N°174
23 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  23.09.2002
ЮНЕСКО против «черного рынка»
Конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей

версия для печати
На прошлой неделе в Москве прошла Международная конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей. Цели и задачи конференции были сугубо бюрократического свойства -- дальнейшее совершенствование, выявление возможностей, анализ, оценка выполнения... За скучными формулировками скрывается важнейшая проблема, особенно болезненная для стран небогатых, откуда в основном и происходит отток этих самых «культурных ценностей». В нынешней конференции участвовали страны Балтии и СНГ, то есть государства, возникшие на развалинах советской империи. На развалинах тоталитарной системы возникла благоприятная среда для развития черного рынка. Теперь вновь вырабатываются единые информационные базы и правила, препятствующие незаконному перемещению культурных ценностей, но уже на другой, демократической основе. С виду менее эффективные, чем «железный занавес» и жестокие запреты полицейского государства, эти механизмы опираются на международное сотрудничество и взаимодействие, юридические нормы и судебную практику. Развитая информационная база не меньше, чем таможенные барьеры, затрудняет перепродажу добытых нечестным и не совсем ясным путем сокровищ. Ведь, вопреки распространенному мнению, не так много в мире частных коллекционеров, готовых наслаждаться добытыми сокровищами тайно, рискуя не только деньгами, но и свободой. Тем более что судебные процессы по возврату сокровищ стали делом частым и обыденным.

Другое дело, что играть по общим правилам, соблюдая все конвенции, сложно и не всегда интересно. У России, например, свой взгляд на военные трофеи, и «реституционный воз» с места не двигается. А Нидерланды, например, не подписали конвенцию ЮНЕСКО о «мерах по предупреждению и запрещению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» 1970 года. А потому самый известный «незаконный вывоз» в новейшей российской истории (коллекции русского авангарда Николая Харджиева в1993 году) голландских законов не нарушил. Ну вывез человек свою собственность и вывез. А то, что он нарушил какие-то российские таможенные правила, голландцев не интересует.

Организаторы конференции соблюли все каноны. Была и выставка, и торжественная часть, и пресс-конференция. Правда, традиционная выставка культурных ценностей, изъятых при таможенном досмотре, сильного впечатления не произвела, так же как и возвращенная старообрядческой церкви икона XV века, похищенная пятьдесят лет назад и недавно найденная аж в Латинской Америке. Таможня задерживает в основном вещи рядовые, «не музейного уровня»; икона также выглядела средне и показалась ценностью больше духовной, чем культурной, а тем более художественной.

На пресс-конференции организаторы охотно и подробно отвечали на вопросы. Но сами ничего не рассказывали. Ни о музейных кражах (слухами земля полнится, а известными становятся лишь немногие факты), ни о идущих переговорах о возврате культурных ценностей, ни о возможных судебных процессах (на них-де и денег нет).
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.09.2002
Конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей
На прошлой неделе в Москве прошла Международная конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей. Цели и задачи конференции были сугубо бюрократического свойства -- дальнейшее совершенствование, выявление возможностей, анализ, оценка выполнения... За скучными формулировками скрывается важнейшая проблема, особенно болезненная для стран небогатых, откуда в основном и происходит отток этих самых «культурных ценностей». В нынешней конференции участвовали страны Балтии и СНГ, то есть государства, возникшие на развалинах советской империи. На развалинах тоталитарной системы возникла благоприятная среда для развития черного рынка. Теперь вновь вырабатываются единые информационные базы и правила, препятствующие незаконному перемещению культурных ценностей, но уже на другой, демократической основе... >>
  • //  23.09.2002
«Цена страха» выходит в московский прокат
В фильме Фила Олдена Робинсона на экране в четвертый раз появляется аналитик Центрального разведывательного управления Джек Райан, герой политических триллеров Тома Клэнси. В Голливуде этого героя любят -- в свое время Райан в обличье Алека Болдуина искал в океанских глубинах советскую подводную лодку («Охота за «Красным Октябрем» Джона Мактирнена), а потом, окончательно сжившись с уютной и основательной внешностью Харрисона Форда, сражался с боевиками ИРА и колумбийскими наркобаронами (соответственно, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Филиппа Нойса). Фильмы эти были очень похожи на самого Райана -- крепко сбитого, уверенного в себе, образованного и немолодого уже специалиста, который одинаково уверенно чувствовал себя и в самых высоких кабинетах Белого Дома, и на передовой борьбы со всемирным злом, и в кругу патриархальной семьи с непременными совместными завтраками и домашним любимцем -- ретривером. В экранизациях Клэнси всегда чувствовалась основательность, которая, в сущности, и была причиной весомых кассовых сборов: посмотреть на Райана ходили зрители вполне определенного сортаю... >>
  • //  23.09.2002
Древнему инструменту нашлось место в современной музыке
Российская world- и этносцена освоила, кажется уже все возможные народные инструменты: армянский дудук, шотландскую волынку, даже австралийский диджериду. Теперь наши «народники», кажется, всерьез озаботились освоением исконно русского инструмента, а именно гуслей. Сказать, что гусли -- забытый инструмент, неизвестный широкой публике, нельзя. Напротив, инструмент -- постоянный герой, причем не только фольклора. Гусли присутствуют и в советских фильмах-сказках, и даже в анекдотах. Например, о «новом русском», который внимательно слушал гуслиста (именно так, согласно словарю Даля, желательно именовать музыкантов), а потом изрек: «Музыка, браток, хорошая, но вот этой пальцовки не надо»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама