N°145
13 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  13.08.2002
Рок-н-ролл скорее мертв
Закончился двухдневный фестиваль «Нашествие»

версия для печати
«Нашествие» продолжает удерживать пальму первенства среди русских рок-фестивалей по количеству участников и зрителей. Первых в этом году было 48, вторых -- от 80 до 150 тысяч (разница в цифрах объясняется положением считавших: 80 тысяч насчитали в МВД, 150 -- в «Нашем радио»).

Большого постановочного шоу, каким должно было стать «Нашествие» под руководством молодого театрального режиссера Ольги Субботиной, не получилось. Далеко не все артисты согласились, чтобы во время их выступлений на сцене плясали приглашенные танцовщики. Земфира еще на пресс-конференции заявила, что никакого балета одновременно с ней на сцене не потерпит. Придуманные Субботиной сценические решения конкретных песен конкретных артистов не имели отношения ко всему концерту в целом. То есть говорить о сквозной режиссерской идее фестиваля не приходится. Зато скептики получили пищу для разговоров о том, что русский рок без театральных подпорок существовать уже не в состоянии.

Начался фестиваль скучно, хотя набор участников был достаточно «звездным». Присутствовавшие отмечали, что музыканты пели так, словно это занятие им давно опротивело. Открывал фестиваль «Мумий Тролль». Лагутенко в белом смокинге и цилиндре бегал с толпой актеров по выносной сцене и ведущим на нее помостам, вращал глазами, но зал расшевелить не смог. По-настоящему живое выступление показала только группа Green Grey. Солист новой группы «Сегодня ночью» пел, не вынимая изо рта жвачки. А его музыканты так увлеклись сольными партиями, что группу выгнали со сцены за нарушение хронометража, не дав доиграть. Пели несколько условно альтернативных групп, вроде «Кукрыниксов» и F.A.Q, чьи вокалисты демонстрировали публике слегка обрюзгшие обнаженные торсы с тщательно выбритыми подмышками. Главным развлечением первой половины субботы стала беготня гитариста группы Дельфина в абсолютно голом виде. Телеоператорам стоило большого труда удержаться и не снимать его.

Во второй половине дня и музыканты, и публика слегка оживились. Расшевелила их Гая, солистка группы «Дети Picasso». Подвешенная на тросе над сценой, в платье из искусственных цветов, она пела в бешеном темпе «А-а, крокодилы-бегемоты», а по помостам бегали детишки. Группа «Мультfильмы» выпустила на сцену своих двойников в масках, а уж потом вышла сама, но публика шутку не оценила.

Найк Борзов, «Точка росы», «Би-2» и прочие выступили совершенно так, как они это делают на любом концерте. Запомнился «Ундервуд», и то благодаря придуманному Субботиной номеру с десятком пишущих машинок, на которых актеры отстукивали бодрый ритм. Особое внимание привлекла группа «Сеtи», но в основном потому, что поет в ней флейтист «Сплина» Ян Николенко. Сам «Сплин» выступил хорошо, но ограничился набором старых проверенных молодежных хитов вроде «Выхода нет» и «Мое сердце».

Закрывала первый день Земфира, чей статус хэдлайнера перед фестивалем был взят под сомнение. Ее музыканты во время настройки лениво курили на сцене и вели себя так, словно они как минимум группа Rolling Stones. Но выступление получилось очень живым и ярким -- Земфиру давно никто такой не видел. Закончился день фейерверком.

Во второй день темп, взятый группой «Иван Купала», не спадал до самого вечера. «Иван Купала» выступили весело, создав всем хорошее настроение. И даже псевдомрачные и квазиужасные вопли братьев Самойловых из «Агаты Кристи» не смогли его испортить. Хорошо выступили Tequilajazzz, которые каждый год задаются философским вопросом, что им делать на «Нашествии», и каждый раз все-таки приезжают. «Ария», которая никак не может окончательно распасться и перед каждым концертом заявляет, что на этот раз он точно последний, была встречена стотысячным фанатичным криком. «Тяжесть» их музыки и рассчитанный на подростков из трудных семей пафос текстов Маргариты Пушкиной по-прежнему пользуются бешеной популярностью. Что будут делать несчастные подростки после прощального концерта «Арии» в «Лужниках» в сентябре, страшно подумать.

Впервые в Раменское приехали «Пикник» и «Аквариум». Нынешнее поколение слушателей отнеслось к ним с должным уважением, внимательно прослушав все песни, шумно аплодируя после каждой. Шоу группы «Ногу свело» с военным оркестром и девушками в кожаном белье публика запомнит надолго. «Ночные снайперы» и «Смысловые галлюцинации» выступили так, как ожидалось, сорвав положенные овации, но ничем никого не удивив. Лучшим выступлением фестиваля было безусловно невероятное шоу от группы «Ленинград», которая находится в творческом отпуске, но специально собралась для того, чтобы отыграть на «Нашествии».

Закрывала фестиваль панковская группа «Король и Шут». В этом году молодежи в майках с улыбающейся физиономией солиста группы со знаковым прозвищем Горшок было столько, словно бы все 47 групп, выступавшие до «КиШ», были всего лишь у них на разогреве. Солисты группы Горшенев и Князев бегали по сцене, долго разговаривали между песнями и явно чувствовали себя хозяевами положения. Как и в субботу, последнее выступление закончилось фейерверком и просьбой генерального продюсера «Нашего радио» Михаила Козырева расходиться по домам не спеша и не поубивать друг друга в запале.

Рок-фестиваль «Нашествие» интересен прежде всего молодыми музыкантами. Во всем остальном он мало чем, кроме масштабности и методов организации, отличается от прочих. И если заглядывать в грядущее русского рока так, как это предлагает «Наше радио», то становится ясно, что оно и пусто, и темно. Молодые группы -- «7Б», «Нова», «Дzен», «Сансара», «Сегодня ночью», «Торба-на-Круче», «Точка росы», «Звери», «По глазам» и т.д. -- отняли у критиков надежду, что так называемый русский рок когда-нибудь получит приток свежей крови. Назвать их вторичными -- значит подарить им незаслуженный комплимент. И никакие ухищрения, вроде горы воздушных шариков, распавшейся на части и улетевшей в небо во время выступления группы Butch, не помогли. Теперь, после третьего «Нашествия», ясно окончательно и бесповоротно, что новый «взлет русского рока» года четыре назад стал возможен лишь благодаря компромиссу между устаревшим советским псевдороком и поп-музыкой самого низкого качества. Пресловутое отставание русской музыкальной мысли от западной, которое казалось легко преодолимым в 80-х, теперь увеличилось до угрожающих размеров.

С созданием музыки для среднего класса, которая есть во всем мире, в России такие же трудности, как и с самим средним классом. Если смена поколений в рок-музыке будет осуществляться за счет новых групп, участвовавших в «Нашествии», то для серьезной публики среднего возраста понятие «русский рок» перестанет существовать.

Можно надеяться на то, что «Нашествие» представляет лишь специфически срезанный «Нашим радио» пласт русскоязычной музыки. Хотя в этом году «Наше радио» пошло на риск и пригласило в Раменское группы, которые на его волнах не звучат, например «Я и Друг Мой Грузовик» или «Дети Picasso». Возможно, что где-нибудь в подвалах Екатеринбурга и зреют таланты масштаба Тома Йорка. Но пока что лучше всего на экспорт идет группа «Тату».

«Молодая шпана» пока никого не стерла с лица земли

«Нашествие» дало шанс испытать сложные и противоречивые чувства. Причем порой смотреть на публику было интереснее, чем на сцену. Возраст основной массы слушателей (зрителей?) «Нашествия» можно определить как «переходный». Уже не школьники, но еще не солдаты срочной службы... Не «неформалы» 80-х, но и не вполне поколение «пепси-пейджер-MTV». Вместо пепси было пиво в достаточном для потери человеческого облика количестве, вместо MTV, само собой, -- «Наше радио», а на пейджер многие еще не заработали. В зоне палаточного городка самой распространенной формой одежды было сочетание футболки с надписью «Король и Шут» и грязных от валяния на земле джинсов. На этом фоне попытки изобразить на голове панковский ирокез смотрелись трогательно. В фанатской зоне перед сценой и в VIP-зоне публика выглядела, конечно, несколько по-другому. Тусовавшиеся под сценой воспринимали все происходящее на ней серьезно. Паренек рядом со мной, расчувствовавшись от выступления Земфиры, завершавшей первый день фестиваля, вынул из рюкзака книжку Кена Кизи, что-то в ней написал и метнул на сцену. Второй день завершал «Король и Шут», но кульминацией стала безусловно группа «Ленинград», с которой выступал изо всех сил бивший в бубен Гарик Сукачев. Публика явно знала слова всех песен наизусть и пела (точнее, орала) громче музыкантов (к сожалению, тексты «Ленинграда» практически не подлежат цитированию в прессе). Сколько в этом было искреннего чувства и драйва! По крайней мере искренней была публика, охотно и радостно реагировавшая на призыв Шнурова: «Бейте в ладоши, суки». Короче говоря, выступление группы, главный месседж которой -- «все за...ло», прошло на редкость жизнеутверждающе. Избыточная агрессия, возможно родившаяся в результате выступления, была удачно потрачена на терзание барабана, сброшенного со сцены и в минуты разломанного в щепки фанатами. Сквозным мотивом «Нашествия» стало низкопоклонство перед группой AC/DС. Земфира выбрала футболку с их логотипом в качестве концертной одежды, а Шнуров закончил выступление призывом Long live AC/DC.

После «Ленинграда» выступал «Аквариум». И вот тут некоторым вполне еще молодым людям случилось почувствовать себя стариками и ветеранами. БГ начал с «Пригородного блюза» Науменко, сыграл «Русскую нирвану» и «Небо становится ближе» -- песни все старые и очень известные. Вокруг не подпевал почти никто. Трудно в это поверить, но факт. «Молодая шпана», приехавшая на «Нашествие», знала только песни, раскрученные «Нашим радио», поэтому подпевала гораздо менее драйвовым композициям с альбома «Сестра хаос». На БГ, однако, взирали с уважением и слушали внимательно -- «живая легенда». Книжек, как Земфире, на сцену никто не бросал. Да и незачем было -- у него уже есть, и не одна.

Анна ВАЙС
Вячеслав БОРИСОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.08.2002
Закончился двухдневный фестиваль «Нашествие»
«Нашествие» продолжает удерживать пальму первенства среди русских рок-фестивалей по количеству участников и зрителей. Первых в этом году было 48, вторых -- от 80 до 150 тысяч (разница в цифрах объясняется положением считавших: 80 тысяч насчитали в МВД, 150 -- в «Нашем радио»)... >>
  • //  13.08.2002
Государственному центру современного искусства исполнилось 10 лет
Обычно к таким датам принято произносить: «Боже мой, уже десять лет, кто бы мог подумать...» и так далее. Согласно традиции, следует поговорить и о недостаточном финансировании артпроектов. Действительно, на то, чтобы достойно представить Россию на Венецианском биеннале, у центра должных средств нет. Нет их и у Министерства культуры РФ -- другие приоритеты. Собственно, учрежденный приказом первого демократического министра культуры Евгения Сидорова от 11 августа 1992 года Государственный центр современного искусства является организацией хоть и мощной, но ограниченной рамками творческой лаборатории. В стенах этой лаборатории существуют свои, эксклюзивные способы возгонки современного искусства. Их продемонстрировала сопровождающая юбилей выставка из собрания ГЦСИ... >>
  • //  13.08.2002
В галерее «МуХА» экспериментируют со звуком и светом
Если на выставке о музыке в изобразительном искусстве представлены оригинальные оперные партитуры, антикварные арфы и репинские портреты композиторов «Могучей кучки», значит, этой выставке суждено украсить залы Третьяковской галереи или фойе Большого зала Консерватории и называться как-то высокопарно. Например, «Звук и образ», или «Созвучие культур». Если же перед вами мигает световой робот «Паша Цветомузыка» (имя небезызвестного криминального братка), рядом крутятся какие-то проволоки, тут же шипят заезженные диски -- расслабьтесь. Вы в альтернативном клубе «МуХА» на альтернативной выставке... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика