N°187
10 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  10.10.2002
А ты не воруй!
версия для печати
«Ломайте двери, скупайте краденое» называлась моя заметка, посвященная визиту группы Morcheeba в нашу страну. Заголовок -- обобщенная цитата; участники группы во время пресс-конференции «разрешили» россиянам покупать «левые» диски Morcheeba, так как считают: «Нас здесь не представляет ни одна звукозаписывающая компания». Заодно музыканты «рекомендовали» своим московским слушателям, дабы не платить за билет (концерт проходил в небольшом зале Театра Гоголя, поэтому цены получились солидными), сломать двери и пройти бесплатно. Что же, многие состоятельные западные поп-музыканты известны своими «левацкими» псевдосоциалистическими идеями. Но речь не об этом.

Обратите внимание, для англичан из трио Morcheeba покупка пиратских дисков и ломанье дверей -- понятия одного ряда. Россияне же непостижимым образом разделяют «нарушение общественного порядка» и «купил диск подешевле». На днях наше правительство запретило уличную торговлю аудио- и видеоносителями, создав таким образом очередное препятствие пиратам, так как на улицах продается «левак» и только «левак», который милиция изъять не может, поскольку для изъятия нужна экспертиза. Хочется верить, что этот запрет не просто красивый жест, но продуманный шаг в борьбе с незаконным тиражированием фонограмм под романтичным названием «пиратство».

Казалось, вред пиратства давно осознан. Так нет же, через день после постановления в центральных СМИ (а отнюдь не в торговых рядах!), в частности на одной известной радиостанции и в не менее известной либеральной газете, начали раздаваться яростные возгласы в защиту пиратов. Они-де борются со сверхприбылями рекорд-компаний, заодно донося искусство до народа. Логика простая: уйдут пираты -- и все, все диски будут стоить двадцать баксов штука, следовательно, бабушки, студенты, военные и матери-одиночки не смогут их больше покупать и никогда не услышат своей любимой музыки. Это было бы ужасной неприятностью, если бы не было ужасной ложью.

Сначала скажу о «сверхприбылях» рекорд-компаний. Ваши два доллара, отданных за поддельный CD (против 15 долларов за родной), это не называется «купил подешевле». Это -- отдал деньги тому, кто на этот диск не имеет никаких прав, продал то бишь краденое. Что воруют пираты? Авторские права. В компакт-диске (кассете, видеокассете, DVD, супер-аудио-CD etc.) мало что само по себе ценно -- если вычесть затраты на производство музыки как таковой. А производство затратно будь здоров. Аренда студии, сессионные музыканты, авторские отчисления, сведение, мастеринг плюс косвенные издержки -- прямая реклама, косвенная реклама, PR... Места не хватит, чтобы все это расписать, желающие получить нужную информацию могут зайти на сайт www.ifpi.org.

При таких вложениях рекорд-бизнес совсем не является «сверхприбыльным». Наоборот, это зона риска. По статистике Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI), только один проект из десяти приносит прибыль. Пираты же не рискуют абсолютно ничем -- за них уже все сделали. При этом как раз пиратский-то бизнес и является сверхприбыльным (вы бы видели людей, «поднявшихся» в начале 90-х на контрафакте!). Легальный же бизнес платит налоги (это к вопросу об ограбленной бабушке), создает рабочие места, прибыль вкладывает в развитие культуры, причем не обязательно массовой.

Теперь насчет того «что будет, когда дешевых дисков не будет». Можно бы, конечно, пообещать всей «вашей меломании -- кирдык», да не хочется валить с больной головы на здоровую. Приведу пример из личного опыта. Я больше половины своей сознательной жизни околачивался в «горбушечных» рядах, торгуя-меняясь. Я видел, кто покупает диски, что эти люди покупают и зачем. Так вот, за редким исключением больше половины «левых» дисков приобретаются для однократного прослушивания, а потом валяются в пыльном углу. Покупают их бессистемно, до кучи, «на интерес» -- водится за меломанами такой грешок. Пресловутых же бабушек, матерей-одиночек и иных малообеспеченных слоев населения, скупающих двадцать пять «паленых» компактов за раз, я лично ни разу не наблюдал. Я могу ошибаться, но, по-моему, они-то как раз покупают только то, что им нужно, причем в магазине, а не мечутся в тенистом парке у метро «Багратионовская».

Природа не терпит пустоты, рынок -- тем более. Если в нашей стране слабый спрос на CD по нормальной европейской цене (живем бедно, кругом воры), насильно их нам впаривать никто не станет. Цены все равно будут падать -- не до двух баксов, конечно, но никто и не обещал, что будет легко жить при цивилизованном рынке и пользоваться такими его благами, как качественная музыка в широком ассортименте. При нынешних доходах рекорд-бизнеса ей взяться совсем неоткуда.

К тому же не стоит забывать, что большинство CD, как с отечественным, так и с зарубежным репертуаром, имеют легальный «дублет» в виде дешевого (около 3 долларов) варианта диска (так называемый «кириллик»). Так что все рекорд-компании понимают, что здесь можно продавать, кому и почем.

Но вернемся к дороговизне «родных» компактов. Уже больше года автор этих строк служит в компании «Гала рекордс», которая представляет в нашей стране международный лейбл EMI. Мы, кажется, только и делаем, что снижаем цены. Есть, к примеру, такая штука, как «мид-прайс кампания» -- это когда внушительная часть каталога из категории Full (13 долларов) переводится в категорию Mid (10 долларов), а то и Budget (8 долларов). То есть компания просто отдает магазинам диски дешевле (в этом есть своя экономическая выгода, но речь не об этом). Кампания проходит несколько месяцев, но за это время цены в московских магазинах понижаются далеко не всегда. Потому что магазин, даже снизив цену на пару-тройку долларов, не может ожидать многократного роста покупок, как это происходит на Западе. Пока что CD у нас относятся к «товарам неэластичного спроса», т.е. при небольшом повышении цен спрос резко падает, при небольшом понижении -- не возрастает. Потому что сейчас легальный рынок CD у нас очень маленький. При оживившемся спросе на легальную продукцию эти механизмы заработают.

Мне лично от пиратов ни тепло ни холодно -- я получаю не зависящий от продаж фиксированный оклад. Можно, конечно, подумать, что раз я работаю в рекорд-компании, то имею возможность слушать музыку бесплатно. (Так же кассир в сберкассе, видимо, очень богат -- столько денег-то ежедневно пересчитывать!) Но на деле я, также как и вы, пойду в «легальный» магазин за новыми альбомами своих любимых групп, которых нет на нашем лейбле: Suede (выходят на Sony), Morcheeba (их здесь выпускает Warner, о чем сами музыканты почему-то не знали, см. выше) или какой-нибудь фольклорной Мари Бойн Персен, которая вообще не пойми где выходит, а я пятьсот рублей за ее последний диск заплатил! Так что я не за свою рекорд-компанию переживаю, мне за державу обидно.
Александр БЕЛЯЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.10.2002
Во Франкфурте-на-Майне открылась книжная ярмарка
Франкфуртская книжная ярмарка -- крупнейшая в мире. Ныне здесь представляют свою продукцию более 6 тысяч участников из 110 стран. В целом выставляется более 330 тысяч новых наименований. Но, несмотря на эти впечатляющие цифры, по свидетельству франкфуртской статистики, в этом году рейтинг продаж книжной продукции падает -- количество участников ярмарки уменьшилось на 4%. Та же статистика выводит в лидеры продаж религиозную литературу (резкое увеличение числа богобоязненных читателей засвидетельствовано после терактов 11 сентября 2001 года) и...бестселлеры Джоан Роллинг о Гарри Поттере (подростки по-прежнему демонстрируют неутихающий интерес к юному волшебнику)... >>
  • //  10.10.2002
Академия русской современной словесности (АРСС) открыла новый сезон традиционными «аполлонгригорьевскими» чтениями. Чтения, как обычно, были связаны с результатами прошлогоднего «розыгрыша» премии Аполлона Григорьева, учрежденной АРСС и Росбанком. (Напомним, что «большой», 25 000 у.е., и двумя «малыми», набор технических приспособлений на сумму 2500 у.е., премиями награждаются произведения любого жанра, исключая литературную критику.) Поскольку наград 2001 года удостоились прозаические сочинения, опубликованные в «толстых» журналах («Дорога обратно» Андрея Дмитриева, «Трезвенник» Леонида Зорина, «Бессмертный» Ольги Славниковой), члены АРСС и гости чтений обсуждали нынешнее положение журналов и их взаимоотношения с неуловимым, но якобы сущим «литературным мейнстримом»... >>
  • //  10.10.2002
«Формула 51» на экранах Москвы
Ронни Ю -- корпулентный китаец, выпускник университета в Огайо, изрядный гонконгский режиссер. На исторической родине он первым вывел на экран в своем «Наследии гнева» Брэндона Ли, но более всего прославился не огнестрельно-рукопашными фильмами, а мистической дилогией о «Невесте с белыми волосами». В конце девяностых Ю, как и многие гранды гонконгского кино, начал работать в Америке, но и там умудрился остаться при своем. Он даже счастливо избежал главного проклятия всех перебравшихся в Голливуд гонконгцев и (в отличие от Джона Ву, Цуй Харка и Ринго Лэма) не начал свою карьеру с обязательного боевика с Ван Даммом. На сегодняшний день заокеанские достижения Ронни Ю включают в себя фильмы нетривиальные: «Доблестные воины» (философская сказка со спецэффектами, ненавязчиво объясняющая малышам основы Дао) и «Невеста Чаки» (четвертая серия ужасника «Детская игра», в которой куклы-убийцы играют свадебку и рожают пупсов-наследников). В планах -- намеченный на 2003 год эпохальный проект «Фредди против Джейсона», где будут мутузить друг друга (и попавшихся под руку второстепенных героев) главные герои «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13»... >>
  • //  10.10.2002
«Ломайте двери, скупайте краденое» называлась моя заметка, посвященная визиту группы Morcheeba в нашу страну. Заголовок -- обобщенная цитата; участники группы во время пресс-конференции «разрешили» россиянам покупать «левые» диски Morcheeba, так как считают: «Нас здесь не представляет ни одна звукозаписывающая компания». Заодно музыканты «рекомендовали» своим московским слушателям, дабы не платить за билет (концерт проходил в небольшом зале Театра Гоголя, поэтому цены получились солидными), сломать двери и пройти бесплатно. Что же, многие состоятельные западные поп-музыканты известны своими «левацкими» псевдосоциалистическими идеями. Но речь не об этом... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика