N°108
21 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.06.2002
Здравствуй, оружие!
«Осиное гнездо» на экранах Москвы

версия для печати
В последнее время французское жанровое кино не вызывало никаких других ощущений, кроме уныния в лучшем случае или глухого раздражения, переходящего порою в благородную ярость, в случае худшем и наиболее распространенном: несмешные комедии, ненапряженные триллеры, нестрашные фильмы ужасов и небоевые боевики заполоняли экран и подобно стивенкинговским лангольерам выедали из сознания последние воспоминания о тех баснословных временах, когда французское кино на самом деле было синонимом и гарантией качества, хорошего настроения и высокого профессионального уровня. И на каждую невесть каким образом вручную сотворенную «Амели» приходилось по полдюжины продюсерских проектов Люка Бессона, лепящего фильмы, как автомат пельмени, и совершенно не заботящегося о мало-мальской удобоваримости своей продукции.

Но, похоже, безрадостной этой картине приходит долгожданный конец. Всех конкурентов в упор от бедра расстрелял мало кому до сих пор ведомый режиссер Флоран-Эмилио Сери, для которого фильм «Осиное гнездо» стал всего лишь вторым по счету полнометражным фильмом. И самой настоящей, внушительной и радостной победой. Ибо «Осиное гнездо» -- фильм абсолютно бронебойной силы.

В жаркий день 14 июля, когда оплывающий и липкий, будто ломоть медовых сот, Париж отмечает день взятия Бастилии, команда спецназа конвоирует особо опасного албанского мафиози Нексена, преступника всеевропейского масштаба, сутенера и душегуба, имевшего обыкновение клеймить девушек раскаленным железом. На полдороги спецназовский броневик атакуют люди Нексена, и в результате конвоиры вместе со своим кровожадным подопечным оказываются на складе оргтехники. Туда же по стечению обстоятельств попадает шайка жуликов, решившая поживиться в национальный праздник. Волей-неволей полицейским и ворам приходится объединиться, чтобы выжить под ураганным огнем албанских приспешников Нексена, окруживших склад и не экономящих пули.

Нет ничего банальнее и глупее, чем писать о фильме что-то вроде «словами это неописуемо, это нужно смотреть». Но в данном случае придется пожертвовать оригинальностью стиля в угоду объективной реальности. Поскольку то, что происходит на экране, на самом деле не вербализируется никоим образом, кроме как с помощью междометий и восторженно-непечатных слов. Как объяснить, что в фильме имеет место один из изысканнейших, самых стремительных и отточенно-красивых монтажей за долгие годы? (Настолько, что трудно поверить, что для монтажеров Кристофа Данило и Оливье Гаджана это первая работа в кино.) В каких выражениях описать операторскую работу Джованни Контелаччи, начинавшего свою кинокарьеру с итальянских фильмов ужасов (и работавшего, среди прочего, на неописуемо красивом «Синдроме Стендаля» Дарио Ардженто) и повенчавшего хмурую паранойю еврохоррора с цельнометаллической мощью настоящего боевика? Наконец, какие слова подобрать для отражения физически ощущаемого электрического разряда, пробегающего между главными героями, запертыми в мрачной трансформаторной коробке ангара? Это не фильм, это торжествующий хохот кинематографического Моцарта, вдохновенный балет пуль, подминающая под себя все и вся огневая мощь, упакованная в полтора часа экранного времени.

Фильм наполнен миллионом синефильских ссылок -- от классических вестернов и настоящих, некомпьютерных голливудских боевиков середины 80-х годов до научной фантастики о сражениях с инопланетянами и помянутых уже фильмов ужасов. Как если бы первопоселенцы Джона Форда пленили бы Ганнибала Лектера и оборонялись на борту космического корабля «Ностромо» из «Чужих» от орды живых мертвецов Джорджо Ромеро. Но за этой избыточной порою цитатностью кроется не спесивая ухмылка насмотренного сноба, а искренний восторг человека, который любит кино настолько, что искренне жалеет, что вот такую перестрелку или вот этакую погоню придумал не он сам, а Джон Карпентер, Джеймс Кэмерон или Джон Франкенхаймер. Это тарантиновщина в лучшем смысле слова, азартная и заражающая зрителей невероятным драйвом. На экране под револьверный лай пробуждается волшебная сила искусства. В одноименном фильме по рассказам Виктора Драгунского не в меру эмоциональные школьники, помогая неуловимым мстителям победить бурнашей, повредили экранное полотно, отчаянно паля из рогаток и горохострельных трубочек. Именно это ощущение вызывает и «Осиное гнездо» -- собираясь на сеанс, не забудьте взять с собой пистонный самострел. Но будьте при этом готовы и к тому, что с экрана вам ответят долгой очередью.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.06.2002
Завтра на ОРТ выходит новая версия телевизионного фильма «Берлинский экспресс», снятого на документальной основе. В ролях -- Рената Литвинова и Вячеслав Тихонов. Он -- кумир, эталонный актер советского кино, она -- едва ли не самая яркая кинодива последних лет. Литвинову можно не любить, кого-то она раздражает своей подчеркнутой манерностью, зато другие находят в ее искусственных интонациях и стилизованном облике звезды тридцатых годов необычайную прелесть. Рената Литвинова сняла великолепный документальный фильм «Нет смерти для меня», сыграла у таких разных режиссеров, как Александр Митта и Кира Муратова. Родила ребенка. В этом году вошла в жюри Берлинского фестиваля. Написала несколько сценариев, теперь сама снимает игровой фильм. О том, что она про все это думает, Рената ЛИТВИНОВА рассказала нашему корреспонденту Елене КОСТЫЛЕВОЙ... >>
  • //  21.06.2002
В музейном центре РГГУ открылась выставка «Леонид Талочкин. Портреты»
Леонид Талочкин -- известный коллекционер, человек, друживший со многими художниками-нонконформистами, знаток художественной культуры второй половины ХХ века. По образованию «физик», инженер, Леонид Талочкин после знакомства с художниками Лианозовской школы не на шутку увлекся «лирикой». Работал то сторожем, то дворником и свою коллекцию собирал совсем не так, как это теперь принято: Талочкин не мог платить за картины больших денег, а зачастую и вообще никаких не платил. Большинство произведений искусства в его собрании -- это подарки друзей и знакомых. Те, с кем не дружил, те не дарили. Рассказывают, что его комната в коммуналке была заставлена картинами сверху донизу... >>
  • //  21.06.2002
«Осиное гнездо» на экранах Москвы
В последнее время французское жанровое кино не вызывало никаких других ощущений, кроме уныния в лучшем случае или глухого раздражения, переходящего порою в благородную ярость, в случае худшем и наиболее распространенном: несмешные комедии, ненапряженные триллеры, нестрашные фильмы ужасов и небоевые боевики заполоняли экран и подобно стивенкинговским лангольерам выедали из сознания последние воспоминания о тех баснословных временах, когда французское кино на самом деле было синонимом и гарантией качества, хорошего настроения и высокого профессионального уровня. И на каждую невесть каким образом вручную сотворенную «Амели» приходилось по полдюжины продюсерских проектов Люка Бессона, лепящего фильмы, как автомат пельмени, и совершенно не заботящегося о мало-мальской удобоваримости своей продукции... >>
  • //  21.06.2002
Отмененный недавно концерт немецкой группы Rammstein все-таки состоялся, но прошел не в «Тушино», а... в клубе «Б2»! Трудно поверить, что сверхпопулярная во всем мире группа, флагман современной тяжелой музыки, выступит хоть и в крупном, но -- клубе. Понятно, что все мероприятие было обставлено промоутерами с небывалым шухером. На вопрос «А правда ли?» промоутеры и сопричастные мероприятию лица наводили тень на плетень. Дескать, да, группа в Москве, будут давать интервью радио «Ультра», но концерт отменен, и что музыканты будут делать в Москве вечером -- их, музыкантов, личное дело. Клуб «Б2» на вопрос «о вечерней программе» сообщил, что «клуб сегодня закрыт». На дверях клуба висела надпись «Закрыто». Зато у дверей стоял рядок байкерских мотоциклов, а с тыльной стороны здания -- какой-то огроменный трейлер с немецкими номерами и красочной надписью «рок-н-рол». Что может делать трейлер в центре Москвы, на маленькой улочке близ Садового кольца? Трейлер стоял и прикидывался чайником, а в это время к дверям клуба медленно стягивался бомонд. Все говорило досужим прохожим о том, что «в клубе что-то происходит»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика