Время новостей
     N°108, 21 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2002
Здравствуй, оружие!
«Осиное гнездо» на экранах Москвы
В последнее время французское жанровое кино не вызывало никаких других ощущений, кроме уныния в лучшем случае или глухого раздражения, переходящего порою в благородную ярость, в случае худшем и наиболее распространенном: несмешные комедии, ненапряженные триллеры, нестрашные фильмы ужасов и небоевые боевики заполоняли экран и подобно стивенкинговским лангольерам выедали из сознания последние воспоминания о тех баснословных временах, когда французское кино на самом деле было синонимом и гарантией качества, хорошего настроения и высокого профессионального уровня. И на каждую невесть каким образом вручную сотворенную «Амели» приходилось по полдюжины продюсерских проектов Люка Бессона, лепящего фильмы, как автомат пельмени, и совершенно не заботящегося о мало-мальской удобоваримости своей продукции.

Но, похоже, безрадостной этой картине приходит долгожданный конец. Всех конкурентов в упор от бедра расстрелял мало кому до сих пор ведомый режиссер Флоран-Эмилио Сери, для которого фильм «Осиное гнездо» стал всего лишь вторым по счету полнометражным фильмом. И самой настоящей, внушительной и радостной победой. Ибо «Осиное гнездо» -- фильм абсолютно бронебойной силы.

В жаркий день 14 июля, когда оплывающий и липкий, будто ломоть медовых сот, Париж отмечает день взятия Бастилии, команда спецназа конвоирует особо опасного албанского мафиози Нексена, преступника всеевропейского масштаба, сутенера и душегуба, имевшего обыкновение клеймить девушек раскаленным железом. На полдороги спецназовский броневик атакуют люди Нексена, и в результате конвоиры вместе со своим кровожадным подопечным оказываются на складе оргтехники. Туда же по стечению обстоятельств попадает шайка жуликов, решившая поживиться в национальный праздник. Волей-неволей полицейским и ворам приходится объединиться, чтобы выжить под ураганным огнем албанских приспешников Нексена, окруживших склад и не экономящих пули.

Нет ничего банальнее и глупее, чем писать о фильме что-то вроде «словами это неописуемо, это нужно смотреть». Но в данном случае придется пожертвовать оригинальностью стиля в угоду объективной реальности. Поскольку то, что происходит на экране, на самом деле не вербализируется никоим образом, кроме как с помощью междометий и восторженно-непечатных слов. Как объяснить, что в фильме имеет место один из изысканнейших, самых стремительных и отточенно-красивых монтажей за долгие годы? (Настолько, что трудно поверить, что для монтажеров Кристофа Данило и Оливье Гаджана это первая работа в кино.) В каких выражениях описать операторскую работу Джованни Контелаччи, начинавшего свою кинокарьеру с итальянских фильмов ужасов (и работавшего, среди прочего, на неописуемо красивом «Синдроме Стендаля» Дарио Ардженто) и повенчавшего хмурую паранойю еврохоррора с цельнометаллической мощью настоящего боевика? Наконец, какие слова подобрать для отражения физически ощущаемого электрического разряда, пробегающего между главными героями, запертыми в мрачной трансформаторной коробке ангара? Это не фильм, это торжествующий хохот кинематографического Моцарта, вдохновенный балет пуль, подминающая под себя все и вся огневая мощь, упакованная в полтора часа экранного времени.

Фильм наполнен миллионом синефильских ссылок -- от классических вестернов и настоящих, некомпьютерных голливудских боевиков середины 80-х годов до научной фантастики о сражениях с инопланетянами и помянутых уже фильмов ужасов. Как если бы первопоселенцы Джона Форда пленили бы Ганнибала Лектера и оборонялись на борту космического корабля «Ностромо» из «Чужих» от орды живых мертвецов Джорджо Ромеро. Но за этой избыточной порою цитатностью кроется не спесивая ухмылка насмотренного сноба, а искренний восторг человека, который любит кино настолько, что искренне жалеет, что вот такую перестрелку или вот этакую погоню придумал не он сам, а Джон Карпентер, Джеймс Кэмерон или Джон Франкенхаймер. Это тарантиновщина в лучшем смысле слова, азартная и заражающая зрителей невероятным драйвом. На экране под револьверный лай пробуждается волшебная сила искусства. В одноименном фильме по рассказам Виктора Драгунского не в меру эмоциональные школьники, помогая неуловимым мстителям победить бурнашей, повредили экранное полотно, отчаянно паля из рогаток и горохострельных трубочек. Именно это ощущение вызывает и «Осиное гнездо» -- собираясь на сеанс, не забудьте взять с собой пистонный самострел. Но будьте при этом готовы и к тому, что с экрана вам ответят долгой очередью.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ