N°146
14 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  14.08.2002
Нос лесенкой и губы как квадрат
Музей личных коллекций мечет бисер перед московской публикой

версия для печати
В Музее личных коллекций ГМИИ (Волхонка, 14) вчера открылась выставка «Эпоха бисера». Основу ее составила коллекция знаменитых московских собирателей вышивки. Эта коллекция стала частью семейной родословной. Начало собранию положила бабушка Мария Юрова, пополнение продолжило среднее поколение -- сын профессор Сергей Юров и его жена преподаватель иностранных языков Вера Миримова, сейчас благим делом занята внучка Елена Сергеевна Юрова и ее супруг Владимир Васильев, оба кандидаты технических наук. В общем, история этой коллекции очень московская и очень уютная, подстать самим украшенным бусинами древностям. В кабинетцах времен Николая I перешептывались друг с другом герои андерсеновских сказок: чехольчики для мелков, корзина для зонтиков, щеточки для стряхивания мела с сукна, коробки для карт, табачные кисеты, бисерные чубуки. Смотришь на все это мелочное изобилие, и душа млеет, и хочется прилечь на диванчик в стиле Jacob и чтобы под боком была подушечка с мопсами, шитыми шерстью по канве, а в руках роман какой-нибудь славный, г-на Загоскина например. Благолепие... Выставка в ГМИИ милотой просто обволакивает. На стенах картиночки с пляшущими девушками и даже некий пейзаж с пастушком и кирхой, трогательно подписанный вышивкой из стеклянных зернышек: «Олга Лялицкая -- 1840». В центре -- роскошные инсталляции с чубуками, корзиной для рукоделия, подсвечниками и чернильницами в бисерных чехлах. Самое время вспомнить удивительно точную реплику академика Дмитрия Сарабьянова о том, что стиль жизни Европы 30--50-х годов XIX века родился в стремлении утолить жажду присвоения предметного мира. Стиль этот был назван по имени литературного персонажа, «Бидермайера», олицетворявшего бюргерский, обывательский «здравый смысл». Еще недавно, до наступления постмодернизма, стиль бидермайер воспринимался с оттенком уничижения и презрения. Вот, дескать, во что выродился романтический бунт! В панегирик домашним тапочкам, трубке и халату. Вместо растрепанных кудрей до плеч -- стариковские чепчики. Вместо неугомонного духа -- сладкая послеобеденная дрема. Толерантный постмодерн бидермайер реабилитировал. В науке об изоискусстве символом реабилитации стал выход специального, целиком посвященного бидермайеру журнала «Пинакотека». Нам втолковали (и со страниц журнала тоже), что бидермайер очень современен в конце XX века, ибо отменяет деление на главное и второстепенное, лелеет маргиналов и вообще учит ценить красоту фрагмента.

Выставка на Волхонке убеждает, что «эпоха бисера» весьма адекватна и настроениям нового, постпостмодернистского (неомодернистского?) века. Для ушедшего века бисер -- это мириады цветных осколков разбитого вдребезги единства вселенной. Для наступившего -- как раз противоположное, протоформы, легализующие модульный, конструктивистский образ мира. Во времена Гоголя и Аксакова над вышитыми бисером рыцарями «с носом лесенкой и губами четырехугольником» потешались. А мы сейчас эти исключительные по лаконичной цельности картинки можем смело сблизить с кубофутуристическими и супрематическими героями Малевича и Розановой. Не зря же, в самом деле, собранный из цветных зернышек великий в своей наивности мир оживает сегодня в детской игре с говорящим названием «конструктор».

Да, кстати, во время оно к бисерным затеям презрительно относились далеко не все. Выпустившая книгу «Старинные русские работы из бисера» Елена Юрова рассказывает курьезный случай, изложенный в «Записках А.П. Хвостовой». Одна богатая купчиха не побрезговала поднести подушку, шитую по канве с изображением овцы, самому императору Павлу I. К ней приложила стихи: «Верноподданных отцу / Подношу сию овцу / Для тех ради причин, / Чтоб дал он мужу чин». Павел ей ответи : «Я верноподданных отец, / Но нету чина для овец». А подушечку все-таки взял.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.08.2002
Музей личных коллекций мечет бисер перед московской публикой
В Музее личных коллекций ГМИИ (Волхонка, 14) вчера открылась выставка «Эпоха бисера». Основу ее составила коллекция знаменитых московских собирателей вышивки. Эта коллекция стала частью семейной родословной. Начало собранию положила бабушка Мария Юрова, пополнение продолжило среднее поколение -- сын профессор Сергей Юров и его жена преподаватель иностранных языков Вера Миримова, сейчас благим делом занята внучка Елена Сергеевна Юрова и ее супруг Владимир Васильев, оба кандидаты технических наук. В общем, история этой коллекции очень московская и очень уютная, подстать самим украшенным бусинами древностям. В кабинетцах времен Николая I перешептывались друг с другом герои андерсеновских сказок: чехольчики для мелков, корзина для зонтиков, щеточки для стряхивания мела с сукна, коробки для карт, табачные кисеты, бисерные чубуки. Смотришь на все это мелочное изобилие, и душа млеет, и хочется прилечь на диванчик в стиле Jacob и чтобы под боком была подушечка с мопсами, шитыми шерстью по канве, а в руках роман какой-нибудь славный, г-на Загоскина например. Благолепие... >>
  • //  14.08.2002
В Москве появился новый театр -- «Корона русского балета»
Создали новый коллектив ведущие солисты Детского музыкального театра имени Сац -- Анна Алексидзе и Анатолий Емельянов, они и числятся худруками. Имя знаменитого хореографа-миниатюриста Георгия Алексидзе (отца) витает в воздухе и числится на афише среди авторов, чьи произведения будут в репертуаре театра, но увидеть его работы в премьерный вечер не удалось. Младшее поколение дорвалось до сцены и делиться ни с кем успехом не собиралось... >>
  • //  14.08.2002
В Эдинбурге стартовал ежегодный фестиваль искусств
Международный фестиваль искусств в Эдинбурге открылся в воскресенье и продлится до самого конца августа. В отличие от проходящего параллельно популярного «фринджа», наводняющего улицы старинного шотландского города экспериментальными жанрами и спонтанными формами, основной фестиваль выглядит строже и на первый взгляд даже менее красочно. Между тем его масштабная программа, как обычно, состоит из впечатляющего разнообразия жанров (от классической музыки, оперы и драматического театра до современного балета или классического индийского танца), а также из внушительного перечня крупных художественных событий... >>
  • //  14.08.2002
Кинокритики и режиссеры оказались почти единодушны
Влиятельнейший и академичный журнал Британского киноинститута Sight and Sound составил рейтинг самых значительных фильмов и режиссеров в истории мирового кино. С 1952 года каждые десять лет журнал опрашивает ведущих аналитиков, а с 1992 года -- и режиссеров, которые вносят свои коррективы в табель о кинематографических рангах. В этом году опрос оказался самым представительным за все годы -- в нем приняли участие 145 критиков и киноведов и 108 режиссеров. Всего хит-парадов четыре. В первой тройке лучших режиссеров, по мнению критиков, -- Орсон Уэллс, Альберт Хичкок и Жан-Люк Годар. Последнего, кстати, не вспомнили режиссеры, составляющие аналогичный реестр, как не упомянули и любимых критиками, но, видимо, нечасто вспоминаемых творцами Сергея Эйзенштейна и Ясудзиро Одзу. Первая тройка в «режиссерском» списке режиссеров выглядит так: на первом месте -- тот же Уэллс, на втором -- Феллини, за ним следует Куросава. Хичкок оказался на пятом месте. Не забыли режиссеры и своих современников: из числа ныне здравствующих классиков в списке оказалось целых три фамилии: Фрэнсис Форд Коппола (4-е место), Ингмар Бергман (8-е место) и Мартин Скорцезе (9-е место). В списках же лучших фильмов всех времен первое место и у критиков, и у творцов занимает «Гражданин Кейн»... >>
  • //  14.08.2002
«Змей» из Выборга отправится в Венецию
Как ни оценивай «Змея» Алексея Мурадова, событием фильм уже стал. Дебютный фильм немолодого уже режиссера получил Гран-при конкурса дебютов и приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре», только что с успехом был показан в Выборге на фестивале российского кино и вскоре будет представлен в рамках Международной недели критики на Венецианском фестивале. Кино Мурадова -- программно антизрительское, фестивальное, мрачное и очень-очень неплохое. В лагере российского авторского кино, где до сих пор безраздельно властвовали Александр Сокуров и Алексей Герман, появился еще один режиссер с уверенным почерком и серьезными амбициями... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика