N°183
04 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  04.10.2002
Выручайте, Иван Петрович!
версия для печати
Новый сезон литературных премий начался с двух чудовищных фальстартов. После «Российского сюжета» и букеровского шорт-листа кажется, что само слово «премия» способно вызвать отрыжку. Сейчас рассуждать о литературных наградах стыдно, и, боюсь, чувство это уйдет не скоро. Да куда денешься? (Хотя, да простят меня наши читатели, про «Российский сюжет» я точно знаю, что отметился там два раза -- первый и последний.) Остается, сжав зубы, надеяться, что литераторская среда осознает, до какого абсурда она доехала, и сделает выводы. То есть учредители и координаторы премий станут серьезнее относиться к ими же установленным регламентам и формированию судейских бригад, число «свадебных генералов» в разных жюри уменьшится, судьи вспомнят, что оценка литературных текстов не способ заявить о своей гражданской позиции и человеческих пристрастиях, но ответственная работа, а журналисты перед визитом на очередную церемонию сочтут должным выяснять, кого и за что в таком-то зале могут наградить. Оно, конечно, утопично, но все-таки хочется верить, что литераторов заботят не только распределение меценатских денег, игра амбиций и фуршет, но и привлечение читателей к литературе. Которая у нас одна. И, как некогда сказал про запутанную русскую орфографию замечательный лингвист М.В. Панов, «все-таки она хорошая».

Премия имени Ивана Петровича Белкина («за лучшую повесть») была учреждена журналом «Знамя» и издательством «ЭКСМО» (пока не отказавшимся от выпуска современной прозы) в прошлом году. Первый блин вышел скорее комом: для начала пятерка судей (по числу повестей покойного Ивана Петровича) не смогла сформировать пятерку соискателей (приличия для была вспомнена «Шестая повесть Белкина» работы Зощенко). Затем в лауреаты прошел Сергей Бабаян, повесть которого много кто счел именно «шестой». Но были в «белкинском» сюжете и плюсы: четыре позиции шорт-листа (а он определяет лицо премии больше, чем итог, всегда в какой-то мере случайный) сомнений не вызывали, соискатели сочинили симпатичные, изящно «пушкинизированные» речи (позднее опубликованные «Знаменем»), а счастливо найденное название очаровало, кажется, всех.

Поэтому весть о том, что премия будет вручаться и по итогам 2002 года, воспринимается со сдержанным (увы, контекст давит) оптимизмом. Тем более что урожай повестей в этом году (который еще не кончился!) богаче романного. Достаточно вспомнить «Берлинскую флейту» Александра Гаврилова («Октябрь», №2) или «Жажду» прошлогоднего «шорт-листера» Андрея Геласимова («Октябрь», №6), и на душе светлеет. Упреждая события, замечу, что в ноябрьском «Знамени» появится новая -- и удивительная -- повесть Марины Вишневецкой. Впрочем, кому бороться за награду, определят номинаторы (издательства, журналы, критики, прошлогодние лауреаты), чьи предложения к Новому году будут суммированы в «длинном списке». Шорт-лист определится к концу января, а в феврале мы узнаем имя нового лауреата. (В начале года вручит свою премию имени Юрия Казакова и «Новый мир»; эта вручаемая в третий раз награда предназначена лучшему рассказчику.)

«Белкинское» жюри еще полностью не сформировано (не побоюсь трюизма: ничто так не важно для премии, как умные судьи), но уже известно, что возглавит его Леонид Зорин. Не только прославленный драматург и яркий прозаик (в прошлом году его роман «Трезвенник» был удостоен малой премии Аполлона Григорьева), но настоящий читатель (порукой тому его «дневниковая» книга «Зеленые тетради»).

Словом, хоть скребут на душе кошки, хоть видны на премиальных дорогах тоскливо знакомые пригорки и ручейки, хоть есть искушение сказать «Да гори все эти премии синим пламенем», отчаиваться рано. Авось выручит нас добрый захолустный помещик Иван Петрович Белкин, пять повестей которого были изданы в 1831 году кем-то, укрывшимся за литерами А.П.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.10.2002
О Сергее Бодрове-младшем
В какой момент «без вести пропавший» становится «погибшим»? Кто решает, что надежды больше нет? Каким-таким постановлением можно перевести человека из живых в мертвые? В среду представители МЧС заявили о том, что и так было ясно: спасатели уже не рассчитывают найти живых под сошедшим с гор ледником. И хотя газеты уже давно злоупотребляют заголовками в духе «Кавказский пленник» или «Последний герой», некролог писать нельзя. Сережа и его товарищи лишили нас этой возможности, оставив нам -- даже не надежду, но какое-то странное чувство продолжающейся жизни. Ощущение того, что есть нечто такое, что смерть, случайность, фатальное стечение обстоятельств не могут отменить... >>
  • //  04.10.2002
Мерой художественного вкуса стала выставка старой французской живописи из фондов ГМИИ
«Истинное красноречие -- это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно». Данная максима принадлежит герцогу Франсуа де Ларошфуко, «сочувственнику» королевских мушкетеров, преданному рыцарю Анны Австрийской, личному недругу кардинала Ришелье. Что такое истинное красноречие в представлении живописи и в самой живописи, можно понять, посетив выставку «Старые французские мастера XVII века». Она открылась в Музее изящных искусств на Волхонке и посвящена выходу великолепного двухтомного каталога-резоне «Франция. XVI--XX вв. Собрание живописи», над которым вместе с куратором выставки Еленой Шарновой трудилась старейшая сотрудница ГМИИ Ирина Кузнецова... >>
  • //  04.10.2002
Обзор книжных новинок для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  04.10.2002
Новый сезон литературных премий начался с двух чудовищных фальстартов. После «Российского сюжета» и букеровского шорт-листа кажется, что само слово «премия» способно вызвать отрыжку... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика