N°95
01 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  01.06.2001
Скупой, еще скупее
В Театре Армии поставили комедию Мольера «Скупой»

версия для печати
Премьера в самом большом театре Москвы явно осуществлялась с претензией на новаторство. То есть не новаторство, конечно (для главного режиссера "армейцев" Бориса Морозова это слишком сильное слово), а, скажем осторожнее, нетрадиционный подход к мольеровскому тексту. Вызов традиции брошен уже самим выбором артиста на главную роль. Гарпагона в Театре Армии играет известный широкому зрителю по фильму "Восхождение" Борис Плотников. Артист как будто специально созданный для того, чтобы воплощать на сцене натуры романтические, возвышенные и питающиеся, по известному выражению, исключительно Святым Духом. Роль комического скупердяя Гарпагона настолько поперек его актерской психофизики, что из этого при желании можно было бы извлечь немалую эстетическую энергию. Однако об энергии (не только эстетической, но и вообще какой бы то ни было) применительно к премьере Театра Армии говорить можно лишь очень условно. Из тяжелого летаргического забытья выходишь лишь в сцене переговоров Гарпагона с ростовщиком (А. Леонтьев): одесский акцент этого лица еврейской национальности звучит приятным диссонансом к убаюкивающей скороговорке прочих участников представления.

Спектакль представляет собой слоеный пирог, в котором фарсовые эпизоды перемежаются с эпизодами, исполненными глубокого драматизма. Во-первых, артисты суетливо бегают по авансцене, корчат рожи, округляют глаза и стараются перекричать друг друга. Звучит веселая музыка композитора Рубена Затикяна. В драматические моменты звучит тревожная музыка того же композитора, а белый задник окрашивается в багровые тона. В эти самые моменты мы понимаем, что Морозов -- художник с активной гражданской позицией, что в наше время, когда миром и душами людей правит чистоган, он кричит нам: "Граждане, опомнитесь. Посмотрите на дела свои и ужаснитесь. До чего довела вас любовь к деньгам. Как испепелит она человеческие сердца, как рушит семейные узы", и т.д. Апофеозом драматизма становится пантомимическая сцена, в которой Плотников-Гарпагон, у которого похитили заветную шкатулочку, в стиле Марселя Марсо тянет из себя (а заодно и из нас) жилы, трогательно играет на воображаемом струнном инструменте и, намылив веревку, предпринимает попытку суицида. Выражение лица у него при этом такое, как будто он принц Гамлет и тень отца только что сообщила ему о злодеянии Клавдия.

Особого упоминания заслуживает сценография Иосифа Сумбаташвили. Художник, любящий позолотить (в прямом смысле этого слова) любую декорацию, на этот раз наступил на горло собственной песне. Сценография "Скупого" скупа и метафорична. Пустое белое пространство, посреди которого лежит какой-то кожаный мешок. В сцене пантомимических страданий Гарпагона мешок взмывает ввысь, и мы понимаем, что это большой кошель, заменивший главному герою все прочие радости жизни.

Случилось так, что в день премьеры "Скупого" в рамках Театральной олимпиады в "Школе драматического искусства" Анатолия Васильева была показана тибетская опера "Лхамо", занятный образчик юго-восточного традиционализма, остающийся неизменным с XIV века. Это наивное в театральном смысле представление, напоминающее временами детский утренник, произвело тем не менее куда большее впечатление, чем спектакль Театра Армии. В нем консерватизм не рядился в одежды новаторства, а простодушно исполнял свою этнографически-культуртрегерскую миссию. Антология сценических штампов, которую предлагают зрителям в "Скупом", не может выполнить и этой миссии. Эти штампы не имеют географической и временной привязки, а значит, не тянут даже на музейный экспонат. Разве что тот, над которым будет написано: общее место театра всех времен и народов.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.06.2001
В Театре Армии поставили комедию Мольера «Скупой»
Премьера в самом большом театре Москвы явно осуществлялась с претензией на новаторство. То есть не новаторство, конечно (для главного режиссера "армейцев" Бориса Морозова это слишком сильное слово), а, скажем осторожнее, нетрадиционный подход к мольеровскому тексту. Вызов традиции брошен уже самим выбором артиста на главную роль. Гарпагона в Театре Армии играет известный широкому зрителю по фильму "Восхождение" Борис Плотников -- артист как будто специально созданный для того, чтобы воплощать на сцене натуры романтические, возвышенные и питающиеся, по известному выражению, исключительно Святым Духом. >>
  • //  01.06.2001
Реконструкция картинной галереи Шилова изменит облик Боровицкой площади
Дело московского мецената Павла Третьякова живет, но весьма странной жизнью. Уже практически готов проект расширения картинной галереи Александра Шилова. Если проект будет осуществлен, то в непосредственной близости от Боровицких ворот Кремля, в самом начале Знаменки, появится амбициозное четырехэтажное здание общей площадью 1600 кв. м с двумя выставочными залами по 300 кв. метров каждый. >>
  • //  01.06.2001
В Москве открылась выставка Павла Филонова
Парадоксальным образом в Москве до сих пор не было большой выставки Павла Филонова, одного из классиков русского авангарда, а для многих -- вообще самого главного его представителя. «Пропустили» Филонова просто потому, что практически все его наследие хранится в Русском музее в Петербурге. Там его выставка прошла еще в 1989 году, на следующий год была вывезена в Париж, а до Москвы доехала лишь сейчас: в рамках программы «Русский музей в Москве» в Московском центре искусств открылась выставка «Формулы Павла Филонова». Всего 27 картин (графику привезут отдельно, через полгода), но это самая большая персоналка Филонова в столице. >>
  • //  01.06.2001
В Кремлевском дворце выступили Procol Harum
Интрига концерта английской арт-роковой группы Procol Harum заключалась главным образом в том, что наша широкая аудитория знает группу по одной-единственной песне, А Whiter Shade Of Pale. Песня замечательная, баллада всех времен и народов. При том, что «альбомный» концептуальный жанр арт-рока не предполагает создания шлягеров (одно из немногих исключений -- Dust In The Wind группы Kansas). Остальное творчество группы известно только тем, кто коллекционирует арт-рок... >>
  • //  01.06.2001
Фонд имени Мариса Лиепы показал две премьеры
Собственно спектаклями назвать «фондовые» премьеры, состоявшиеся в Новой опере, трудно. Первая, «Маэстро» в хореографии Николая Андросова и Вероники Смирновой, скорее является литературно-художественной композицией. Тот случай, когда собираются профессионалы и славят кто как умеет кого-нибудь из великих. На сей раз -- маэстро Паганини, колена пред которым преклонили пианист Николай Петров и оркестр под управлением Евгения Колобова, танцовщица Илзе Лиепа (в роли самого Паганини) и премьер Большого Николай Цискаридзе (в роли его Музыки)... >>
  • //  01.06.2001
Ретроспектива фильмов Энди Уорхола в Музее кино
Когда, отстояв огромную очередь на первый бесплатный сеанс фильмов Уорхола и прослушав нескончаемую лекцию о специфике его авангардного кино, публика наконец-то с вожделением посмотрела на экран, по залу пронесся вздох отчаяния. На экране появилось черно-белое изображение мужского живота. В общем-то, все заранее знали, что им предстоит увидеть 37-минутный отрывок из фильма «Сон». Что фильм немой и в полной версии длится пять с половиной часов (при этом режиссер на полном серьезе называл картину незаконченной). И даже то, что живот этот принадлежит любовнику Уорхола, поэту Джону Джиорно, который на протяжении всего этого времени спокойно и неподвижно спит. Однако лишь когда «все уже началось», зрители по-настоящему осознали, что значит в течение почти 40 минут созерцать беззвучно вздымающиеся волоски вокруг пупка спящего поэта... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика