N°164
09 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  09.09.2002
Лягушки с крыльями
В Театре им. Гоголя поставили пьесу Василия Сигарева «Черное молоко»

версия для печати
Московские театры продолжают испытывать современную драму на прочность. Василий Сигарев, ученик Николая Коляды из Нижнего Тагила, прославился пьесой «Пластилин», еще в рукописи получившей Антибукеровскую премию, а позже поставленной Кириллом Серебренниковым в духе крутого соц-арта. Сборник молодых авторов, где была опубликована пьеса Сигарева, так и назвали потом «Пластилин», обозначив целое направление современной литературы, пытающейся на обломках империи слепить хоть какой-нибудь образ современного мира.

За другую пьесу модного Сигарева -- «Черное молоко» -- взялись сразу два московских режиссера: Сергей Яшин и Марк Розовский. Спектакль первого уже вышел, второй обещают показать в начале будущего года. Надо признаться, что у Сигарева таких пьес, как «Пластилин», больше нет -- по крайней мере в числе известных театральной публике. А «Черное молоко» -- самая доступная, она опубликована в альманахе «Современная драматургия». Хочется верить, что «Молоко» относится к текстам ученическим, в которых драматург еще только осваивает методы сатирической «чернухи». Создана пьеса по опробованной схеме: демонстрируется очередной житейский ужас, сопровождаемый циничными реакциями героев. Но финал сентиментальнейший: предлагается поверить, что в душе любой лягушки птицы крыльями шелестят.

Взявшись за «Черное молоко», режиссер Сергей Яшин решил пьесу в старых, еще перестроечных традициях: так ставили проблемные пьесы о молодежи, «Ловушку №26» и «Спортивные игры 1981 года», точно так в кино снимали «Маленькую Веру» и «Меня зовут Арлекино». На далекий полустанок (на сцене -- изгаженный и нетопленый кассовый зал с обломанными сидениями) приезжают торговцы китайскими тостерами -- Левчик (Иван Шибанов) и его беременная подруга по кличке Мелкий (Анна Каравацкая). Они пытаются втюхать нищим жителям поддельные тостеры, затем отбиваются от обманутых покупателей. Мелкий рожает девочку и влюбляется в русскую глушь, уговаривая Левчика остаться здесь навсегда. Потом ее избивают, и душевный порыв быстро сходит на нет.

Сергей Яшин, идя пьесе след в след, наполняет спектакль таким количеством пародийных элементов, что сюжет уже перестает быть сколько-нибудь правдоподобным. На сцене -- зомбированные челноки с заученными рекламными лозунгами, хамоватая советская кассирша, не стоящие на ногах алкаши, коммунистка с надписью Zuganov на спине, пропойца-правдолюб с охотничьей винтовкой, ноющая старуха в ватнике и тетя Паша, добрая русская женщина. Весь этот якобы натуралистический антураж еще десять лет назад был расхожим материалом для зарисовок из жизни русской глубинки в руках «аншлаговских» сатириков.

В «Пластилине» -- пьесе о подростке, гибнущем в замшелом, кошмарном мире и успевающем его по-своему проклясть, -- Василий Сигарев показывал реальную жизнь, переполненную до тошноты насилием, ложью и тупостью. В «Черном молоке» он замахнулся на сюжет из жизни «детей подземелья», но испугался и рванул обратно к штампам низкой литературы, сохранив достоверность разве что в языке героев.

Старуха умоляет вернуть ей деньги за тостер, и вчерашний негодяй Левчик скоро отдает их в легком приливе сострадания. Алкаш, только что певший подлые песни, уже крепко стоит на ногах и рыдает в голос, видимо, над судьбой России. Девушка, сосущая то ментоловую сигарету, то сладкий «чупик», после серии абортов рожает ребенка и утверждает, что бог приходил к ней просить «не быть сукой». Иногда кажется, что эту пьесу написал не молодой человек, а злобный старик-моралист, которого достали и эта проклятая молодежь, и гнусные демократы, и американцы-сволочи. Мелкие капли жестокой правды тонут в обильных волнах сентиментальности. Задабривают и утешают слезами умиления здесь чаще, чем шокируют.

Потерялась во времени не только станция Моховое, но и режиссер Сергей Яшин. Он словно стремится доказать, что со времени создания «Маленькой Веры» жизнь не изменилась: молодые торгаши с одинаковым рвением запевают и старомоднейший хит «Земля в иллюминаторе», и ультрасовременную песенку Земфиры. В иные мгновения из театральных динамиков раздается ретро-музыка 70-х, что-то о «белом снеге».

Своих торговцев китайскими тостерами Сигарев почему-то поселил в Москве. Возможно, для того, чтобы поддержать еще один расхожий миф: о респектабельной, но говенной столице и пьяной, но блаженной глубинке.
Павел РУДНЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.09.2002
На фестивале в Венеции Годфри Реджио показал последний фильм своей знаменитой трилогии
Трилогия американца Годфри Реджио создавалась 27 лет. В 1982 году вышел его шедевр «Коянискаци», в переводе с языка индейцев хопи -- «жизнь, потерявшая равновесие». Это был уникальный пример абсолютного кино, построенного не на сюжете, героях и диалогах, а на медитативной музыке Филиппа Гласа и визуальных образах, на поиск и съемки которых уходят долгие годы. Его фильмы ни на что не похожи, а сам он называет своим учителем армянского кинематографиста Артавазда Пелешьяна. При этом его продюсируют режиссеры совсем другого кино -- Фрэнсис Форд Копполла, Джордж Лукас, Стивен Содерберг... И это дает надежду на то, что кино, от голливудских блокбастеров до студенческих экспериментов, по-прежнему единый живой организм с большими планами на будущее... >>
  • //  09.09.2002
В Театре им. Гоголя поставили пьесу Василия Сигарева «Черное молоко»
Московские театры продолжают испытывать современную драму на прочность. Василий Сигарев, ученик Николая Коляды из Нижнего Тагила, прославился пьесой «Пластилин», еще в рукописи получившей Антибукеровскую премию, а позже поставленной Кириллом Серебренниковым в духе крутого соц-арта. Сборник молодых авторов, где была опубликована пьеса Сигарева, так и назвали потом «Пластилин», обозначив целое направление современной литературы, пытающейся на обломках империи слепить хоть какой-нибудь образ современного мира... >>
  • //  09.09.2002
«Киношок» начал работу
Первые впечатления о городе-здравнице Анапе, где проходит Открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии, разумеется, песчаный пляж, как будто умыкнутый из фильмов Такеши Китано. Кубанские вина, продающиеся в разлив на каждом мало-мальски приспособленном углу. И череда пансионатов с приятными названиями «Волна», «Юность», «Десантник». Их уютная позднесоветская основательность (на фасадах некоторых до сих пор сохранились драгоценные брызги некогда многокрасочной наглядной агитации) радует глаз и настраивает на единственно возможный ностальгический, истинно санаторно-курортный лад. Происходит это не сразу, но времени для акклиматизации у участников фестиваля было в достатке: с момента приезда до показа первых конкурсных фильмов прошло ровно двое суток... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика