N°108
21 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.06.2002
Берем с коммунистов пример
Берлинский транзит: с визой, за большие деньги и под контролем Штази

версия для печати
В качестве примера того, как можно было бы решить калининградский вопрос, российское руководство часто приводит транзитные автобаны, соединявшие Западный Берлин и Западную Германию в годы «железного занавеса». Корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ много лет проработал в ГДР и делится личными воспоминаниями о том, как функционировала эта система в немецком «государстве рабочих и крестьян».

Чужого горя на автобане не бывает. Приближавшемуся по встречной полосе транзитной трассы Ганновер--Берлин автомобилю я чуть заметно подмигнул дальним светом своих «Жигулей»: осторожнее -- впереди «белые мыши». Так автомобилисты в ГДР звали одетых в белые плащи-накидки работников транспортной полиции. Спустя считанные минуты после проявленной шоферской солидарности меня остановил транспортный патруль. Как на беду, предупрежденный мной водитель оказался гражданином ФРГ, следовавшим в Западный Берлин. «Товарищ, вы отдаете себе отчет в том, что сыграли на руку классовому врагу?» -- отчеканил «народный полицейский».

Когда летом 1944 года в Лондоне послы Великобритании, СССР и США подписали совместный документ, который впоследствии стали называть «четырехсторонним статусом Берлина», о транспортных путях к разделенной столице Германии там не содержалось ни слова. Когда военные губернаторы западных союзников летом 1945 года в соответствии с договором собрались передислоцировать часть войск в свои сектора, маршал Жуков временно выделил им лишь одну железнодорожную линию, одну автомобильную трассу и один воздушный коридор. Впоследствии, правда, число подъездных путей к Западному Берлину было увеличено, однако бесконечные споры между державами-победителями относительно их правовой базы велись полным ходом. Во время блокады Западного Берлина советскими властями в 1948--1949 годах трения переросли в серьезный международный конфликт. Нью-йоркское соглашение 4 мая 1949 года, с принятием которого завершилась эта блокада, восстановило это неотрегулированное состояние с транзитом. Советские представители в Восточном Берлине чаще всего сводили свою позицию к двум пунктам. Во-первых, они горячо оспаривали применимость четырехсторонних соглашений по Западному Берлину для «гражданского транзита». Во-вторых, соглашались обсудить возможные изменения и дополнения к существующим договорам лишь при условии международно-правового признания суверенной ГДР со стороны Запада.

Только в период разрядки между Востоком и Западом в 1972 году правительства обеих Германий подписали знаменитое Транзитное соглашение, регламентировавшее поездки граждан ФРГ в Западный Берлин через территорию ГДР. Было оговорено число и расположение контрольно-пропускных пунктов. Взамен необходимого с 1951 года «межзонального паспорта» и индивидуального «подорожного сбора» для граждан ФРГ были введены транзитные визы, а боннское правительство обязалось ежегодно выплачивать многомиллионные суммы на ремонт и строительство дорог в ГДР в связи с «дополнительной нагрузкой» на них со стороны западного транспорта. В результате для бюджета ГДР транзитный поток стал делом исключительно хлебным. Например, только в 1989 году, когда дни социализма были уже сочтены, федеральное правительство выплатило за пользование «народными автобанами» 550 миллионов марок ФРГ.

Путешествие было сопряжено для западных граждан с массой приключений. Не всегда приятных. За исключением разве что специальных «западных» парковок, где останавливаться разрешалось машинам с западными номерами и строго запрещалось гэдээровским водителям. Там гости из мира капитализма могли вкусно и дешево покушать в привычной обстановке -- за валюту, разумеется. И за нее же еще и отовариться в «интершопе». Другой статьей расходов для транзитников были полицейские ловушки: попробуй на всем протяжении трассы Ганновер--Берлин или Гамбург--Берлин от восточногерманской границы не превысить допустимую скорость в 100 км/час. Штрафы, естественно, также взимали в западной валюте.

За движением по транзитным трассам велось круглосуточное наблюдение многочисленными спецслужбами и подразделениями, специально созданными как в самой Штази, так и помимо нее. В их задачи входила регистрация и предотвращение «происшествий»: не столько автоаварий с участием «классового врага», сколько их контактов по пути с родственниками в ГДР, передачи посылок и т.п. За соблюдением порядка следила транспортно-контрольная группа «Транзит», действовавшая совместно с МГБ и Народной полицией ГДР. Она располагала «мобильными наблюдательными опорными пунктами» по всей протяженности автобанов. Дополнительно к этому трудилась и армия стукачей-любителей -- «неофициальных сотрудников»: работников ресторанов на «западных» парковках, служащих «западных» автозаправок, «интершопов» и водителей восточногерманских грузовиков, допущенных для перевозок в ФРГ. В каждом туалете на «западной» парковке перед знаменитым блюдечком для мелочи нес вахту гладко выбритый аккуратного вида мужчина средних лет в белоснежном халате. Для «тылового обеспечения» к наблюдению привлекались «добровольцы» из прилегавших к автобану деревень и городков. Они следили за возможными отклонениями западников от маршрута, тотчас сообщая куда следует.

При этом для поездок из ФРГ в Западный Берлин и обратно был необходим полный набор выездных документов, включая, разумеется, загранпаспорт и транзитную визу. Строгий двойной контроль начинался еще на западной стороне. Прежде всего документы попадали в руки американских служащих, следивших, чтобы их соотечественники-солдаты своими спонтанными поездками в ГДР не нарушали четырехсторонних соглашений. Западные немцы вылавливали возможный криминал. На восточной стороне всякий раз разыгрывался социалистический спектакль под названием «Граница на замке». Униформированные служащие куда-то надолго уносили паспорта и визы, что приводило к многокилометровым пробкам на подъездных путях к Западному Берлину. Непредсказуемость и часто неприкрытый произвол восточногерманских спецсотрудников на автобанах заставляли людей для поездок в город-эксклав и из него чаще пользоваться самолетом. Пограничники и их начальники, похоже, все делали для того, чтобы дух антикоммунизма, и без того властвовавший в Западном Берлине, укреплялся еще больше.
Юрий ШПАКОВ, Берлин

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  21.06.2002
Берлинский транзит: с визой, за большие деньги и под контролем Штази
В качестве примера того, как можно было бы решить калининградский вопрос, российское руководство часто приводит транзитные автобаны, соединявшие Западный Берлин и Западную Германию в годы «железного занавеса». Корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ много лет проработал в ГДР и делится личными воспоминаниями о том, как функционировала эта система в немецком «государстве рабочих и крестьян»... >>
  • //  21.06.2002
Калининград стал полигоном первого конфликта Москвы и Евросоюза
Сегодня в испанской Севилье открывается очередной саммит Евросоюза, который обсудит два главных вопроса: иммиграцию и расширение ЕС. Оба носят принципиальный характер для будущего Единой Европы. Фактически решается вопрос о том, кто сможет жить на «континенте процветания». Еще недавно казалось, что России, которая не планирует вступать в ЕС, внутренние коллизии их интеграции не касаются. Пусть, мол, разберутся друг с другом, а потом поговорим на действительно важные темы: торговля, энергоносители и т.д. Теперь выяснилось, что это не так. Сам президент Путин жестко поставил все отношения с Европой в зависимость от решения проблемы Калининградского эксклава, который окажется в кольце ЕС после вступления Варшавы и Вильнюса. Это увязано и с миграцией. Ведь данную проблему решают на базе Шенгенского договора, а именно он препятствует безвизовому проезду россиян через Литву и Польшу, чего ультимативно требует Москва. Пару лет назад, когда проблема эксклава еще не стояла так остро, и в Москве, и в Брюсселе любили говорить о том, что Калининградская область должна стать лабораторией или полигоном, где будут испытываться принципы сотрудничества России и ЕС. Учитывая нынешний накал страстей, сравнение с полигоном представляется более уместным... >>
  • //  21.06.2002
Конфликт с ЕС относительно транзита -- прерогатива не только России. «Дорожно-транспортные споры» многие годы являются одной из наиболее сложных областей отношений между Швейцарией и ЕС. Из соображений экологии швейцарские власти всячески пытаются ограничить транзит транспорта через Альпы из стран Евросоюза. В 90-е годы споры между сторонами периодически достигали такой остроты, что Италия всерьез опасалась быть отрезанной «альпийским заслоном» от общеевропейского рынка. Давление на конфедерацию оказывали Франция и Австрия -- ограничения приводили к нежелательному росту транзита через эти страны. В результате труднейших переговоров Брюссель и Берн подписали «Транзитный договор», вступивший в силу в 1993 году и заставивший транспорт ЕС руководствоваться действующими в Швейцарии законодательными актами. По швейцарской территории могут следовать грузовики из ЕС весом не более 28 тонн (в ЕС лимит 40 тонн). В Швейцарии запрещены ночные рейсы грузовиков, а также поездки в воскресные и праздничные дни. В ответ Швейцария приняла на себя обязательство содействовать расширению железнодорожных и комбинированных перевозок... >>
  • //  21.06.2002
Передела границ не планируется
Не иначе как «провокацией» называют в Литве инициативу депутатов российской Госдумы Виктора Алксниса и Анатолия Чехоева принять резолюцию, в которой оспаривается передача Литве на основе пакта Молотова--Риббентропа 1939 года Вильнюсского края, находившегося под управлением Польши. Г-н Чехоев не скрывает, что цель демарша -- склонить Литву и Польшу отказаться от намерения ввести визы для проезда через их территории жителей Калининградской области... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика