N°174
23 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  23.09.2002
Дикие гусли
Древнему инструменту нашлось место в современной музыке

версия для печати
Российская world- и этносцена освоила, кажется уже все возможные народные инструменты: армянский дудук, шотландскую волынку, даже австралийский диджериду. Теперь наши «народники», кажется, всерьез озаботились освоением исконно русского инструмента, а именно гуслей. Сказать, что гусли -- забытый инструмент, неизвестный широкой публике, нельзя. Напротив, инструмент -- постоянный герой, причем не только фольклора. Гусли присутствуют и в советских фильмах-сказках, и даже в анекдотах. Например, о «новом русском», который внимательно слушал гуслиста (именно так, согласно словарю Даля, желательно именовать музыкантов), а потом изрек: «Музыка, браток, хорошая, но вот этой пальцовки не надо».

В минувшие выходные в клубе «Запасник» прошла презентация проекта «Гусли русские», в котором принимают участие гитарист-виртуоз Иван Смирнов и кларнетист, исполнитель на народных духовых Сергей Клевенский. Слово «проект» в данном случае следует понимать буквально, а не как сейчас принято: «проект» -- в смысле «коллектив». Смирнов и Клевенский (у которого и так «проектов» предостаточно, от маститого «Альянса» до новомодной «Малер и я»), а также другие участники концерта -- камерный хор, гусляры, синтезатор -- попытались выстроить джаз-рок, фьюжн и духовное пение вокруг звука гуслей. Собственно, в этом и есть смысл и цель проекта -- представить гусли в несколько необычном контексте, показав, что инструмент этот (точнее, «инструменты», так как даже известных модификаций гуслей довольно много, причем не только у нас, но и в некоторых европейских странах) может адекватно восприниматься не только в контексте оркестра народных инструментов.

Два гуслиста, Любовь Басурманова и Егор Стрельников, поразили публику исполнительским мастерством и богатством возможностей своих инструментов. Гусли имеют короткий, но очень яркий и выразительный звук, за счет чего получаются просто потрясающие трели, аккорды, флажолеты. К сожалению, полного слияния всех участников проекта удалось достичь только в нескольких пьесах; в целом же программа была четко поделена между хором, виртуозным Смирновым и гуслистами. Как бы то ни было, гусельный world fusion заслуживает самого пристального внимания, и очень хотелось бы увидеть, во что в итоге выльется проект.

Публика, пришедшая в концертный зальчик «Запасника», затаив дыхание, слушала. Публика, ужинавшая в других залах, ничего не слушала, зато шумела. Но под конец концерта в клуб пришел «антрополог» и друг всех народных музыкантов Дмитрий Дибров. Он искренне восхищался концертом, и всем жующим сразу стало ясно: гусли -- это круто.
Александр БЕЛЯЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.09.2002
Конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей
На прошлой неделе в Москве прошла Международная конференция по вопросам незаконного оборота культурных ценностей. Цели и задачи конференции были сугубо бюрократического свойства -- дальнейшее совершенствование, выявление возможностей, анализ, оценка выполнения... За скучными формулировками скрывается важнейшая проблема, особенно болезненная для стран небогатых, откуда в основном и происходит отток этих самых «культурных ценностей». В нынешней конференции участвовали страны Балтии и СНГ, то есть государства, возникшие на развалинах советской империи. На развалинах тоталитарной системы возникла благоприятная среда для развития черного рынка. Теперь вновь вырабатываются единые информационные базы и правила, препятствующие незаконному перемещению культурных ценностей, но уже на другой, демократической основе... >>
  • //  23.09.2002
«Цена страха» выходит в московский прокат
В фильме Фила Олдена Робинсона на экране в четвертый раз появляется аналитик Центрального разведывательного управления Джек Райан, герой политических триллеров Тома Клэнси. В Голливуде этого героя любят -- в свое время Райан в обличье Алека Болдуина искал в океанских глубинах советскую подводную лодку («Охота за «Красным Октябрем» Джона Мактирнена), а потом, окончательно сжившись с уютной и основательной внешностью Харрисона Форда, сражался с боевиками ИРА и колумбийскими наркобаронами (соответственно, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Филиппа Нойса). Фильмы эти были очень похожи на самого Райана -- крепко сбитого, уверенного в себе, образованного и немолодого уже специалиста, который одинаково уверенно чувствовал себя и в самых высоких кабинетах Белого Дома, и на передовой борьбы со всемирным злом, и в кругу патриархальной семьи с непременными совместными завтраками и домашним любимцем -- ретривером. В экранизациях Клэнси всегда чувствовалась основательность, которая, в сущности, и была причиной весомых кассовых сборов: посмотреть на Райана ходили зрители вполне определенного сортаю... >>
  • //  23.09.2002
Древнему инструменту нашлось место в современной музыке
Российская world- и этносцена освоила, кажется уже все возможные народные инструменты: армянский дудук, шотландскую волынку, даже австралийский диджериду. Теперь наши «народники», кажется, всерьез озаботились освоением исконно русского инструмента, а именно гуслей. Сказать, что гусли -- забытый инструмент, неизвестный широкой публике, нельзя. Напротив, инструмент -- постоянный герой, причем не только фольклора. Гусли присутствуют и в советских фильмах-сказках, и даже в анекдотах. Например, о «новом русском», который внимательно слушал гуслиста (именно так, согласно словарю Даля, желательно именовать музыкантов), а потом изрек: «Музыка, браток, хорошая, но вот этой пальцовки не надо»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама