N°173
20 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  20.09.2002
На фоне катастрофы
В прокат выходит фильм о геноциде армян

версия для печати
Режиссер «Арарата», канадец Атом Эгоян, и его жена Арсине Ханджян, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, -- настоящие умницы. Когда они страстно и увлеченно говорят о своем фильме, когда робко выражают надежду на то, что «Арарат» покажут на фестивале в Стамбуле и диалог между двумя странами о геноциде наконец начнется, когда употребляют важные и точные выражения вроде «кризис репрезентации истории» или «недостижимость прошлого», не любить их невозможно. Когда же смотришь сам фильм, невозможно не маяться в тоске.

Да, «Арарат» -- это умное, интеллигентное, мастерски сделанное кино, едва ли не первый после «Майрига» Анри Вернея киноопыт обращения к катастрофе, пережитой армянским народом в 1915 году. Но фильм Эгояна попадает в ловушку, уготовленную абсолютному большинству картин на Тему с самой что ни на есть большой буквы -- будь то Геноцид, Холокост, Война. Сам материал настолько неподъемен, величественен и масштабен, что на его фоне любые попытки режиссера и сценариста втиснуть в прямоугольник экрана свое восприятие трагедии неизбежно выглядят неуклюже и мелко. Тема нависает над автором, как историософские главы «Войны и мира» над ленивым и нелюбопытным школьником.

Эгоян не настолько наивен, чтобы этого не понимать. Он упорно буравит давящий на него монолит -- прокладывает в нем ходы индивидуальных историй. Истории таковы: Аршил Горки, художник-экспрессионист армянского происхождения, пишет портрет своей матери; женщина-искусствовед читает лекции об этом портрете, пытаясь забыть свое собственное прошлое; девушка задумывается об исчезновении своего отца; юноша утверждает, что везет на родину коробки с непроявленной пленкой, но у пожилого таможенника возникает повод для подозрений; режиссер Эдуард Сароян (его сыграл патриарх армянской диаспоры, великий певец Шарль Азнавур) снимает фильм о геноциде армян, чтобы дать своему народу возможность увидеть то, что произошло в городе Ван почти столетие назад...

Именно это последняя сюжетная линия является для Эгояна ключевой. На Московском кинофестивале он очень долго, подробно и красиво рассказывал о том, какую роль играют вставные сцены резни, поданные как фрагменты сарояновской картины. О том, как важно ему было подчеркнуть проблематичность лобового подхода к изображению истории, намекнуть на китчевый характер фильма в фильме и в то же время все-таки показать на экране образ мучений своего народа, у которого не осталось прямых свидетелей и свидетельств геноцида. Но вот именно эту двойственность, так хорошо и гладко выраженную на словах, и отторгает кинематограф, самое современное и архаичное из искусств. Если на экране китч -- зритель видит китч, если трагедия -- трагедию. Совместить их не получится, если только не предварять каждый сеанс «Арарата» небольшой лекцией обаятельного Эгояна.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  20.09.2002
В прокат выходит фильм о геноциде армян
Режиссер «Арарата», канадец Атом Эгоян, и его жена Арсине Ханджян, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, - настоящие умницы. Когда они страстно и увлеченно говорят о своем фильме, когда робко выражают надежду на то, что «Арарат» покажут на фестивале в Стамбуле и диалог между двумя странами о геноциде наконец начнется, когда употребляют важные и точные выражения вроде «кризис репрезентации истории» или «недостижимость прошлого», не любить их невозможно. Когда же смотришь сам фильм, невозможно не маяться в тоске... >>
  • //  20.09.2002
В минувшие выходные по телевизору показали первые выпуски программы «Стань звездой». Цель программы -- найти талантливых людей и обучить их премудростям ремесла эстрадного артиста, чтобы в конечном итоге создать успешную поп-группу. Каждый этап отбора-посвящения-обучения будет демонстрироваться в эфире. Таким образом мы получим возможность наблюдать процесс создания «звезды» в режиме «реального шоу»... >>
  • //  20.09.2002
К нам снова едет Nazareth
Заботясь о точности, надо было бы сказать не «снова едет», а «возвращается» -- столько гастрольных поездок по России не совершает никто из иностранцев. Даже Scorpions. Это закономерно, ведь шотландская группа Nazareth словно сделана для российского меломана, которому на душу ложатся медленно-тяжелые, но мелодичные риффы, ухающий бас, плотный рисунок барабанов, создающие атмосферу эдакого балдежного кумара. Ну и, конечно же, «зведная» фишка -- мощный фальцет Дэна Маккаферти... >>
  • //  20.09.2002
В ГМИИ демонстрируются работы Вольдемара Матвейса
Вольдемар Матвейс (он же Матвей, он же Владимир Марков), теоретик русского авангарда и исследователь искусства первобытных народов, родился в 1877 году в Риге в латышской семье и до самой своей смерти (май 1914) учился в петербургской Академии художеств. Матвейса помнили после революции и даже издали в 1919 году его книгу «Искусство негров», затем упоминали иногда как одного из основателей и активных деятелей «Союза молодежи» (раннего объединения русского авангарда, в который входили почти все его будущие титаны -- Владимир Татлин, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова...). Стараниями искусствоведа Ирены Бужинска, куратора Государственного художественного музея Латвии в позднесоветские времена, в Риге начали организовывать чтения Матвейса, постепенно восстанавливая, реконструируя его многочисленные и сложные связи с деятелями русского авангарда. Выставка в Пушкинском музее -- немного запоздалое, но очень своевременное продолжение этого процесса. Публикация писем и текстов (изданные в прошлом веке давно стали библиографической редкостью и большой ценностью) соответствует новому периоду изучения модернизма -- восстановление лакун, скрупулезное исследование деталей, связей, влияний... >>
  • //  20.09.2002
Высоцкий стал персонажем мюзикла
В лондонском театре Kings Head прошла премьера спектакля Let Us Fly («Полетим!»), поставленного американскими режиссерами Мони и Миной Яким по мотивам книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Тема понятна: жизнь и песни Владимира Высоцкого... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика