N°108
21 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.06.2002
Полякам Вильнюс не нужен
Передела границ не планируется

версия для печати
Не иначе как «провокацией» называют в Литве инициативу депутатов российской Госдумы Виктора Алксниса и Анатолия Чехоева принять резолюцию, в которой оспаривается передача Литве на основе пакта Молотова--Риббентропа 1939 года Вильнюсского края, находившегося под управлением Польши. Г-н Чехоев не скрывает, что цель демарша -- склонить Литву и Польшу отказаться от намерения ввести визы для проезда через их территории жителей Калининградской области.

Тема для литовских политиков чрезвычайно скользкая и неприятная. Когда в конце 80-х активисты национально-освободительного движения «Саюдис» подняли вопрос о пакте, сумев раздобыть документы, доказывавшие всему миру факт оккупации Литвы советской армией, они, видимо, поначалу не осознали сполна, какую опасную волну поднимают. Но вскоре почувствовали: и в Польше, и в Белоруссии стали появляться высказывания со ссылками на те же переговоры Молотова и Риббентропа, что Сталин-де вероломно и насильственно передал Литве ее нынешнюю столицу вместе с большим куском польских и белорусских земель. В самой Литве это породило даже нечто вроде движения за «автономизацию», когда местные власти пограничного с Белоруссией Шальчининского района потребовали особого статуса.

Тогда литовские политики быстро прекратили заниматься «историческими изысканиями», ухватившись за принцип международного права о незыблемости границ Европы. Кстати, именно литовская сторона в начале 90-х постаралась затушить разгоревшийся было костер польско-литовских «интеллектуальных раздоров» по поводу «темных пятен истории» (в частности, о «походе генерала Желиговского» в 1920 году). А затем те же политики довольно жестко осадили своих радикалов, попытавшихся поставить под сомнение права России на Караляучай (Калининградскую обл.).

Нынешние же инициативы Думы здесь расценили как очередной способ вставить палки в колеса Литве на пути к евроинтеграции. Именно так интерпретировал подоплеку инициативы министр иностранных дел Литвы Антанас Валенис. Ему вторит и председатель партии «Избирательная акция» поляков Литвы Вальдемар Томашевский, который назвал выпад думцев «провокацией, цель которой -- поссорить наши народы».

«Все соглашения по поводу Вильнюсского края давно узаконены литовско-российским договором, подписанным в 1991 году. Поэтому ни дипломатически, ни политически никто не может их пересмотреть, и нет возможности этого сделать», -- заявил председатель комитета сейма по международным делам социал-демократ Гедиминас Киркилас. При этом выразил уверенность, что сия инициатива не отражает официальной позиции Кремля. Тем не менее литовские СМИ обращают внимание на резкие заявления по поводу визового режима для калининградцев, сделанные Владимиром Путиным, Игорем Ивановым и другими ведущими лицами российской политики.

В литовских СМИ приводятся высказывания и польских деятелей. Например, известного историка Томаша Наленца, который назвал проект думской резолюции «исторической шуткой» и отметил, что хотя Польша не признает пакт Молотова--Риббентропа, она никогда не поднимала вопроса об изменении послевоенных границ. «Сегодня Литва и Польша -- стратегические партнеры, мы имеем двусторонние договоры, и говорить о пересмотре границ не только бессмысленно, но и глупо», -- подчеркнул он. Характерны и заголовки ведущих польских газет: «Поляки, возьмите Вильнюс» (Rzeczpospolita), «Как столкнуть Польшу и Литву» (Trybuna). У нынешней польской политической элиты нет никакого резона ссориться с будущим партнером по ЕС и НАТО. Да никто в Брюсселе этого и не позволит.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  21.06.2002
Берлинский транзит: с визой, за большие деньги и под контролем Штази
В качестве примера того, как можно было бы решить калининградский вопрос, российское руководство часто приводит транзитные автобаны, соединявшие Западный Берлин и Западную Германию в годы «железного занавеса». Корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ много лет проработал в ГДР и делится личными воспоминаниями о том, как функционировала эта система в немецком «государстве рабочих и крестьян»... >>
  • //  21.06.2002
Калининград стал полигоном первого конфликта Москвы и Евросоюза
Сегодня в испанской Севилье открывается очередной саммит Евросоюза, который обсудит два главных вопроса: иммиграцию и расширение ЕС. Оба носят принципиальный характер для будущего Единой Европы. Фактически решается вопрос о том, кто сможет жить на «континенте процветания». Еще недавно казалось, что России, которая не планирует вступать в ЕС, внутренние коллизии их интеграции не касаются. Пусть, мол, разберутся друг с другом, а потом поговорим на действительно важные темы: торговля, энергоносители и т.д. Теперь выяснилось, что это не так. Сам президент Путин жестко поставил все отношения с Европой в зависимость от решения проблемы Калининградского эксклава, который окажется в кольце ЕС после вступления Варшавы и Вильнюса. Это увязано и с миграцией. Ведь данную проблему решают на базе Шенгенского договора, а именно он препятствует безвизовому проезду россиян через Литву и Польшу, чего ультимативно требует Москва. Пару лет назад, когда проблема эксклава еще не стояла так остро, и в Москве, и в Брюсселе любили говорить о том, что Калининградская область должна стать лабораторией или полигоном, где будут испытываться принципы сотрудничества России и ЕС. Учитывая нынешний накал страстей, сравнение с полигоном представляется более уместным... >>
  • //  21.06.2002
Конфликт с ЕС относительно транзита -- прерогатива не только России. «Дорожно-транспортные споры» многие годы являются одной из наиболее сложных областей отношений между Швейцарией и ЕС. Из соображений экологии швейцарские власти всячески пытаются ограничить транзит транспорта через Альпы из стран Евросоюза. В 90-е годы споры между сторонами периодически достигали такой остроты, что Италия всерьез опасалась быть отрезанной «альпийским заслоном» от общеевропейского рынка. Давление на конфедерацию оказывали Франция и Австрия -- ограничения приводили к нежелательному росту транзита через эти страны. В результате труднейших переговоров Брюссель и Берн подписали «Транзитный договор», вступивший в силу в 1993 году и заставивший транспорт ЕС руководствоваться действующими в Швейцарии законодательными актами. По швейцарской территории могут следовать грузовики из ЕС весом не более 28 тонн (в ЕС лимит 40 тонн). В Швейцарии запрещены ночные рейсы грузовиков, а также поездки в воскресные и праздничные дни. В ответ Швейцария приняла на себя обязательство содействовать расширению железнодорожных и комбинированных перевозок... >>
  • //  21.06.2002
Передела границ не планируется
Не иначе как «провокацией» называют в Литве инициативу депутатов российской Госдумы Виктора Алксниса и Анатолия Чехоева принять резолюцию, в которой оспаривается передача Литве на основе пакта Молотова--Риббентропа 1939 года Вильнюсского края, находившегося под управлением Польши. Г-н Чехоев не скрывает, что цель демарша -- склонить Литву и Польшу отказаться от намерения ввести визы для проезда через их территории жителей Калининградской области... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика