N°109
24 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  24.06.2002
Трое в одной лодке
Декларация Путина, Кучмы и Шредера изменила «газовый вектор» России

версия для печати
Стремительный рывок в западном направлении, предпринятый Кремлем в конце мая -- начале июня (саммиты Россия--США, Россия--НАТО, Россия--ЕС, Совет государств Балтийского моря), увенчался принятием 10 июня в Санкт-Петербурге неожиданного документа. Президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма вместе с канцлером Германии Герхардом Шредером подписали трехстороннюю декларацию о создании международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системы. В заявлении обещано «повысить эффективность использования магистральных газопроводов и обеспечить бесперебойный транзит газа в европейские страны». Украинская ГТС будет передана в управление как минимум на 30 лет.
Раздор из-за трубы

Труба, по которой осуществляется транспортировка почти 90% сибирского газа в Западную Европу, на протяжении последних лет была предметом ожесточенных конфликтов между Москвой и Киевом, за которым с явным неудовольствием следили в столицах европейских государств -- потребителей газа.

Проблема неплатежей и несанкционированного отбора (точнее, воровства) газа на территории Украины порождала бесконечные тяжбы. Москва, пытаясь тем или иным образом получить контроль над украинским участком магистрали, наталкивалась на противодействие не только Киева, но и западных стран, опасавшихся, что потеря трубы будет означать фактическую утрату украинского суверенитета. В конце 90-х Россия объявила о планах строительства газопровода в обход Украины -- ответвления от основной магистрали через территорию Белоруссии и Польши -- в Словакию. Тем самым Москва собиралась подорвать украинскую монополию на транзит и сделать Киев сговорчивее. Однако переговоры шли с большим трудом. Хотя западные компании -- партнеры «Газпрома» в принципе присоединились к проекту, уговорить Польшу, где до прошлой осени у власти находилась «Солидарность», никак не удавалось: ссылаясь на нежелание обижать «украинских братьев», Варшава яростно выторговывала лучшие условия. Польское упорство подогревали и киевские эмиссары -- бывший премьер Виктор Ющенко и его заместитель по ТЭК Юлия Тимошенко активно боролись против обходной трубы. Наконец политические условия «созрели» -- Ющенко уволили, а в Варшаве на выборах победили левые силы, настроенные к Москве лояльно. Но тут странную медлительность стал проявлять уже «Газпром» -- переговоры явно забуксовали, и вскоре стало ясно, что российский монополист, переживающий далеко не лучшие времена, потерял желание браться за крупный проект по строительству перемычки.
«Единственный аргумент в пользу Украины»

Создание консорциума с Киевом и Берлином означает, что Россия сделала ставку на Украину, а Запад -- на Россию. По крайней мере в энергетической сфере. Этому способствовало изменение общей обстановки в мире и Европе за последние несколько месяцев. Беспрецедентное сближение с Западом превратило Москву из геополитического соперника в важного, хотя, надо признать откровенно, и младшего партнера развитых стран.

В Германии, предприниматели которой получат, судя по всему, преференции в консорциуме, проект восприняли с энтузиазмом. Председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд назвал его «важным вкладом в развитие германо-российских и германо-украинских связей». По его мнению, проект придаст сотрудничеству ощутимый импульс на будущее и «воплотится в значительные заказы для немецких предприятий». Председатель правления немецкой газовой компании Ruhrgas Буркхард Бергманн заявил, что «Ruhrgas готов принять участие в реализации этого как важного, так и масштабного проекта». Будучи одним из крупнейших импортеров российского природного газа с ежегодными закупками в размере около 20 миллиардов кубических метров, Ruhrgas много лет сотрудничает с российской и украинской газовой отраслью.

Американцы, которые ранее пытались не допустить контроля России над украинской ГТС, сдержанно комментируют намерение создать консорциум. Посол США на Украине Карлос Паскуаль, внимательно следящий за всеми перипетиями вокруг трубы, заявил, что репутация Киева «напрямую зависит от его возможностей управлять ГТС». Это можно трактовать и как поддержку нового начинания, и как призыв к Киеву не упускать «бразды» из своих рук.

На Украине вести о консорциуме почти для всех стали неожиданностью. Оппозиция, которая обвиняет президента Кучму в откровенно пророссийской позиции, надеется на поддержку Запада и весьма ревниво относится к сближению США и Европы с Москвой. «Передача под совместное управление ГТС, единственного аргумента в пользу Украины на политических переговорах с Россией, равнозначна утрате части государственного суверенитета», -- заявил газете «Время новостей» депутат Верховной рады от национал-демократического блока «Наша Украина» Сергей Терехин. Оппозицию не успокаивает тот факт, что к управлению планируется привлечь немецкие, итальянские и французские компании. «Проект, о котором понаслышке знает и Рада, и правительство, изначально сомнителен, -- считает депутат Анатолий Матвиенко (блок Юлии Тимошенко). -- Заявлено, что Украина внесет в качестве взноса в консорциум свою ГТС, в то время как объемы капитализации остальных неизвестны. Что будет предметом совместной деятельности -- перераспределение платы за транзит?»

Тем не менее нынешний расклад сил в Верховной раде не обещает архитекторам консорциума особых проблем. Пророссийских партий -- коммунистов, социал-демократов и «блока власти» «За единую Украину!» -- достаточно для ратификации соглашений. Лидер КПУ Симоненко уже высказался в пользу консорциума. Однозначно «за» -- лидер эсдеков, новый глава президентской администрации Виктор Медведчук. Андрей Деркач, представляющий «За единую Украину!», считает международный консорциум «весомым вкладом в синхронизированный процесс интеграции Украины и России в структуры объединенной Европы, в первую очередь экономические».
Путь для «газового ОПЕК»

В Киеве создание консорциума рассматривают еще и как попытки России монополизировать контроль над газовыми потоками со всего постсоветского пространства в ЕС (одна из составляющих этого плана -- идея создания «газового ОПЕК»). В частности, российский вице-премьер Виктор Христенко не отрицал связи решения о создании консорциума с заявлением, подписанным в Алма-Ате президентами России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Российское эффективное влияние на постсоветское «газовое» пространство невозможно без контроля над украинской ГТС. Этот контроль дает возможности «перекрыть» строительство дополнительных газопроводных «перемычек» из Азии для экспорта среднеазиатского газа в обход российской территории, через Украину (эту идею отстаивала бывший вице-премьер по ТЭК Юлия Тимошенко). Присоединив украинскую ГТС к «газовому ОПЕК» стран Средней Азии, Россия получит возможность контролировать экспорт среднеазиатского газа, поддерживая объемы продажи своего (российская добыча ежегодно падает на 1%). В частности, Путин и Кучма уже договорились, что через украинские трубы будет поступать газ компании «КазМуйГаз». Если для казахов это первый выход на европейские рынки, то для «Газпрома» -- возможность выполнить свои экспортные обязательства.

На это обратили внимание и в Варшаве. Польские комментаторы цитируют слова Владимира Путина, сказанные после подписания тройственного соглашения, о том, что оно открывает возможности экспорта газа из Средней Азии и бассейна Каспийского моря. Всем и так, мол, хорошо известно, пишут в Польше, что Россия старается застопорить строительство американскими фирмами нефте- и газопроводов, которые бы вышли из-под ее контроля.
Варшава останется без перемычки

Вообще в Польше петербургская декларация имела эффект разорвавшейся бомбы. Причин тому несколько. Одна из них понятна: польская сторона в переговорах с Россией лишается своего политико-коммерческого козыря -- пропала возможность выторговать что-то за согласие на перемычку. К тому же обидно: «стратегический партнер» в Киеве, за которого, можно сказать, костьми ложились, даже не намекнул о планах кооперации «в обход Польши». Ведь такое за одну ночь, даже белую, не решается.

Польского премьера Лешека Миллера, который в эти дни также побывал на берегах Невы по случаю форума стран балтийского региона, о российско-украинско-немецком начинании проинформировал за завтраком Михаил Касьянов. Премьер России, видимо, просил польского коллегу не расстраиваться, поскольку Лешек Миллер сразу после завтрака начал успокаивать польских журналистов, что «заявление о создании консорциума, который будет контролировать транзит газа через Украину, не нарушает ничьих интересов».

Все это свалилось как раз в тот момент, когда бесконечные российско-польские переговоры по поставкам газа и без этого топчутся на месте. Не привело к соглашению и прошедшее в середине июня в Москве двухдневное заседание межправительственной российско-польской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству, на котором стороны дали понять, что это проблема прежде всего непосредственных партнеров -- «Газпрома» и PGNiG («Польская нефтяная и газовая промышленность»). Польша по-прежнему добивается от России пересмотра соглашения от 1996 года, согласно которому она обязана купить 250 млрд кубометров российского газа. Завышенные прогнозы потребления голубого топлива поставили Польшу перед проблемой излишков, которые только по «контракту века» составляют, как теперь подсчитали, 41 млрд кубов. Мало того, подписанный в прошлом году в угоду диверсификации (читай: попытки избежать зависимости от «Газпрома») договор о поставках норвежского газа прибавляет к ним еще 74 млрд кубометров. Варшава хочет официально уменьшить поставки «Газпрома», дабы не платить за «ненужный» газ или растянуть их по времени еще на несколько лет. Вдобавок зависло доведение до проектной мощности первой нитки ямальского газопровода и начало строительства второй нитки, которое должно было быть закончено еще в конце прошлого года.

Польша давит на «понимание ситуации, которая сложилась не по ее вине», но в этих аргументах не всегда концы сходятся с концами. С одной стороны, Варшава сокрушается по поводу «неточного прогнозирования» и ссылается на другие страны, которые также страдают от «переконтрактирования». Но с другой -- заинтересована в транзите российского газа (на этом в любом случае можно заработать), которого, что подтвердила российско-украинско-немецкая задумка, ждут на Западе в еще большем количестве.

Изменение российского политического и газового вектора аукнулось и в Белоруссии, через которую должна была идти «обходная труба». В Минске обратили внимание, что буквально через пару дней после подписания декларации о консорциуме Владимир Путин резко критиковал белорусское руководство. Союз с одиозным для Запада режимом президента Лукашенко плохо вяжется с новым курсом Москвы. Руководитель минского центра документации независимого аналитического института НИСЭПИ Владимир Дорохов не исключает, что «американцы намекнули представителям Германии: они не хотят, чтобы газопровод шел через Беларусь, и с этим не стало спорить ни немецкое, ни российское руководство».

Газотранспортная система (ГТС) Украины, которая в советские времена была западной оконечностью самой большой в мире магистральной трубы Уренгой--Помары--Ужгород, -- это 35 тысяч километров магистральных газопроводов, 122 компрессорные станции и 13 подземных хранилищ газа. Мощность ГТС -- 170 млрд кубометров газа в год. В 2001 году объем прокачки составил 105 млрд кубометров. Начиная с 1995 года Россия настаивала на приватизации ГТС по долговой схеме -- то есть передача «Газпрому» контроля над трубой в счет неплатежей Киева за газ. Из-за сопротивления Верховной рады, отказавшейся ратифицировать эти соглашения, под 1,5 млрд долларов украинского долга были выпущены облигации-«газпромовки», которые по сей день не оплачены -- в 2000 году их «реструктуризировали» на 7--12 лет. В 2000 году на переговорах с тогдашним премьером Виктором Ющенко Россия вновь попыталась добиться приватизации ГТС по долговой схеме (украинский долг на тот период составлял 1,4 млрд долларов). Однако по инициативе Ющенко в «газовом» меморандуме закреплено условие об отказе России от идеи приватизации и поддержка консорциума по управлению ГТС. Проблема украинского газового долга была решена нынешним премьером Анатолием Кинахом, который добился его оформления в корпоративные еврооблигации «Нефтегаза Украины».

В украинских СМИ со ссылкой на руководство «Нефтегаза Украины» сообщается, что чистые убытки ГТС в прошлом году составили почти 57 млн долларов. Около трети ГТС эксплуатируется от 25 до 50 лет, свыше 50% труб подверглись коррозии. Минимальная потребность в инвестициях оценивается в 1,5--2 млрд долларов. Оппоненты Кучмы призывают не верить официальным источникам. «При загрузке, составляющей менее 60% от плановой, состояние украинской ГТС не вызывает опасений на ближайшие десятилетия, -- считает депутат Верховной рады Сергей Терехин. -- В 2001 году рентабельность системы составила 120%, срок амортизации ГТС истекает через 20 лет. Передача в концессию приведет только к одному -- бюджет перестанет ежегодно получать те 1,5 млрд, которые мог бы».
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Юрий ШПАКОВ, Берлин, Наталья ВИКТОРОВА, Минск, Федор ЛУКЬЯНОВ

  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  24.06.2002
Мечты и реальность компании Ruhrgas
Пять лет назад, осенью 1997-го, автору этих строк пришлось быть одним из организаторов российско-германского дискуссионного форума в Берлине. Тогда в Русском доме на Фридрихштрассе по инициативе Восточного комитета немецкой экономики собрались политики и предприниматели двух стран, чтобы обсудить будущее экономическое развитие России... >>
  • //  24.06.2002
Как создать в России внутренний рынок газа
В поисках возможностей для повышения темпов экономического роста российские власти обратили внимание на газовую отрасль. Дело не только в том, что эксперты и инвесторы в России и за рубежом в один голос говорят о том, что отсутствие рынка газа тормозит экономическое развитие. Эта мысль уже и для российской элиты стала аксиомой... >>
  • //  24.06.2002
Декларация Путина, Кучмы и Шредера изменила «газовый вектор» России
Стремительный рывок в западном направлении, предпринятый Кремлем в конце мая -- начале июня (саммиты Россия--США, Россия--НАТО, Россия--ЕС, Совет государств Балтийского моря), увенчался принятием 10 июня в Санкт-Петербурге неожиданного документа. Президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма вместе с канцлером Германии Герхардом Шредером подписали трехстороннюю декларацию о создании международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системы... >>
  • //  24.06.2002
«Петербург много еще уступает ... другим европейским столицам. В нем до сих пор газовое освещение является только в виде исключения, а не в виде правила, между тем, как в Берлине, Вене, Лондоне и Париже лишь самые отдаленные и малонаселенные кварталы не пользуются еще преимуществами этого освещения, а довольствуются тусклым и дрожащим светом масляных фонарей»... >>
  • //  24.06.2002
В Москве открывается ежегодная выставка «Нефтегаз-2002». Ее бессменный участник -- немецкая компания Ruhrgas, на протяжении уже трех десятилетий крупнейший европейский партнер российских газовиков. Накануне выставки берлинский корреспондент газеты «Время новостей» ЮРИЙ ШПАКОВ побеседовал с руководителем дирекции по закупкам газа Ruhrgas доктором ЙОХЕНОМ ВАЙЗЕ, который возглавляет это подразделение компании с апреля 2002 года. >>
  • //  24.06.2002
Российские поставки нефти и природного газа -- а в недалекой перспективе, возможно, и электроэнергии -- в страны юго-восточной Европы и в будущем будут важной составляющей энергоснабжения этого региона. В этом убежден Бодо ХОМБАХ. До начала текущего года он был координатором европейского Пакта стабильности на Балканах, а теперь возглавляет крупное издательство Westdeutsche Allgemeine Zeitung Media Group в Эссене. С ним беседует берлинский корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ. >>
  • //  24.06.2002
Германия -- самая мощная страна Европы, локомотив Евросоюза, важный торговый партнер России и крупнейший клиент «Газпрома». Как представляют ближайшее будущее страны немцы, ответственные за принятие решений в политике и экономике? Швейцарский Центр политико-экономических и социальных исследований совместно с гамбургским еженедельником Der Spiegel опросил руководителей крупнейших немецких компаний, ведущих политиков, руководителей политических партий и членов Европарламента... >>
  • //  24.06.2002
Никогда еще экономические связи между Германией и Россией не имели таких хороших шансов для быстрого развития, как сейчас. И 2002 год дал нам новые основания для уверенности в этом. Реформы в экономике, финансах и внешней торговле, начатые президентом Путиным, создают прекрасные условия для тесного сотрудничества: 2001 год мы завершили с рекордным объемом взаимной торговли. При этом немецкий экспорт в Россию вырос на 54%, приблизительно до 10 млрд евро. Германия -- важнейший партнер России, на долю которого приходится около 10% всей внешней торговли... >>
  • //  24.06.2002
«Совместное осуществление» «Газпрома» и Ruhrgas
Вопросы охраны окружающей среды с каждым годом все больше выходят на передний план при разработке глобальной экономической стратегии. Никто не спорит с тем, что необходимы меры для предотвращения парникового эффекта, грозящего необратимыми климатическими изменениями в масштабах всей планеты. Правда, когда дело доходит до конкретных предложений, между экологами и промышленниками нередко возникают серьезные противоречия... >>
  • //  24.06.2002
Тепло и свет в каждом подвале
Всемирный энергетический «голод» -- а глобальной мировой экономике нужно все больше и больше энергии -- заставляет индустриальные нации искать новые пути и решения, создавая эффективную технику завтрашнего дня. В последние годы по всему миру активизировались работы по созданию топливного элемента -- экологически чистого источника практически неисчерпаемой энергии. Ведь сырье для новой технологии -- водород, самый распространенный химический элемент на земле... >>
  • //  24.06.2002
Именно так специалисты из Центра по разработке новых технологий в Дорстене, расположенном неподалеку от Эссена, отзываются о перспективах серийного производства топливных элементов для бытовых и промышленных нужд. Прошло уже почти десять лет с того дня, как на испытательном стенде центра начались первые эксперименты по этой новой технологии. Для профессора Христиана Беккерфордерзандфорта, шефа управления исследований и развития компании Ruhrgas за это время стало ясно, что до состояния «рыночной зрелости» придется преодолеть еще значительный путь. Тем не менее в начале этого года Ruhrgas без колебаний присоединился к инициативной группе «Топливный элемент», в которую вошел также ряд других ведущих немецких фирм в области использования энергии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика