N°130
23 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  23.07.2002
Что пройдет, то будет мило?
Библиотека «свежих воспоминаний» пополнилась книгой Николая Климонтовича

версия для печати
«Далее -- везде» (М., «Вагриус») -- по крайней мере третий опыт Николая Климонтовича в мемуарообразном жанре. До «Записок нестрогого юноши» (значимый подзаголовок!) увидели свет романы «Дорога в Рим» (1994) и «Последняя газета» (1999); эта вещь дала имя предыдущей книге Климонтовича в «серой» серии «Вагриуса» (2000). Скажу сразу, что новая книга понравилась мне уже по фрагментам, публиковавшимся в журнале «Октябрь», и я, как говорится, рад рекомендовать просвещенному читателю этот свод пестрых позднесоветских историй. Пишет Климонтович изящно и легко, помнит много, если что-то и придумывает (иначе мемуаристы работать не могут), то не нарушая повествовательного единства. Будь новая книга единственной, здесь надлежало бы перейти к сочувственному пересказу (московское интеллигентное детство, семейные сюжеты, безвестные и прославленные герои литературного андеграунда, тусовка, диссиденты, «писательство» по-советски, история «забугорных» изданий, перестройка, далее -- везде) и вдохновенному цитированию (благо всяких «вкусностей» у Климонтовича предостаточно, а очерки о Леониде Губанове или Евгении Харитонове хороши по любому счету). Ну и завершить дело мажорным восклицательным знаком.

Проблема в том, что славная книга Климонтовича никак не уникальна. Она мечена знаком общих тенденций, а потому обречена читаться «в ряду». Не спасают ни литераторская хватка (кроме прочего Климонтович -- профессионал, знающий, «как это делается»), ни безусловное обаяние «нестрого юноши». Слишком много за последнее время появилось мемуаров. Легкостью рассказа (как правило, не скрывающего своего «застольного» происхождения и даже им бравирующего) теперь не удивишь. И рассказчики -- художники, музыканты, актеры, режиссеры, критики, общие знакомые -- все как на подбор люди чудесные. Бывалые. Веселые. Задушевные. Ироничные. Все выпивали, закусывали, гуляли с девушками, прятали самиздат, с трудом выезжали в загранку, страдали от засилия дураков и мерзавцев, отчаивались и надеялись на лучшее. Молодыми были. И чушь прекрасную несли. В один прекрасный день (не на пятом занятном мемуаре, так на десятом) интеллигентного читателя (на которого такая литература и рассчитана) настигает прозрение: а чем я хуже! Видал не меньше. (И правда. С кем же интересного не случалось? У кого в друзьях-знакомых нет «исторических» -- да хоть бы и в смысле Ноздрева -- персонажей?) Буквы в слова складывать умею. Вперед, вперед, моя исторья! Твоя ли? Уж больно на все прочие смахивает.

Кто-то скажет, что так создается «коллективный портрет эпохи», кто-то порадуется за грядущих историков, что получат кучу «материала», кто-то заведет старую песню про смерть вымысла (литературы, автора). Господи, сколько же можно себя морочить и маскировать недоуменную тоску «умными словами»? Да, роман нуждается в оплодотворении литературой non fiction. Но и «мемуары» (интимные, вольные, личностные) настолько в XX веке канонизировались, что для оживления их потребна «иножанровая» прививка. Что мы и видим в самых ярких «пограничных» книгах последних лет. В «Бестселлере» Юрия Давыдова рассказ о судьбе автора неотделим от его исторических изысканий и фантастических гипотез. В романе-идиллии Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» установка на обобщение не менее важна, чем интимная достоверность. Анатолий Найман двинулся от «Рассказов об Анне Ахматовой» к «беллетризированным» опытам (при этом «придуманные» «Любовный интерес», «Неприятный человек» или «Б.Б. и др.» хранят «мемуарную» осанку и тем мистифицируют читателя). Нина Горланова в «Нельзя. Можно. Нельзя» творит из автобиографического сора многомерную притчу.

Климонтович таких ходов сторонится. Мифологизация поколения окрашивала «Дорогу в Рим», но и там доминировали «прелестные частности», а символичный финал неловко лепился к череде плейбойских новелл. «Последняя газета» была «романом с ключом», и «ключ» («широко известные в узких кругах» фигуранты журналистской тусовки) зримо изничтожал «роман». Ну а «Далее -- везде» может претендовать на медаль за «чистоту жанра». Имена, адреса, явки, пароли. Байки, легкость, грусть, самоирония, ностальгия... И чушь прекрасную несли...

Увы, читали мы про эту чушь. Про то, как было паскудно и весело. Про позднесоветский карнавал. Про алкогольный надрыв и склоки в издательстве «Советский писатель». Про взаимопроницаемость андеграунда и истеблишмента. Про шальные поездки на юга и добродушных путан. Про семейные фотографии. Про сладкий запах умирания империи. У всех была великая эпоха -- теперь и двадцатилетние ностальгируют. Не хуже старых большевиков.

Удивительное дело, в «Последней газете» Климонтович с холодной яростью клеймил (иначе не скажешь!) свое недавнее прошлое (службу в узнаваемом «Коммерсанте») и слова доброго не находил не токмо для бывших коллег, но и для всей постперестроечной эпохи. Куда ни кинь -- всюду упыри и фикции. А глянул назад -- расцвели райские кущи. И номенклатура не без обаяния, и литературные деляги по-своему симпатичны, а уж фарцовщики и вовсе миляги. Теперь, правда, все несколько скисли, но что поделаешь -- закат догорел...

Нет, конечно, автор «Далее -- везде» по развитому социализму не плачет. Не мне ему о тогдашних мерзостях напоминать -- о горьком, унизительном, страшном, о сломанных судьбах и душах, о проигранных талантах и удушье от писания в стол говорится в книге совсем не мало. Было. Было. И прошло. Следовательно, по Пушкину, будет мило.

Так, может, и о «Последней газете» когда-нибудь доброе вспомнится? И о том «мерзком» времени, когда «Белоснежка (так именуется Литература в очаровательной главе «...И семь гномов», обращенной в ироничную сказку истории беззаконного альманаха «Каталог». -- Ред.) попала в дурную компанию и водит дружбу с одними литературными критиками», а выжившие гномы -- Климонтович и его друзья -- обрели возможность не только ездить за границу, получать премии и блистать на приемах, но и писать в полную силу? Не уверен. Боюсь, что иронично-ностальгическая мемуаристика способна не только поглотить все прочие жанры (и умонастроения), но в конечном счете изничтожить самое себя. Боюсь, что скоро мы довспоминаемся до полного выпада из истории. Кто не видит сегодняшнего дня, тому и мемуары писать будет не о чем. Далее везде одно и то же.

Книгу Климонтовича читать стоит. Особенно если вы еще не перенасытились милыми воспоминаниями.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.07.2002
В Витебске кипит «Славянский базар»
Фестиваль, проходящий в этом году в одиннадцатый раз, официально открылся 19 июля, но бурная жизнь началась неделей раньше. Предвестьем «Славянского базара» стал смотр детского творчества, где выступило какое-то немыслимое количество разновозрастных коллективов из разных стран мира, представивших на суд зрителей музыкальные и хореографические программы. Завершающий «детский» концерт, ведомый эстрадным маэстро Игорем Скляром, сложился довольно удачно. В сборном концерте дети выступали под «фанеру», хотя сами они умеют работать так, что иным высокооплачиваемым взрослым и не снилось. Публики (в основном дети с родителями) было не слишком много, но пришла она явно «по адресу»... >>
  • //  23.07.2002
Время от времени кто-нибудь возмущается. Главному редактору вдруг приходит письмо с жалобой на обозревателя N, обругавшего «наш замечательный спектакль, высоко оцененный публикой и московским правительством». Более деликатные и интеллигентные люди высказывают свое недоумение в частных беседах, сетуя на грубость, глумливость, бездоказательность, неграмотность критиков. Жалуются на допущенные ошибки и неточности, рассказывают про то, как походя обруганный в той или иной статье актер (музыкант, танцовщик, композитор) лег в больницу с сердечным приступом, уехал в деревню или заграницу, потерял всякое желание работать и т.д. Что далеко за примером ходить, -- всем памятно, как оскорбленный Мстислав Ростропович отказался приезжать с выступлениями в Россию, жалуясь на журналистскую травлю. Или как всеми любимый Олег Меньшиков не мог забыть шквала отрицательных рецензий после премьеры «Горя от ума». Хотя казалось бы -- ни зрителей меньше не стало, ни популярность ни на йоту не уменьшилась, ни гонорары не понизились, ни уважать меньше не стали... А вот на тебе -- обижаются... >>
  • //  23.07.2002
Библиотека «свежих воспоминаний» пополнилась книгой Николая Климонтовича
«Далее -- везде» (М., «Вагриус») -- по крайней мере третий опыт Николая Климонтовича в мемуарообразном жанре. До «Записок нестрогого юноши» (значимый подзаголовок!) увидели свет романы «Дорога в Рим» (1994) и «Последняя газета» (1999); эта вещь дала имя предыдущей книге Климонтовича в «серой» серии «Вагриуса» (2000). Скажу сразу, что новая книга понравилась мне уже по фрагментам, публиковавшимся в журнале «Октябрь», и я, как говорится, рад рекомендовать просвещенному читателю этот свод пестрых позднесоветских историй. Пишет Климонтович изящно и легко, помнит много, если что-то и придумывает (иначе мемуаристы работать не могут), то не нарушая повествовательного единства. Будь новая книга единственной, здесь надлежало бы перейти к сочувственному пересказу (московское интеллигентное детство, семейные сюжеты, безвестные и прославленные герои литературного андеграунда, тусовка, диссиденты, «писательство» по-советски, история «забугорных» изданий, перестройка, далее -- везде) и вдохновенному цитированию (благо всяких «вкусностей» у Климонтовича предостаточно, а очерки о Леониде Губанове или Евгении Харитонове хороши по любому счету). Ну и завершить дело мажорным восклицательным знаком... >>
  • //  23.07.2002
Сэр Норман Фостер осчастливил Лондон новым творением
Сегодня состоятся официальные торжества по случаю открытия новой лондонской ратуши City Hall. Конструкция из стекла, напоминающая стопку сложенных вверх дном глубоких тарелок, создана мастерской знаменитого модерниста сэра Нормана Фостера. Многие архитектуроведы считают City Hall самым амбициозным и экстравагантным европейским творением после Центра Помпиду в Париже, спроектированного Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно четверть века назад. Дивиться есть чему. Постройка, бюджет которой оценивается в сорок три миллиона фунтов стерлингов, являет собой вызов традиционной и респектабельной офисной архитектуре Британии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика