N°10
22 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  22.01.2002
А кучи -- как тучи
Проекты реконструкции Мариинского театра: один хуже другого

версия для печати
18 января в Мариинке прошло обсуждение проекта реставрации и реконструкции здания театра. Валерий Гергиев и председатель Госстроя Альвар Шамузафаров представляли проект реконструкции министру культуры Михаилу Швыдкому. Событие хотели сделать тайной за семью печатями. К чему такая конспирация? Существует два проекта. Они между собой отчаянно конкурируют. Первый принадлежит коллективу сотрудников Института архитектуры. Руководитель этого проекта Олег Романов. Второй разработан известным калифорнийским архитектором Эвеном Овеном Моссом. Для исторического центра Петербурга оба проекта -- полный караул. Предыстория такова. Мариинский театр соседствует с уникальным архитектурным комплексом XVIII века «Новая Голландия». Древняя корабельная верфь и склады для сушки корабельного леса были архитектурно оформлены знаменитым французом, специально приглашенным Екатериной Великой в Россию. Звали его Жан-Батист Валлен-Деламот. Спустя столетия «Новая Голландия» превратилась в величественные руины, пробуждающие (совсем как в английских садах и парках) чувство возвышенной меланхолии. Проект американца предлагает сменить эмоциональный модус. Томная элегия безжалостно скомкана у него воплем ужаса. Сквозь громадный проем триумфальной арки Деламота мы увидим застывший взрыв -- хайтековские спирали и стеклянные кучи, по мнению очевидцев, похожие на разверзшиеся небеса. В центр «Новой Голландии» Эвен Мосс кидает стеклянный куб, падающий на входящего. В общем, «гибель богов», и Вагнер отдыхает. Такие светопреставления Моссу устраивать не впервой. Его стиль очень напоминает деконструктивизм другого эпатажника и хулигана Франка Гери, превратившего в застывший взрыв Музей Гуггенхайма в Бильбао. Мастерская Мосса находится в одном из самых респектабельных и богатых городов Америки -- Лос Анджелесе. Шокирующей красотой деконструкции американцев не удивишь. Мосс проектирует свои взрывы и тучи по всей Калифорнии. Прототипами новых зданий Мариинки могут считаться смерчеподобный культурный центр «Амбрелла» и балансирующий на одной грани куб -- офисный центр «Бокс». Еще более близкая по форме конструкция из сваленных в кучу белых туч создана Моссом в Кульвер-сити. В тучах размещен театр, в пластинчатой мембране внизу -- шестиуровневый гараж. Подобные проекты Мосс делал и для Европы (в частности, среди последних -- так называемый «Газометр»: из старых резервуаров для газа Мосс «вылепил» радикальный по формам, конструкциям и материалам культурный центр). Кстати, 17 января в Нью-Йорке открылась выставка предложений по воссозданию Всемирного торгового центра. Естественно, Эвен Мосс принимает в ней участие.

Несмотря на вопиющую наглость обращения Мосса со сложившейся городской средой, его проект честнее и бесспорно талантливее романовского предложения. Мосс с контекстом не заигрывает. Он включает его в сумасшедшую авангардную игру. Древность Деламота на таком фоне оттеняется рельефно и внятно. Арка «Новой Голландии» становится пропилеями в мир футуризма. Олег Романов по отношению к древности куда более циничен и коварен. Он ее «улучшает». Достраивает недостающие стены. Обновляет руины. Перекрывает "Новую Голландию" стеклянной кровлей. Дублирует гениальную арку Деламота. Делает все, что до боли знакомо нам по лужковской Москве. Улучшаем до основания. Чтобы вместо древности -- упаковочные коробки. Чтобы вместо Деламота -- куча постсоветского проектного дерьма, оскорбительная и для древности, и для современности.

Конечно, обоим проектам нечего сказать друг другу. Конечно, диалог между Моссом и Романовым невозможен. Конечно, на заседании 18 января между русскими архитекторами и американцем дело дошло едва не до рукопашной. Конечно, всю ситуацию надо как-то "разрулить". Потому заинтересованный в проекте американца Гергиев срочно вылетел вчера в Москву на встречу с Касьяновым. Похоже, конкурса на деконструкцию-реконструкцию Мариинки нам не миновать.

Подпись: калифорнийские прообразы новых зданий Мариинского театра: туча, смерч и падающий куб
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КРОМЕ ТОГО  
  • //  22.01.2002
Проекты реконструкции Мариинского театра: один хуже другого
18 января в Мариинке прошло обсуждение проекта реставрации и реконструкции здания театра. Валерий Гергиев и председатель Госстроя Альвар Шамузафаров представляли проект реконструкции министру культуры Михаилу Швыдкому. Событие хотели сделать тайной за семью печатями. К чему такая конспирация? Существует два проекта. Они между собой отчаянно конкурируют. Первый принадлежит коллективу сотрудников Института архитектуры. Руководитель этого проекта Олег Романов. Второй разработан известным калифорнийским архитектором Эвеном Овеном Моссом. Для исторического центра Петербурга оба проекта -- полный караул... >>
  • //  22.01.2002
Примеры подобного творческого долголетия в искусстве, кажется, не зафиксированы. Это уже не жизнь, а целая эпоха. Причем побед было в ней больше, чем поражений, а триумфов вообще не счесть. Даже его вынужденный уход из Большого театра (он стал его балетмейстером в 24 года) тоже обернулся победой... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика