N°10
22 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  22.01.2002
Небольшой, маленький и еще меньше
Маленький, да удаленький

версия для печати
Всего несколько лет назад классификация присутствовавших на рынке компьютеров не вызывала особых трудностей и была интуитивно понятна. Серверы, рабочие станции, домашние (настольные) компьютеры относились к классу стационарных; к разряду портативных относились ноутбуки (они же лэптопы от английского словосочетания Laptop -- «лежащий на коленях»). В виде отдельной группы присутствовали электронные органайзеры. Быстрый процесс миниатюризации электронных компонентов в сочетании с интенсивным повышением их вычислительной мощности и снижением цен привели к разработке и появлению на рынке многочисленных образцов компьютерной техники, уже не поддающейся привычной классификации по группам. Например, современную компактную модель рабочей станции (без монитора) можно легко унести в обычном портфеле, а для переноски мощного презентационного ноутбука потребуется специальная сумка. Органайзеры уже давно превратились в микрокомпьютеры приличной мощности, зачастую с цветным дисплеем и приспособленной для комфортной работы клавиатурой. Поэтому пытаться давать характеристику современным моделям ноутбуков было бы не очень правильно, скорее следует говорить о рынке портативных компьютеров с интегрированным дисплеем. По данным DataQuest и «СК Пресс», потребности российского рынка портативных компьютеров в 2001 году примерно на 45% удовлетворялись ноутбуками RoverBook (концерн «Белый ветер»), порядка 10% -- ноутбуками Toshiba и примерно по 4,5% -- компьютерами HP и Compaq. Разумеется, в России продаются портативные компьютеры и других известных производителей (Sony, IBM, Asustek и другие).

Сегодня максимальные объемы продаж портативной компьютерной техники все еще приходятся на универсальные модели ноутбуков. Такие устройства обычно имеют вес в пределах 2,5--3,5 кг, снабжены цветным жидкокристаллическим дисплеем (TFT-матрица) размером 12--14 дюймов, встроенным дисководом для работы со стандартными трехдюймовыми дискетами и приводом для чтения (реже -- чтения и записи) CD или DVD/CD-дисков. Вместо традиционной мышки для управления курсором используется либо сенсорная панель (Touchpad), либо миниатюрный джойстик.

Такие универсальные портативные компьютеры отличаются от настольных прежде всего габаритами, весом, наличием встроенного аккумулятора для автономной работы, сравнительно небольшими размерами экрана и -- разумеется! -- ценой. Еще необходимо отметить значительно более высокую (по сравнению с настольными компьютерами) стойкость ноутбука к разнообразным механическим воздействиям, что тоже неизбежно находит свое отражение в цене устройства. Тем не менее в среднем стоимость такого портативного компьютера будет всего на 50--75% выше настольного со сходными характеристиками, что и обусловило стремительный рост популярности универсальных моделей ноутбуков.

Все больше выпускается портативных компьютеров «презентационного» класса с большим экраном (14--15 дюймов и более), полным набором периферийных устройств и коммуникационных портов. На «презентационных» ноутбуках часто вместо обычного CD-ROM-проигрывателя можно встретить комбинированные многофункциональные устройства для чтения DVD-дисков и записи дисков CDR/CDRW (записываемых и перезаписываемых лазерных дисков). Название «презентационный» взято в кавычки не случайно: в действительности использование такого компьютера для проведения презентаций крайне маловероятно и даже неразумно -- слишком велик, дорог и неповоротлив. Эти ноутбуки на самом деле ориентированы на использование в качестве офисного руководителями компаний и просто богатыми людьми в качестве домашнего компьютера. По своим техническим характеристикам этот ноутбук практически не уступает самому современному настольному компьютеру; что же касается стоимости, то для этих категорий пользователей цена редко является определяющим фактором.

Ультрапортативные компьютеры (их еще называют субноутбуками) последнее время приобретают все большую популярность. Эти модели ориентированы на профессиональных пользователей, заинтересованных в минимальных габаритах, но не согласных при этом жертвовать вычислительной мощностью и функциональными возможностями. Самыми известными моделями в этом классе долгое время оставались компьютеры Sony модельного ряда Vaio, но сегодня в России можно найти модели и других производителей. У компьютеров этого класса имеется несколько характерных особенностей: сравнительно небольшой экран (10--12, реже 13 дюймов), прочный и легкий корпус из алюминиево-магниевого сплава, вес менее 2 кг, отсутствие встроенных дисководов и традиционных коммуникационных портов COM и LPT. Зато в обязательном порядке предусматриваются все коммуникационные возможности: скоростные порты USB и FireWire (IEEE 1394), инфракрасный порт, встроенные модем и сетевая карта, в самых последних моделях -- поддержка технологии беспроводной связи/сетевого подключения Bluetooth. Дисководы могут присутствовать в качестве внешних устройств или размещаться в так называемой док-станции -- дополнительной подставке со встроенным блоком питания, полным комплектом портов и отсеками для периферийных устройств. Экраны таких ноутбуков часто позволяют работать с необычно высоким для их размеров разрешением (стандарт XGA), а кнопки клавиатуры оказываются на 5--10% меньше стандартных размеров. Существовала серьезная проблема с выбором операционной системы: необходимость периодического подключения такого компьютера к разным локальным сетям настоятельно «просила» установки Windows NT/2000, но длительность загрузки этих операционных систем слишком сильно сказывалось на и без этого небольшом времени автономной работы от аккумулятора. Сегодня правильно настроенная Windows XP в значительной степени сняла остроту этой проблемы, но для полноценной реализации принципа «включил и работай» все-таки приходится искать другие решения.

Некоторые микрокомпьютеры (так называемые «наладонники» -- от английского PalmTop) по своим функциональным возможностям уже вплотную приблизились к ноутбукам, сохранив при этом ряд специфических преимуществ: малые габариты, длительное время автономной работы от аккумуляторов, практически мгновенную загрузку операционной системы и сенсорный экран в качестве альтернативы устройствам управления курсором. Например, популярные модели Psion 7 и Psion NetBook (операционная система EPOC) снабжены цветным сенсорным дисплеем размером около 8 дюймов, удобной для набора текста клавиатурой, поддерживают работу с жесткими дисками формата PC Card емкостью (пока) до 1 Гб и оборудованы всеми необходимыми коммуникационными устройствами для стыковки с персональным компьютером и подключения к сети. Разумеется, присутствует инфракрасный порт и предусмотрена возможность использования большинства моделей мобильных телефонов GSM для выхода в Интернет. Полный комплект офисных приложений в сочетании с интернет-браузером позволяют говорить о выходе таких устройств на рынок «полноценных» портативных компьютеров, хотя сравнительно высокая стоимость полнофункциональных «наладонников» класса hi-end является сдерживающим фактором. Еще одна серьезная проблема -- отсутствие полной совместимости с русскоязычными документами формата Microsoft Office.
Самые популярные модели -- «народные» и hi-end

На вопросы о современных тенденциях и перспективах этого сектора рынка отвечает Андрей АНДРЕЕВ, начальник отдела маркетинга концерна «Белый ветер» -- единственного в России сборщика портативных компьютеров.

-- Почему в России никто, кроме «Белого ветра», не собирает портативные компьютеры?

-- Осенью прошлого года был достаточно большой интерес у многих российских компаний к тому, чтобы начать сборку ноутбуков собственной торговой марки. Но подобные схемы можно было запускать три-четыре года назад. Сегодня поставщики комплектующих предъявляют высокие требования к объемам, а это уже не под силу для новых торговых марок.

-- Как выглядит динамика продаж концерна в 2000-м и 2001 годах?

В 2000-м объем продаж RoverBook составил 32607 компьютеров, в 2001 году -- 43604 штук.

-- Как бы вы охарактеризовали общие тенденции спроса/предложения на рынке?

-- Развитие идет по трем направлениям.

Во-первых, улучшение стандартных компонентов ноутбуков: сегодня модели начального уровня -- ноутбуки с экранами 13.3» и даже 14.1». Думаю, экранов размерами больше 15» не будет, зато будут улучшаться их технические характеристики (яркость, разрешения и пр.) и уменьшаться стоимость. Такая же ситуация с процессорами. Сегодня модель начального уровня базируется на Celeron 1200МГц. Появляются более скоростные и емкие жесткие диски. Все более широкое распространение получают 3D-видеочипсеты для мобильных систем.

Во-вторых, внедрение новых технологий: основной упор делается на мобильную связь. Внедряются такие известные стандарты, как BlueTooth и 802.11b. Последний видится более перспективным. Совсем новое веяние -- встраиваемые в ноутбук системы GSM и GPRS. То есть появляется возможность подключения к Интернету или корпоративной сети из любого места, где есть покрытие.

И последнее -- развитие интерфейсов. В этом году должны исчезнуть COM, LPT. Стандартом станут USB (2-я версия) и FireWire.

Из тенденций спроса можно отметить внимание к «народным» моделям с ценой ниже 1000 долларов и моделям класса hi-end. В 2001году произошли серьезные изменения в менталитете российских пользователей. Появилась достаточно большая группа людей, которые рассматривают ноутбук как замену настольного ПК и при покупке первого компьютера уже выбирают между настольной и мобильной системами.

-- Каких ждать новинок, какие появятся альтернативы зарубежным аналогам растущего сегмента карманных компьютеров?

-- Сейчас мы рассматриваем вопрос о начале производства собственных «наладонных» компьютеров.
Сергей ПОТРЕСОВ

  НА РЫНКЕ  
  • //  22.01.2002
Российский компьютерный рынок не подчиняется мировым тенденциям
Российский рынок IT-технологий по-прежнему идет в рост. Причем тенденция эта, если судить по данным третьего и четвертого кварталов минувшего года, носит весьма устойчивый характер. Рынок компьютеров, похоже, обладает одним интересным свойством. По его развитию вполне можно судить об общих тенденциях в российской экономике. Самый яркий пример -- неожиданное и тогда необъяснимое падение объемов продаж ПК, произошедшее во втором квартале 1998 года, то есть за несколько месяцев до дефолта... >>
  • //  22.01.2002
Компьютер+пылесос+холодильник
Процесс глобализации и интеграции затрагивает не только страны, но и отрасли. Конвергенция трех индустрий -- компьютерной техники, телекоммуникаций и бытовой электроники -- перестала быть просто лозунгом руководителей различных высокотехнологичных компаний, ее можно считать свершившимся фактом. Лучшее тому подтверждение -- прошедшая в январе в Лас-Вегасе выставка бытовой электроники Consumer Electronics Show (CES), где было продемонстрировано множество устройств, про которые трудно сказать, к какой из вышеперечисленных отраслей они относятся. Вообще, некоторым посетителям могло показаться, что они попали на компьютерную выставку Comdex, до того много было на CES компьютерных компаний... >>
  • //  22.01.2002
Маленький, да удаленький
Всего несколько лет назад классификация присутствовавших на рынке компьютеров не вызывала особых трудностей и была интуитивно понятна. Серверы, рабочие станции, домашние (настольные) компьютеры относились к классу стационарных; к разряду портативных относились ноутбуки (они же лэптопы от английского словосочетания Laptop -- «лежащий на коленях»). В виде отдельной группы присутствовали электронные органайзеры. Быстрый процесс миниатюризации электронных компонентов в сочетании с интенсивным повышением их вычислительной мощности и снижением цен привели к разработке и появлению на рынке многочисленных образцов компьютерной техники, уже не поддающейся привычной классификации по группам... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ