N°146
14 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  14.08.2002
Кино контекста
«Змей» из Выборга отправится в Венецию

версия для печати
Как ни оценивай «Змея» Алексея Мурадова, событием фильм уже стал. Дебютный фильм немолодого уже режиссера получил Гран-при конкурса дебютов и приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре», только что с успехом был показан в Выборге на фестивале российского кино и вскоре будет представлен в рамках Международной недели критики на Венецианском фестивале. Кино Мурадова -- программно антизрительское, фестивальное, мрачное и очень-очень неплохое. В лагере российского авторского кино, где до сих пор безраздельно властвовали Александр Сокуров и Алексей Герман, появился еще один режиссер с уверенным почерком и серьезными амбициями.

«Змей» снят на цифровое видео, но «картинка» не раздражает своей искусственностью -- и это одно из достоинств картины. Второе достоинство -- активная, перенасыщенная звуками фонограмма. Шум проходящего поезда, пение птиц и человеческие голоса царапают слух, словно гвозди -- грампластинку. Физиологичность видеоизображения работает на замысел: действительно, первые четверть часа перед нами физиологический очерк из жизни русской провинции начала 90-х годов. Бродяга ведет вдумчивый разговор с предательски пролившейся бутылкой водки, камера выхватывает человеческие лица в беспросветной тьме, рамки кадра сжимают персонажей, словно тиски. Главные герои появляются на экране с точно рассчитанным опозданием. Это офицер МВД, глава семейства, его усталая жена и парализованный сын. Главного героя играет Виктор Соловьев, некогда пародийно изобразивший Дзержинского в «Комедии строгого режима». На этот раз сходство с «железным человеком» уже не имеет пародийного характера. Герой суров как скала, шпыняет несчастную жену и расслабляет мускулы лица только во время общения с сыном. Работа у него под стать быту: он приводит в исполнение смертные приговоры. Сцена казни преступника, снятая жестко и целомудренно, -- одна из лучших в фильме и вызывает в памяти классические кадры из «Короткого фильма об убийстве» Кшиштофа Кесьлевского. «Змей» из названия -- это воздушный змей, который мастерит мальчик, мечтая запустить его в небо вместе с отцом...

По сюжету -- чернуха чернухой, но сильная режиссерская воля спасает картину от сентиментальности. И это третье и главное ее достоинство. Дальше начинаются вопросы. Сравнение «Змея» с американским «Балом монстров» Марка Форстера («Оскар» Хэлли Берри за лучшую женскую роль) может показаться случайным, но невозможно пройти мимо сходства мотивов и изобразительного ряда. И там, и там -- герой-палач, сцена смертной казни, неполноценные дети, гнетуще мрачная «картинка» и робкая надежда на лучшую жизнь. Но в американском независимом кино едва ли найдешь хоть один фильм без «месседжа» -- авторского послания. Есть оно и в «Бале монстров». Если угодно, это фильм о том, что прощение и искупление возможно, но никто никогда не узнает, почему жена жертвы простила палача, -- потому что полюбила его, потому что ей просто некуда больше пойти или, наконец, потому что у нее был с ним удачный секс... Словом, «Бал монстров» -- о неоднозначности и нерасчленимости «высоких» и «низких» мотивов человеческого поведения. Когда же настает черед сформулировать «месседж» «Змея», останавливаешься в недоумении. Рассказав вполне убедительную визуальную и эмоциональную историю, автор словно замирает в скорбной позе, предлагая нам вместе с ним поразмышлять о жестокости жизни и проникнуться сочувствием к жертвам вселенского абсурда.

Проникаться почему-то не хочется. Прежде всего потому, что есть ощущение, что автор неосознанно прячется от возложенной на него задачи. Вместо того чтобы создать свой образ мира со своим глубоко индивидуальным взглядом на человеческую природу, он прикрывается общими местами. Кажется, это родовой порок российского авторского кино. Талантливые (кто-то считает -- «великие») режиссеры в какой-то момент перестают рассчитывать на собственные силы и опираются на подпорки штампов: «вечные культурные ценности», «трагедия российской истории», «драма человеческого одиночества» и т.д. Именно поэтому фильмы Сокурова и Германа (кстати, именно у последнего Мурадов учился на Высших режиссерских курсах) регулярно провозглашаются шедеврами у нас и с вежливым недоумением принимаются большинством западных критиков и зрителей, которым невдомек, что центр тяжести этих картин находится за их пределами. Впрочем, кажется, у Мурадова есть шанс избежать ошибок своих учителей.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Выборг

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.08.2002
Музей личных коллекций мечет бисер перед московской публикой
В Музее личных коллекций ГМИИ (Волхонка, 14) вчера открылась выставка «Эпоха бисера». Основу ее составила коллекция знаменитых московских собирателей вышивки. Эта коллекция стала частью семейной родословной. Начало собранию положила бабушка Мария Юрова, пополнение продолжило среднее поколение -- сын профессор Сергей Юров и его жена преподаватель иностранных языков Вера Миримова, сейчас благим делом занята внучка Елена Сергеевна Юрова и ее супруг Владимир Васильев, оба кандидаты технических наук. В общем, история этой коллекции очень московская и очень уютная, подстать самим украшенным бусинами древностям. В кабинетцах времен Николая I перешептывались друг с другом герои андерсеновских сказок: чехольчики для мелков, корзина для зонтиков, щеточки для стряхивания мела с сукна, коробки для карт, табачные кисеты, бисерные чубуки. Смотришь на все это мелочное изобилие, и душа млеет, и хочется прилечь на диванчик в стиле Jacob и чтобы под боком была подушечка с мопсами, шитыми шерстью по канве, а в руках роман какой-нибудь славный, г-на Загоскина например. Благолепие... >>
  • //  14.08.2002
В Москве появился новый театр -- «Корона русского балета»
Создали новый коллектив ведущие солисты Детского музыкального театра имени Сац -- Анна Алексидзе и Анатолий Емельянов, они и числятся худруками. Имя знаменитого хореографа-миниатюриста Георгия Алексидзе (отца) витает в воздухе и числится на афише среди авторов, чьи произведения будут в репертуаре театра, но увидеть его работы в премьерный вечер не удалось. Младшее поколение дорвалось до сцены и делиться ни с кем успехом не собиралось... >>
  • //  14.08.2002
В Эдинбурге стартовал ежегодный фестиваль искусств
Международный фестиваль искусств в Эдинбурге открылся в воскресенье и продлится до самого конца августа. В отличие от проходящего параллельно популярного «фринджа», наводняющего улицы старинного шотландского города экспериментальными жанрами и спонтанными формами, основной фестиваль выглядит строже и на первый взгляд даже менее красочно. Между тем его масштабная программа, как обычно, состоит из впечатляющего разнообразия жанров (от классической музыки, оперы и драматического театра до современного балета или классического индийского танца), а также из внушительного перечня крупных художественных событий... >>
  • //  14.08.2002
Кинокритики и режиссеры оказались почти единодушны
Влиятельнейший и академичный журнал Британского киноинститута Sight and Sound составил рейтинг самых значительных фильмов и режиссеров в истории мирового кино. С 1952 года каждые десять лет журнал опрашивает ведущих аналитиков, а с 1992 года -- и режиссеров, которые вносят свои коррективы в табель о кинематографических рангах. В этом году опрос оказался самым представительным за все годы -- в нем приняли участие 145 критиков и киноведов и 108 режиссеров. Всего хит-парадов четыре. В первой тройке лучших режиссеров, по мнению критиков, -- Орсон Уэллс, Альберт Хичкок и Жан-Люк Годар. Последнего, кстати, не вспомнили режиссеры, составляющие аналогичный реестр, как не упомянули и любимых критиками, но, видимо, нечасто вспоминаемых творцами Сергея Эйзенштейна и Ясудзиро Одзу. Первая тройка в «режиссерском» списке режиссеров выглядит так: на первом месте -- тот же Уэллс, на втором -- Феллини, за ним следует Куросава. Хичкок оказался на пятом месте. Не забыли режиссеры и своих современников: из числа ныне здравствующих классиков в списке оказалось целых три фамилии: Фрэнсис Форд Коппола (4-е место), Ингмар Бергман (8-е место) и Мартин Скорцезе (9-е место). В списках же лучших фильмов всех времен первое место и у критиков, и у творцов занимает «Гражданин Кейн»... >>
  • //  14.08.2002
«Змей» из Выборга отправится в Венецию
Как ни оценивай «Змея» Алексея Мурадова, событием фильм уже стал. Дебютный фильм немолодого уже режиссера получил Гран-при конкурса дебютов и приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре», только что с успехом был показан в Выборге на фестивале российского кино и вскоре будет представлен в рамках Международной недели критики на Венецианском фестивале. Кино Мурадова -- программно антизрительское, фестивальное, мрачное и очень-очень неплохое. В лагере российского авторского кино, где до сих пор безраздельно властвовали Александр Сокуров и Алексей Герман, появился еще один режиссер с уверенным почерком и серьезными амбициями... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика