N°18
01 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  01.02.2002
Афиша
версия для печати

Тем, кто хочет «быть в курсе»

Кто хочет знать все о фотографиях-рекордсменах Музея архитектуры имени А.В. Щусева -- добро пожаловать на очередную выставку цикла «Год Марии Рогозиной». Выставка называется «Портрет дочери зодчего России, или Наша Книга Гиннеса«. Идея с «Книгой Гиннеса» просто великолепна. Игра и просвещение удачно дополняют друг друга. В 1856 году в России появились первые датированные фотографии, сделанные в дни коронации Александра II. На одной из них изображен строящийся храм Христа Спасителя. Кремлевские раритеты запечатлены в фотографиях Карла Фишера и Ивана Александрова, членов созданного в 1894 году «Русского фотографического общества». Редчайший экспонат выставки -- «Альбом видов и древностей новгородских» (1862) в шикарном футляре. В день открытия новгородского памятника «Тысячелетие России» генерал Руднев преподнес такой альбом императору Александру II. Посетители увидят и первый снимок самого музея архитектуры, и первый негатив, положивший начало фотоколлекции. Теперь она насчитывает около двух миллионов экспонатов. Ни одна «Книга Гиннеса» не обходится без курьезов. Присутствуют они и на новой выставке. Это самый неудачный фотоснимок (на засвеченной бумаге едва видны цифры инвентарного номера). Курьезно, впрочем, и само название выставки -- «Портрет дочери зодчего Росси». Почему заключенный в изящную раму fin de siecle портрет загадочной дамы под вуалью (на иллюстрации) стал эмблемой выставки -- пусть догадаются сами зрители.

Сборник «L-критика» (М., «О.Г.И.» при поддержке Росбанка) -- второй из ежегодников Академии российской современной словесности. Звучит несколько устрашающе, но пугаться нечего. АРСС -- это сообщество литературных критиков, а в ежегоднике собраны статьи о приметных литературных событиях последнего времени. Открывается сборник веселой и содержательной дискуссией «Русская поэзия в конце века. Неоархаисты и неоноваторы», далее следуют очерки о недавно ушедших поэтах Анатолии Жигулине (Лев Аннинский) и Викторе Кривулине (Андрей Арьев), а потом речь идет как «о стихах» (первый раздел), так и «не о стихах». Среди героев сборника Геннадий Айги и Виктор Соснора, Дмитрий Быков и Сергей Стратановский, Тимур Кибиров и Вера Павлова, Елена Ржевская и Татьяна Толстая, Михаил Кононов и Василий Аксенов, Эдуард Лимонов и изготовители ходовых детективов. Среди авторов -- Ирина Роднянская и Вл. Новиков, Алла Марченко и Роман Арбитман, Алла Латынина и Михаил Золотоносов, Никита Елисеев и Евгений Ермолин. Концепция на концепции сидит и концепцией погоняет. А в итоге вырисовывается пестрый и симпатичный пейзаж новейшей отечественной словесности.

Как ни странно, есть у нас современная вполне академическая музыка. Композиторов-традиционалистов немало, но среди них редко кто достоин особого упоминания, хотя бы потому, что академическая культура ныне слишком часто грешит вторичностью. Александр Чайковский, композитор весьма далекий от авангардных течений, смог и в русле академизма выстроить свой собственный музыкальный язык. Его авторский концерт пройдет в Большом зале Консерватории 2 февраля (обратите внимание: начало концерта не в 19.00, как обычно, а в 14.00). В концерте участвуют Камерный оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории под управлением Александра Сладковского, солисты Сергей Ралдугин (виолончель), Назар Кожухарь (скрипка) и Московское трио. В программе масштабные опусы, созданные как давно, так и совсем недавно. Виолончельный концерт, например, был написан еще во времена учебы Чайковского в аспирантуре Московской консерватории специально для Давида Герингаса. Прозвучат также Скрипичный концерт, «Ноктюрны Северной Пальмиры» и Вторая симфония «Водолей».

На русской сцене впервые поставили скандально известную пьесу «Король Убю». Ее написал в конце XIX века четырнадцатилетний мальчик Альфред Жарри. Написал для кукольного театра и, похоже, никакой революции в искусстве совершать не собирался. Но совершил. Какие только «измы» не возводили потом к фарсу Жарри, кого только из диктаторов ХХ века не увидели в папаше Убю. Постановщик спектакля болгарин Александр Морфов взглянул на дело иначе. Убю в его спектакле ходит в коротких оранжевых штанишках и говорит голосом пятилетнего бузотера. Это не политическая сатира и не абсурдистская драма, а скорее детская игра. Особого упоминания заслуживает Александр Калягин в роли Убю, сыгравший так, как мог и должен был сыграть русский артист -- гротескно и в то же время душевно. Отвратительного Убю в его исполнении все равно чуть-чуть жалко. Почти как нашего Бармалея. Театр Et Cetera, 6 и 7 февраля. 19. 00.
Тем, кто хочет культурно развлечься

Самое удачное развлечение на выходные -- очередь на выставку «Моне и Пруст», что доступна последнюю неделю (ГМИИ им. Пушкина). На голову сыплет снег. За воротник льет дождь. А мы стоим и стоим. Курим. Общаемся. Рассуждаем. Думаем о высоком. Мечтаем о встрече с прекрасным. Простояли часов пять. (Меньше, меньше! -- стон редактора.) Дошли до ворот. Зашли внутрь. Нас предупредили, что музей вот-вот закроется. Побежали в зал Моне. Несемся мимо разноцветных брызг и пятен. Ага, стога. Угу, соборы. Ого, кувшинки. Бегом-бегом, только бы успеть все обежать. Успели. Наконец-то поняли, в чем прелесть искусства мимолетных впечатлений, импрессионизма то есть. Выползли на улицу. Полуобморочные, но довольные. Развлеклись, что надо. И вполне культурно.

Пришло горячее время для поклонников джаза. 5 февраля в ГЦКЗ «Россия» планируется «Триумф джаза» (в рамках юбилейного фестиваля премии «Триумф»), который осуществят далеко не последние деятели этого жанра: трубач Рэнди Брэккер, саксофонист Джо Ловано, барабанщик Билли Кобэм, вибрафонист Гэри Бертон и живая легенда (иначе не скажешь), барабанщик всех времен и народов Элвин Джонс. Инструментальной «базой» выступит биг-бенд Игоря Бутмана. А затем Бутман, заручившись поддержкой Hennessy, по частям перетащит эту звездную россыпь в свой «Ле Клуб». 6 февраля здесь можно будет услышать Джо Ловано и Билли Кобэма, 7-го -- Элвина Джонса с проектом Elvin Jones Jazz Mchine, а 8-го -- Гэри Бертона и пианиста Макото Озоне.
Тем, кто считает себя продвинутым

Считайте, что вам повезло, потому что экстремальнее спектакля «Макбет. The bloody pit of horror» может быть только встреча на темной улице с Дракулой. Истинное наслаждение зрителям доставит высокохудожественное рычание постановщика и исполнителя заглавной роли Владимира Епифанцева. Другое безусловное достижение громокипящего радикала -- образы ведьм, стройных блондинок, говорящих голосами пятилеток и похожих на инфантильных наложниц, подобранных где-то неподалеку от Госдумы. Следует учесть, что предстоит свидание с не просто наивным, а очень наивным триллером. Понтов в этом подростковом театре жестокости еще больше, чем крови и грохота. Центр им. Мейерхольда, 1 февраля, 19.00.

Интеллектуальный досуг предлагает выставка «Ресторан 950» в Музее архитектуры. Построил ресторан культовый архитектор-концептуалист Александр Бродский. Проект небывалого сооружения экспонируется в рамках программы «Строение №», цель которой -- создать коллекцию современной российской архитектуры. Что же особенно интеллектуального в проекте ресторана? Это здание-эмблема, головоломка для продвинутых. На сваях стоит прозрачная ферма. Подходишь поближе -- перед тобой фантастический корабль с рубкой, палубами, трапами и мачтами вертикальных опор. В сложносочиненных пространствах и ресторан, и сауна, и выставочный зал. Самые высокомудрые должны задуматься о магии числа «950». Оказывается, это угол наклона вырастающих из воды «мачт».

Роман Геннадия Прашкевича и Александра Богдана «Пятый сон Веры Павловны» снабжен подзаголовком «Современная утопия» и опубликован в серии «Остросюжетная проза от «Вагриуса». Сюжетность соавторам задалась не слишком: до элементарной (как бы ложной) разгадки читатель додумывается раньше, чем герой, а перестановка акцентов (истинная разгадка, обращающая злодея в праведника) мотивирована слабо. Что ж, концы с концами в наших триллерах всегда плохо сходятся. В интеллектуальных -- тем паче. А Прашкевич с Богданом такого мутанта и сконструировали. С одной стороны, новые русские, бандиты, наркота, тайга, миллионы долларов и куча трупов, с другой -- тоталитаризм, утопизм, судьба поэта, спасение мира. То есть не худо бы разом и «бабок срубить», и «мысль разрешить». Вышло диковато и бессвязно, но круто (стрельба, похищения, случайные встречи -- все в бодром темпе) и многопланово (сложна жизнь, бляха-муха, ох, сложна). Авторы старались -- ровно так и сочиняются у нас модные книжки. Написали же убийственную пародию на российский «интеллектуальный мейнстрим». Может, кому-то из поклонников такой прозы роман поможет разглядеть худосочность его раскрученных образцов. Утопия, конечно... Шестой сон Веры Павловны.
Тем, кто знает толк в искусстве

Несомненно, в вашей библиотеке уже есть проза Осипа Мандельштама. И все-таки обратите внимание на сборник «Шум времени» (М., «Вагриус»; серия «Литературные мемуары»). Состав традиционный, без изысков: кроме заглавного опуса в том вошли «Феодосия», «Египетская марка», «Четвертая проза» и «Путешествие в Армению». Все знакомо, но ценитель мимо этой книги пройти не должен (да и не сможет). Во-первых, семидесятистраничный комментарий писан Александром Морозовым (одним из самых тонких и опытных исследователей жизни и творчества Мандельштама). Во-вторых, «Шум времени» (как и все книги этой серии) богато иллюстрирован старинными фотоснимками (портреты, городские пейзажи, интерьеры) и с большим вкусом оформлен (не только удачные фотомонтажные композиции, но и умное расположение иллюстраций, изящная верстка, хорошая бумага). В-третьих, проза (да и стихи) Мандельштама почему-то естественнее глядятся не в собраниях сочинений, а в «живых» книгах. Такую «Вагриус» и сделал. И открыв «Шум времени» («Я помню хорошо глухие годы России...»), мы рискуем так и не выйти из его потока до финальных, воссоздающих погружение поэта в сон и убаюкивающих читателя строк «Путешествия в Армению»: «Последняя мысль: нужно объехать какую-то гряду».

С понедельника в «МДМ-кино» и с четверга в «Ролане» можно посмотреть последнюю на сегодняшний день работу Вуди Аллена «Проклятие яшмового скорпиона». Аллену в его 67 все труднее писать сценарии и снимать по ним фильмы, в которых главный герой (Аллен, а кто же еще) постоянно находился бы в окружении самых красивых американских актрис. Но хочется. В «Проклятии яшмового скорпиона», где Аллен играет следователя страховой компании, для создания правдоподобной любовной интриги потребовалась помощь гипнотизера. Парочка кодовых фраз -- и обаятельная Хелен Хант без ума от Вуди, по фильму -- своего злейшего врага. Аллен, в фильмографии которого были и сатирические памфлеты, и драмы в бергмановском духе, и авангардные эксперименты, в последние годы все больше склоняется к тому, с чего начинал -- к непритязательной, эксцентричной комедии положений. Для тех, кто смотрит Аллена впервые, это просто развлечение, а для тех, кто знаком с его творчеством не понаслышке, -- настоящее киноманское пиршество.

Как выглядела бы современная российская музыка, не подпади мы под иго тотального подражания англо-американскому року? Оказывается, из старинных напевов и инструментов можно ой как много всякого добыть -- отнюдь не архаичного, а живого, остроумного и новаторского. В этом убедятся все, кто придет на «Вечер прогрессивного фолка», что состоится 15 февраля в Центральном Доме художника. Программа объединяет маститую группу «Альянс» (во главе с Инной Желанной) и молодое «Разнотравiе». Эта отличная команда из Рыбинска, организованная бывшим лидером «Седьмой воды» Дмитрием Кузнецовым, -- открытие фолк-рока нынешнего года. Они не так давно начали выступать в Москве, но любители знали о группе по дебютному компакт-диску «Каторга». Несмотря на пессимистичное название альбома, музыка там -- настоящая свобода, если не сказать -- вольница: хорошие мелодии, выразительные тексты на каком-то квазиславянском языке. И, что самое главное, задействован мощнейший арсенал старинных инструментов: варган, гусли и какая-то «колесная лира», ставшая даже визитной карточкой «разнотравного» саунда. В репертуаре -- авторские композиции и народные песни. Отыграв со звездным «Альянсом», «Разнотравiе» отправится дальше по московским клубам: 14 февраля группа выступит в «Вудстоке», а 17 февраля -- в «Форпосте».
Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Любителям милых семейных традиций посвящается выставка «Жизнь в рамках», открытая вчера в Государственном историческом музее. Выставка представляет частную коллекцию фоторамок второй половины XIX -- начала XX века. Среди экспонатов также фрагменты интерьеров с фотоальбомами и семейными фотографиями. Знатокам русского модерна, Абрамцева и Талашкина рекомендуем оценить «Жизнь в рамках» в первую очередь.

Несмотря на то что за нынешний сезон пианист Евгений Кисин в третий раз выступит в Москве, его концерт любителям клавирабендов не стоит упускать из виду. Во-первых, концерт пафосный, поскольку включен в фестиваль искусств, посвященный десятилетию премии «Триумф» (Кисин -- лауреат премии за 1996 год). Сам факт, что не жаловавший последние несколько лет российскую публику своими выступлениями пианист сюда приедет после недавних декабрьских концертов (правда, не по собственной прихоти, а благодаря непомерным стараниям «Триумфа» и артистического агентства «Краутерконцерт»), говорит о многом. К тому же он сыграет новую для москвичей программу, в которой не будет хорошо знакомого нашей публике Шопена (разве только на бис). Программа складывается довольно любопытная: Токката, Адажио и Фуга до-мажор Баха в транскрипции Бузони, Первая соната Шумана и «Картинки с выставки» Мусоргского. Все эти сочинения недавно были записаны Кисиным для лейбла RCA Victor (два компакт-диска); релиз альбомов должен состояться в феврале-марте нынешнего года. Мы чуть ли не первыми услышим записанные Кисиным произведения живьем, поскольку лишь после московского выступления пианист отправится в четырехмесячное европейское турне с этим репертуаром.
Тем, кто мечтает увидеть живьем знаменитость

Пьеса «Странная миссис Сэвидж», которую Сергей Колосов выбрал для бенефиса своей жены Людмилы Касаткиной, была, по всей видимости, найдена им в самом дальнем углу самой пыльной полки. Это весьма характерный симбиоз бенефисной комедии и социалистической агитки, написанный забытым еще при жизни драматургом Джоном Патриком. Когда-то роль Сэвидж играла в Театре Моссовета Вера Марецкая. Она превращала комедию в буффонаду и спасала ходульный сюжет. В спектакле Колосова ни буффонады, ни комедийности не сыскать. Миссис Сэвидж в исполнении Касаткиной напоминает идейно грамотных героинь советских фильмов и два акта страдает от несовершенства мира. От нее не отстают прочие положительные персонажи, выглядящие как герои-партизаны на допросе у немецко-фашистских захватчиков. Публика принимает спектакль восторженно. Из зала выходишь с чувством глубокого эстетического неудовлетворения и твердым желанием хотя бы на время променять иронию зоила на искренность простого зрителя. Театр Российской армии, 7 февраля, 19.00.

Наконец-то до нашего экрана добрался один из лучших голливудских фильмов позапрошлого года -- «В поисках Форрестера» бывшего «независимого» режиссера Гаса Ван Сэнта («Аптечный ковбой», «Умереть во имя»). В сущности, это улучшенная версия самого известного фильма Ван Сэнта «Умница Уилл Хантинг». Только вместо вундеркинда-математика нам расскажут историю юного чернокожего писателя (Роб Браун), а поощрять и вдохновлять его будет не Робин Уильямс, а великолепный Шон Коннери, исполняющий роль писателя-затворника, отчасти списанную с биографии Сэлинджера. По общему признанию, самый знаменитый Джеймс Бонд на свете сыграл свою лучшую за последние годы (со времен «Скалы» Майкла Бэя) роль. Неподдельный аристократизм, сдержанный юмор, взрывной характер и, конечно, фантастическое обаяние Коннери -- все это вы можете увидеть в кинотеатре «МДМ-кино».

Совсем другая история, но «знаменитости» на редкость живые. Переписка Корнея Ивановича Чуковского (в аттестациях не нуждается) и выдающегося историка литературы и общественной мысли Юлиана Григорьевича Оксмана (М., «Языки славянской культуры») длилась двадцать лет -- с 1949-го по 1969-й (год смерти Чуковского). Первое письмо -- отклик Оксмана на издание мемуаров его знакомца (они общались с 1917 по 1936 год, до ареста Оксмана, отлившегося в десять лагерных лет): «Еще на Колыме, узнав из случайного номера какой-то газеты о выходе этой книжки в свет, очень больно ощущал невозможность ее прочесть (даже губы кусал от досады, сидя ночью у костра -- я тогда на Адыгалахе был ночным сторожем, производственные мастерские охранял). Разведу, бывало, три-четыре костра и обхожу их, дрова подбрасывая. Мороз градусов 50, белое безмолвие, у костра так жарко, что даже бушлат сбросишь, -- и как хорошо вспоминались тогда и люди, и книги, и прошлое -- достаточно обрывка газеты, чтобы вызвать к жизни целый мир, отстоящий на 15 тысяч километров. На весь лагерь было три книжки -- второй том Жуковского, «Анна Каренина» и номер «Нового мира». За десять месяцев я раз 20 это перечел -- не спеша, вдумываясь в каждую строчку, чтобы побольше на следующие ночи осталось! Ну, так вот еще с тех пор мечтал, как бы мне до ваших рассказов добраться». Тон задан. В письмах речь идет преимущественно о филологической науке (азартно и нелицеприятно обсуждаются работы коллег и самих корреспондентов) и новой литературе. Страсть в каждой строке. Неповторимые лица огромных людей, стиснутых советской системой, в каждом письме. Дух неукротимой воли. Неизбывный советский запах лжи и тюрьмы. И так до «приложений». До письма Чуковского «на верх» в связи с новым туром гонений на Оксмана. До заметки Оксмана о похоронах Чуковского, испохабленных трусливыми казенными речами: «Да, не хочется покидать этот холм. За суетой обряда, за словесной шелухой для каждого начинает проступать сам факт -- нет больше Корнея, и без него трудно представить себе нашу жизнь».
Тем, кто хочет порадовать детей

Ходить к зубному для детей -- наказание хуже некуда. Страшное превратить в смешное поможет выставка фотографий Михаила Королева «Последние игры детства». На снимках -- подростки со смешными проволочками во рту. Проволочки вставили врачи для исправления привкуса. Все тинейджеры разные. Зинка -- кривляка. Машка -- задавака. Степа -- драчун. Ваня -- молчун. Но у каждого во рту стоматологический брекет. Умора. Почему возникла идея снимать подростков с проволокой в зубах? Оказывается, такой фотовыставкой в Московском центре искусств петербургская медицинская ассоциация МЕДИ отметила появление в Москве своей стоматологической клиники. Нетривиальный во всех смыслах ход. И труд дантиста рекламируем, и детей от навязчивых страхов посещения зубного освобождаем.

Детские постановки обычно несъедобны для взрослых. Исключение из этого правила составляет спектакль «Великаны и козявки». Его постановщик Александр Пономарев числится в театральных кругах специалистом по обериутам. Он изучил их вдоль и поперек и в какой-то момент правильно смекнул, что абсурдизм Хармса или Олейникова неплохо рифмуется с абсурдизмом классиков детской литературы. В основе «Великанов и козявок» -- написанная самим режиссером композиция, героями которой наряду с Тараканищем, Мухой-Цокотухой, похитившим ее Пауком и другими объектами энтомологии стали загадочный Карл Иванович Шустерлинг и прочие пакины и ракукины. Спектакль визуально богат, а музыкально так даже богат с избытком. Он получился добрым и простодушным. В нем несмешное кажется страшным (как у обериутов), а страшное -- смешным. РАМТ, 2 февраля, 12.00.

Для мальчиков в возрасте от 6 до 18 -- чудная корейская сказка про боевые искусства «Бишунмо -- летающий воин» режиссера Янг-Джана Кима. В Китае в XIV, что ли, веке всем заправляют монголы, китайцы раболепствуют, и лишь отважные корейцы борются и с теми и с другими, попутно утверждая свой примат в тонком мастерстве боевых искусств. Летать им при этом значительно удобнее, чем стоять на земле, -- отсюда и название. А меч их обладает чудодейственной способностью инициировать в окружающей среде нечто вроде холодного термоядерного синтеза, отчего враг разлетается по сторонам, как накачанная велосипедным насосом лягушка. Разумеется, не обойтись без пагод, водопадов, бамбуковых рощ и печальной любовной истории. По дороге домой дети категорически требуют приобрести им китайский пластмассовый меч за 25 рублей, чтобы немедленно приступить к изучению искусства Бишунмо. Покупайте, не раздумывая. Все лучше, чем играть в «Героев» на компьютере. Картина идет в обоих «Каро-Фильмах», «Победе» и «Пяти звездах».

Самое громкое событие концертного сезона -- концерт американской поп-панк-группы Offspring, который пройдет, как это ни смешно, в рамках юбилейного фестиваля премии «Триумф». Музыкальные критики старшего поколения жалуются: дескать, дети задергали -- своди на Offspring да своди! Отцы давно пережили панк-лихорадку семидесятых, когда все мальчики хотели быть Сидами Вишесами, а девочки -- Нинами Хаген. Теперь мальчики хотят быть, видимо, «как Offspring», иначе не было бы на улицах Москвы так много аккуратно взъерошенных коротких стрижек и свисающих из безразмерных карманов толстых цепей. Панк давно превратился в пародию на самого себя, поэтому молодые представители этого движения, выступающие на «триумфаторском» фестивале, совсем не нонсенс. Offspring -- это, можно сказать, копиисты-аутентисты. Или аутисты. В том смысле, что уже в ауте. Так что за детей не бойтесь -- действо совершенно безобидное. А случится оно 6 февраля во Дворце спорта «Лужники». Начало в 19. 00.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова, Александр Беляев (музыка), Алексей Медведев (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.02.2002
Афиша для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама