна». Тем паче, что и роль знаменитого деревянного человечка сыграл сам Бениньи... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ