N°113
28 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  28.06.2002
Скованные одной цепью
Владимир Сорокин получил новую порцию пиара

версия для печати
Движение «Идущие вместе» снова занялось Владимиром Сорокиным. То есть бесплатным привлечением внимания к злонравному сочинителю. Некто Артем Магунянц обратился в ОВД «Замоскворечье» с заявлением, в коем квалифицировал некоторые эпизоды сорокинского романа «Голубое сало» как порнографические. Компетентные органы провели беседу с Александром Ивановым, директором издательства Ad Marginem, обнародовавшим «Голубое сало» два с лишним года назад. Неизвестно, почему г-н Магунянц так долго вынашивал свой замысел. Такая же тайна -- взаимоотношения нового «сорокиноборца» с движением «Идущие вместе», в январе нынешнего года порадовавшего публику развеселым перформансом -- обменом «вредных» книг (в том числе сорокинских) на «хорошую» прозу Бориса Васильева (см. «Время новостей» от 21 января 2002 г.). Во всяком случае лидер «Идущих...» Василий Якеменко поставил донос Магунянца в заслугу своей команде и пообещал не успокаиваться, покуда Сорокин не окажется за решеткой. Апелляция к властям -- часть эффектной кампании. Вчера «Идущие...» протестовали против возможной постановки в Большом театре оперы Леонида Десятникова, для которой Сорокин пишет либретто. Митинг с «игровым» названием «Сороковины по Большому театру» (сорок дней назад Сорокин подписал контракт) собрал триста человек у здания Минкульта -- обещано продолжение у стен театра. Несколько ранее некая «христианская организация» призвала прокуратуру разобраться с сорокинским сценарием фильма «Москва» (картина, как и «Голубое сало», отнюдь не свежачок).

По сути, сорокиноборцы требуют введения в России «карательной цензуры», то есть наказания автора (и издателя) за опубликованное сочинение. Дикость почина комментариев не требует. Безрезультатность его скорее всего «Идущим...» понятна. Но волнует их отнюдь не «практический результат», а шум в СМИ, сопровождающий каждую подобную акцию. Крики о посягновениях на «права художника», о смешении «этики» и «эстетики», об угрозе тоталитаризма и т.п. формируют имидж вполне пустого «движения». А заодно «пиарят» Сорокина, литератора, прошедшего тривиальный путь -- от элитарности к попсе. Телезрители (то есть все мы) вряд ли забыли то самоупоение, с которым Сорокин и его подельник Виктор Ерофеев в январе обличали «книгообмен» «Идущих...». Особенно трогательно было слышать из уст Сорокина слова об опасности фашизма, эстетизации которого автор «Месяца в Дахау», «Голубого сала» и новейшего «Льда» отдал столько сил. Как Сорокину нужны «Идущие...», так «Идущим...» нужен Сорокин. И не только им, но и всем, кто, радея о культуре (нравственности, традиции, духовности и др.), борется исключительно за место под солнцем. Задолго до «Идущих...» известный литературный критик призывал посадить Сорокина и Ерофеева, а позже печалился, что прошли времена, когда за тексты, подобные роману Николая Кононова «Похороны кузнечика», авторов гнобили в Магадане. Отреагировали -- имидж словоблуда укрепился. Это многих славный путь. Торя который, ревнители «светлого» вытаптывают поле культуры, дискредитируют сами понятия «нравственности» и «духовности». И успешно -- недаром соответствующие слова ныне приходится обставлять оговорками.

Все закономерно. Если культурное сообщество лишено ответственности, если каждый тянет одеяло на себя, если весть об очередных госпремиях отзывается смесью смеха и тоски, если интеллектуалы братаются с погромщиками, а о «здоровом образе жизни» пекутся «кислотные юноши», то нечего дивиться успехам мертвых опусов Сорокина и известности «Идущих...». Следствием безвольно-самодовольного нигилизма (перманентные поминки по литературе) становится торжество пустоты. Воланд убедил-таки Берлиоза в том, что дьявол существует. Наши взаимновлюбленные «враги» -- квазиноваторы и квазиохранители -- вновь напомнили о «правоте» черта.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.06.2002
«Лулу» Альбана Берга в театре «Геликон»
Как часто бывает в «Геликон-опере», новая затея ее худрука и режиссера Дмитрия Бертмана выдержана в революционном духе и в жанре «как снег на голову». В Москве список репертуарных наименований до слез скуден и традиционен. Чтобы здесь появилась одна из самых шокирующих, изощренных, таинственных и модных опер ХХ века -- модернистская «Лулу» ученика и соратника Шенберга Альбана Берга, -- потребовались бертмановские храбрость, склонность к эпатажу и нюх на европейские и местные тенденции... >>
  • //  28.06.2002
В Кремле выступил Джо Коккер
Джо Коккер в нашем городе уже в третий раз. Нынешний его визит в Россию отличается от прежних тем, что английский певец посетил несколько российских городов. Перед Москвой Джо выступил в Самаре, а 27-го -- в Санкт-Петербурге. Коккер выступает с материалом нового альбома Respect Yourself, в который вошли как песни, написанные специально для певца, так и кавер-версии... >>
  • //  28.06.2002
На Московском кинофестивале запустили «Орлов»
В среду в рамках Московского международного кинофестиваля на «Мосфильме» вручали первых «Золотых орлов». Церемония награждения превратилась в международную презентацию новой Академии кинематографических искусств и наук, возглавляет которую официально Владимир Наумов, а организовал и вдохновил Никита Михалков по воле пославших его, то есть съезда СК РФ... >>
  • //  28.06.2002
Владимир Сорокин получил новую порцию пиара
Движение «Идущие вместе» снова занялось Владимиром Сорокиным. То есть бесплатным привлечением внимания к злонравному сочинителю. Некто Артем Магунянц обратился в ОВД «Замоскворечье» с заявлением, в коем квалифицировал некоторые эпизоды сорокинского романа «Голубое сало» как порнографические. Компетентные органы провели беседу с Александром Ивановым, директором издательства Ad Marginem, обнародовавшим «Голубое сало» два с лишним года назад. Неизвестно, почему г-н Магунянц так долго вынашивал свой замысел... >>
  • //  28.06.2002
Внеконкурсные фильмы XXIV ММКФ. Часть 2
Один из самых важных фильмов внеконкурсной программы и объективный триумфатор последнего Каннского фестиваля «Человек без прошлого» куплен для российского проката и непременно заслужит в свой срок отдельной большой рецензии. Но не упомянуть его хотя бы походя -- непростительно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ