N°130
23 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  23.07.2002
С надеждой на фольклор
В Витебске кипит «Славянский базар»

версия для печати
Фестиваль, проходящий в этом году в одиннадцатый раз, официально открылся 19 июля, но бурная жизнь началась неделей раньше. Предвестьем «Славянского базара» стал смотр детского творчества, где выступило какое-то немыслимое количество разновозрастных коллективов из разных стран мира, представивших на суд зрителей музыкальные и хореографические программы. Завершающий «детский» концерт, ведомый эстрадным маэстро Игорем Скляром, сложился довольно удачно. В сборном концерте дети выступали под «фанеру», хотя сами они умеют работать так, что иным высокооплачиваемым взрослым и не снилось. Публики (в основном дети с родителями) было не слишком много, но пришла она явно «по адресу».

Несколько детских коллективов приняли участие и в концерте, открывшем сам «Славянский базар», где по традиции присутствовал президент Республики Белоруссия Александр Лукашенко, зачитавший небольшую речь. (Несколькими часами ранее Лукашенко побывал на открытии нового витебского проспекта Победы.) Ведущие вечера выразили надежду, что «когда-нибудь о фестивале будут слагать легенды». На самом деле, конечно, уже слагают: почитаете желтую прессу -- убедитесь. Журналисты очень любят ездить на «базар», ибо поп-звезды и прочие знаменитости здесь доступнее, чем где бы то ни было, причем как в «протокольном» (на ежедневных пресс-конференциях), так и в личном плане, в закулисье.

Уже прошли сольные выступления Леонида Агутина с Анжеликой Варум, Лаймы Вайкуле и Олега Газманова. Газманов, которого должно именовать «штатным исполнителем» «Славянского базара», отпел и отплясал довольно-таки невразумительное шоу. Концерты в Летнем амфитеатре все еще привлекают наибольшее количество зрителей. Это не мешает успеху других программ -- театральных, киношных, выставочных. В частности, показали спектакль Эймунтаса Някрошюса «Отелло». На спектакли литовского режиссера и в Москве попасть очень трудно, а на белорусской земле их не видели лет двадцать. В рамках кинопрограммы демонстрировались российская «Звезда» и совершенно очаровательный чешский фильм «Пелишки» («Уютные местечки»). Интересного, как видим, хватает, а всякая «розница» явно превалирует над эстрадным «оптом».

Тематические дни посвящены Украине и Белоруссии. Белорусы представили симпатичную и совершенно непротокольную программу, в которой участвовали интересные коллективы, исполняющие этнику и фольклор. Это, в частности, две группы под руководством Владимира Грома (белорусского Питера Гебриэля) -- «Крупицкия музыки» и «Гуды». Играют они на аутентичных инструментах что-то вроде world beat по-белорусски -- народные мелодии разных веков с электронной подложкой. Как считает Гром, смешение электроники с этникой не возбраняется: «Фольклор -- это не музейный экспонат. Это живая вещь, и молодежи это нравится.» «Живая вещь» вполне конкурентоспособна -- обе команды часто выступают в Европе. Здесь молодые музыканты проходят хорошую школу, приобретая «хлебную» профессию. По словам одного из юных подопечных Грома, «быть дударем лучше, чем, скажем, саксофонистом -- исполнителей на дуде единицы и они везде востребованы просто в силу отсутствия конкуренции». Понадеемся, что «Славянский базар» будет прирастать фольклором.

Надежду эту крепит и первый тур конкурса молодых исполнителей. На нем 22-летняя Александра Кирсанова (Белоруссия) выступила без минусовой фонограммы, с «живым» акустическим гитаристом. Они исполнили потрясший всех жутковатый готический фолк, оцененный жюри довольно высоко. Что удивительно. Многие конкурсанты (например, ребята из Болгарии и Латвии) ради участия в престижном смотре наступают на горло собственной песне, исполняя традиционную пафосную эстраду «под совок», хотя дома успешно занимаются импровизационной музыкой и роком.

22 июля -- второй день конкурса, в котором представлены по две участницы от России, Белоруссии и Украины. Так что нашим что-то, да перепадет. К слову, основное финансирование фестиваля осуществляется за счет союзного государства России и Белоруссии, где большая часть денег -- российские.
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.07.2002
В Витебске кипит «Славянский базар»
Фестиваль, проходящий в этом году в одиннадцатый раз, официально открылся 19 июля, но бурная жизнь началась неделей раньше. Предвестьем «Славянского базара» стал смотр детского творчества, где выступило какое-то немыслимое количество разновозрастных коллективов из разных стран мира, представивших на суд зрителей музыкальные и хореографические программы. Завершающий «детский» концерт, ведомый эстрадным маэстро Игорем Скляром, сложился довольно удачно. В сборном концерте дети выступали под «фанеру», хотя сами они умеют работать так, что иным высокооплачиваемым взрослым и не снилось. Публики (в основном дети с родителями) было не слишком много, но пришла она явно «по адресу»... >>
  • //  23.07.2002
Время от времени кто-нибудь возмущается. Главному редактору вдруг приходит письмо с жалобой на обозревателя N, обругавшего «наш замечательный спектакль, высоко оцененный публикой и московским правительством». Более деликатные и интеллигентные люди высказывают свое недоумение в частных беседах, сетуя на грубость, глумливость, бездоказательность, неграмотность критиков. Жалуются на допущенные ошибки и неточности, рассказывают про то, как походя обруганный в той или иной статье актер (музыкант, танцовщик, композитор) лег в больницу с сердечным приступом, уехал в деревню или заграницу, потерял всякое желание работать и т.д. Что далеко за примером ходить, -- всем памятно, как оскорбленный Мстислав Ростропович отказался приезжать с выступлениями в Россию, жалуясь на журналистскую травлю. Или как всеми любимый Олег Меньшиков не мог забыть шквала отрицательных рецензий после премьеры «Горя от ума». Хотя казалось бы -- ни зрителей меньше не стало, ни популярность ни на йоту не уменьшилась, ни гонорары не понизились, ни уважать меньше не стали... А вот на тебе -- обижаются... >>
  • //  23.07.2002
Библиотека «свежих воспоминаний» пополнилась книгой Николая Климонтовича
«Далее -- везде» (М., «Вагриус») -- по крайней мере третий опыт Николая Климонтовича в мемуарообразном жанре. До «Записок нестрогого юноши» (значимый подзаголовок!) увидели свет романы «Дорога в Рим» (1994) и «Последняя газета» (1999); эта вещь дала имя предыдущей книге Климонтовича в «серой» серии «Вагриуса» (2000). Скажу сразу, что новая книга понравилась мне уже по фрагментам, публиковавшимся в журнале «Октябрь», и я, как говорится, рад рекомендовать просвещенному читателю этот свод пестрых позднесоветских историй. Пишет Климонтович изящно и легко, помнит много, если что-то и придумывает (иначе мемуаристы работать не могут), то не нарушая повествовательного единства. Будь новая книга единственной, здесь надлежало бы перейти к сочувственному пересказу (московское интеллигентное детство, семейные сюжеты, безвестные и прославленные герои литературного андеграунда, тусовка, диссиденты, «писательство» по-советски, история «забугорных» изданий, перестройка, далее -- везде) и вдохновенному цитированию (благо всяких «вкусностей» у Климонтовича предостаточно, а очерки о Леониде Губанове или Евгении Харитонове хороши по любому счету). Ну и завершить дело мажорным восклицательным знаком... >>
  • //  23.07.2002
Сэр Норман Фостер осчастливил Лондон новым творением
Сегодня состоятся официальные торжества по случаю открытия новой лондонской ратуши City Hall. Конструкция из стекла, напоминающая стопку сложенных вверх дном глубоких тарелок, создана мастерской знаменитого модерниста сэра Нормана Фостера. Многие архитектуроведы считают City Hall самым амбициозным и экстравагантным европейским творением после Центра Помпиду в Париже, спроектированного Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно четверть века назад. Дивиться есть чему. Постройка, бюджет которой оценивается в сорок три миллиона фунтов стерлингов, являет собой вызов традиционной и респектабельной офисной архитектуре Британии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика