N°182
03 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  03.10.2002
Бывших «штази» не бывает
версия для печати
Сегодня Германия в очередной раз празднует объединение, состоявшееся 3 октября 1990 года. За эти 12 лет страна заметно преобразилась, однако тени восточногерманского прошлого живы до сих пор. Бывшие сотрудники секретной полиции Штази активно создают собственные общественные организации. Об этом берлинскому корреспонденту газеты «Время новостей» Юрию ШПАКОВУ рассказал немецкий историк доктор Хубертус КНАБЕ. Он является научным директором мемориального комплекса в бывшей следственной тюрьме министерства госбезопасности ГДР в Берлин-Хоэншенхаузене.

-- История восточногерманского ведомства госбезопасности Штази, похоже, еще не завершилась -- ведь многим ее сотрудникам удалось найти свое место в демократической системе объединенной Германии.

-- Это произошло не сразу. В самом начале 90-х годов из Москвы предпринимались серьезные попытки сохранить представлявшие ценность структуры Штази и переориентировать их на службу КГБ. В те годы в Германии был арестован ряд таких «переключенных» агентов. Затем некоторое время о Штази не было слышно почти ничего нового. Теперь же многие бывшие восточногерманские чекисты входят в созданные за последние годы полностью легальные «профессиональные» объединения по интересам.

-- Какие нынче интересы у бывших немецких «рыцарей революции»?

-- Довольно влиятельным оказался общественный союз под названием ISOR в Берлине. Он является, как сказано в его уставе, «инициативным объединением по защите социальных прав» бывших служащих вооруженных органов и таможенного управления ГДР, народной армии, пограничной службы, народной полиции и других органов внутренних дел, штабов и школ гражданской обороны, МГБ ГДР и т.п. Главную задачу ISOR видит в решении проблем своих членов в области пенсионного права. Дело в том, что сразу после объединения Германии пенсионерам-чекистам было определено довольно скромное денежное содержание. Кампании протеста, организованные ISOR, оказались достаточно эффективными -- по решению бундестага в последние годы существенно повышены пенсии не только бывшим работникам МГБ ГДР, но и вообще всем прежним восточногерманским номенклатурным и руководящим партийным кадрам.

-- Волнует ли бывших чекистов что-либо помимо пенсий?

-- Бесспорно! Ряд общественных организаций, в которые входят прежние сотрудники Штази, борется против «фальсификации» их собственной истории. «Комитет сотрудников МГБ» описывает историю прошедших десятилетий в той трактовке, которая им больше всего по душе. Существует еще организация «АО Разведчики мира», в которую входят главным образом члены Партии демократического социализма -- наследницы правившей в ГДР партии СЕПГ. Следует назвать и «историко-исследовательское» объединение, в которое входят два бывших заместителя Эриха Мильке и свыше дюжины генералов Штази. В совместной монографии на 1300 страницах они представили собственную версию своих «заслуг» перед немецким народом.

-- Значит, можно говорить о росте общественной активности этих бойцов невидимого фронта? Недаром их советские коллеги любили говорить, что «бывших чекистов» не бывает.

-- Именно так. И происходит это в условиях демократического государства, вполне легально. Вот характерный пример: накануне прошедших 22 сентября парламентских выборов у всех кандидатов в депутаты бундестага на столах оказались документы с требованиями объединения ISOR. Оно располагает значительной «клиентурой», в особенности в центральных районах восточной части Берлина, и от его позиции зависит многое в здешних избирательских настроениях.

-- Неужели процесс интеграции «штази» в парламентскую демократию идет так успешно?

-- Возьму на себя смелость утверждать, что чувствуют они себя здесь не так уж скверно. Когда пал режим Хонеккера и ему на смену пришли «перестроечные» правительства ГДР -- сначала Модрова, а затем де Мезьера, -- многие руководящие сотрудники госбезопасности буквально считали дни до объединения Германии. Они знали, что в правовом государстве они будут находиться под надежной защитой законов. В постхонеккеровской ГДР этого им никто гарантировать не мог, они справедливо опасались стихийной расправы.

-- Помогают ли бывшие сотрудники Штази вашим историческим исследованиям?

-- Готовность бывших работников МГБ ГДР к критическому анализу деятельности своего ведомства нулевая. В начале 90-х это было несколько по-иному -- прежние чекисты испытывали некоторую неуверенность в своем положении, а может быть, частично и чувство вины. Теперь они достаточно успешно научились разыгрывать из себя жертв и, если так можно сказать, стабилизировались в этом качестве. Почти все их нынешние общественные объединения подчеркивают, что сотрудники Штази стали жертвами.

-- Надо думать, отнюдь не сталинизма?

-- Избави бог! Они называют себя самыми настоящими жертвами оккупации ГДР со стороны ФРГ. В их обиходе бытуют такие формулировки: «Мы являемся современными евреями в объединенной Германии». Они считают себя как бы людьми второго сорта -- с намеком, разумеется, на нацистские корни нынешнего государства. Ведь благодаря их пропагандистским стараниям в течение десятилетий считалось, что одна лишь ГДР является «оплотом антифашизма» на немецкой земле.

-- Трудно представить, что «канцлер немецкого единства» Коль, когда обещал, что никто в объединенной Германии не будет жить хуже, чем прежде, имел в виду еще и «штази».

-- Было бы даже справедливо утверждать, что служащим этой преступной по современным общественным представлениям организации материально живется в нынешней Германии существенно лучше, чем их жертвам. Ведь во времена ГДР сотрудники Штази, как и номенклатурные партработники, принадлежали к наиболее высокооплачиваемым слоям населения. По нынешнему пенсионному праву им положены достаточно высокие пенсии от немецкого государства. Стоит ли говорить, что жертвы Штази в условиях ГДР не могли претендовать на приличные заработки. Посему и пособия по старости им выплачиваются соответствующие.
Беседовал Юрий ШПАКОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.10.2002
ГДР заработала на продаже политзаключенных 3,4 миллиарда марок
Подавляющая масса восточногерманского политического криминала была сосредоточена вокруг «антифашистского вала» - западной границы ГДР. Кто-то из рядовых строителей социализма успешно преодолевал ее, кто-то - при неудачной попытке бегства на Запад - попадал в следственные и исправительные заведения Штази... >>
  • //  03.10.2002
Сегодня Германия в очередной раз празднует объединение, состоявшееся 3 октября 1990 года. За эти 12 лет страна заметно преобразилась, однако тени восточногерманского прошлого живы до сих пор. Бывшие сотрудники секретной полиции Штази активно создают собственные общественные организации... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика