N°72
23 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  23.04.2001
В гостях у легенды
Театральная олимпиада открылась спектаклем Джорджо Стрелера "Арлекин, слуга двух господ"

версия для печати
Рецензировать этот шедевр великого итальянца так же глупо, как спектакль-долгожитель Художественного театра "Синяя птица": все уже написано до тебя, и прибавить вроде бы нечего. Не писать о спектакле Стрелера невозможно, потому что даже сейчас, спустя много лет, он поражает воображение.

Пьесу Гольдони "Слуга двух господ" русский зритель знает по фильму "Труффальдино из Бергамо", в котором роль ловкого, но беспечного слуги блестяще сыграл Константин Райкин. Вряд ли этот зритель сразу поверил бы, что в основе популярной киноленты и восхитительного представления лежит одно и то же произведение. Поскольку фильм -- это добротно состряпанная комедия характеров и положений. А спектакль итальянцев -- гениально воскрешенная комедия дель арте. Парадокс в том, что стрелеровский шедевр поставлен по пьесе драматурга, всю жизнь посвятившего вытеснению комедии масок с венецианской сцены. В XVIII веке этот жанр был еще жив, но успел порядком закоснеть в своих приемах, и просветительски настроенный Гольдони решил, что пора положить ему конец и писать пьесы так, как их давно уже пишут во всем цивилизованном мире. Во-первых, он объявил решительную борьбу импровизации (в его пьесах все монологи и диалоги прописаны, а все трюки пройдохи-слуги зафиксированы в ремарках). Во-вторых, попытался превратить маски в характеры. Ведь маску нельзя воспитывать и просвещать, она неизменна, а человека с самым дурным характером можно.

Гольдони не случайно выбрал для своего героя одно из наименее распространенных имен слуги-маски -- Труффальдино. Он уже не просто персонаж комедии дель арте, но личность, и, как всякая личность, способен изменяться. По ходу действия хорошие его черты -- честность, доброта, сообразительность -- все больше проступают наружу, а в финале он и вовсе искренне признается в своих проступках.

Стрелер поставил итальянского просветителя "с точностью до наоборот". В его спектакле бродячая труппа времен Гольдони разыгрывает пьесу Гольдони на городской пощади. Приемы комедии дель арте обнажены -- на сцену выведен и суфлер, и рабочие, помогающие артистам дурачить публику, но главное, что Труффальдино опять превращен режиссером в Арлекина. Стрелер надел на него стилизованный костюм из равнобедренных треугольников, лицо закрыл маской, а всякую возможность изменения упразднил. Нравственные переживания этому герою так же чужды, как нашему Петрушке угрызения совести. Это двухлетний ребенок с телом акробата и ловкостью жонглера. Его знаменитые лацци с мухой, камзолом, пудингом поражают пластической свободой, его решение жизненных проблем -- свободой от морали. Он что-то вроде нулевой отметки на театральной оси координат. Сценическое ничто и сценическое все. Прочие участники представления -- Панталоне, Доктор, Бригелла -- тоже обрели черты тех масок, которые Гольдони стремился очеловечить. Как и положено артистам комедии дель арте, они демонстрируют синтетическую природу своего дарования -- поют, танцуют, выделывают акробатические трюки, забавляют зрителей скороговоркой, но с летающим Арлекином, этим вечным лицедеем и виртуозом театральной игры, сравниться, конечно, не могут. Стоит ли говорить, что спектакль Стрелера -- это, конечно же, не сама комедия дель арте, а скорее воспоминание о ней. Попытка великого режиссера окликнуть традицию и услышать лишь собственное эхо. В финале, когда герои пьесы, превратившиеся с помощью световых эффектов в почти бесплотные тени, бродят по сцене и зовут Арлекина, это становится особенно очевидно. Арлекина нет. Он появился ненадолго и опять исчез.

Все это, однако, история вопроса. Вопрос же в том, как воспринимается шедевр сейчас. Ведь он был поставлен впервые в 1947 году, в самый первый сезон знаменитого стрелеровского "Пикколо Театро ди Милано". После смерти первого исполнителя роли Арлекина -- гениального Марчелло Моретти -- в начале 60-х Стрелер выпустил новую редакцию спектакля с Ферруччио Солери, и именно эта самая редакция и этот самый Солери и приехали к нам на гастроли. Ответ на поставленный вопрос прост: чудеса возможны. Те, кто видел "Арлекина" в записи многолетней давности, уверяли, что раньше замечательный артист проделывал свои головокружительные трюки в три раза быстрее и в пять раз энергичнее. Те, кто не видел, с сомнением покачивали головой -- быстрее и энергичнее невозможно. Фантастическое мастерство Солери восхищает само по себе; если знать, что ему уже за семьдесят, оно ошеломляет. По окончании спектакля он снимает маску, и мы видим лицо старика. Еще несколько минут назад видели лишь тело молодого человека.

Со времени премьеры "Арлекина" его приемы были растиражированы десятки раз, но те, у кого натренирован глаз, все равно отличат эпигонство от новаторства и скажут: сегодня мы видели великий спектакль. В отличие от самой комедии дель арте воскрешать его не надо, потому что вопреки всем театральным законам он жив. И объяснять этот удивительный факт бессмысленно. На то оно и чудо, чтобы все законы опровергать.
Марина ДАВЫДОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.04.2001
Открытие Театральной олимпиады на Театральной площади поразило москвичей и гостей столицы в двух смыслах. С одной стороны, отрадно, что уличное представление с фейерверками, фонтанами и летающими барабанщиками вообще состоялось. С другой - муниципальные власти проявили характерную "совковую" глупость, решив, что на уличное представление могут смотреть лишь избранные с пригласительными билетами. >>
  • //  23.04.2001
Театральная олимпиада открылась спектаклем Джорджо Стрелера "Арлекин, слуга двух господ"
Пьесу Гольдони "Слуга двух господ" русский зритель знает по фильму "Труффальдино из Бергамо", в котором роль ловкого, но беспечного слуги блестяще сыграл Константин Райкин. Вряд ли этот зритель сразу поверил бы, что в основе популярной киноленты и представления, открывшего Театральную олимпиаду в Москве, лежит одно и то же произведение. Поскольку фильм - это добротно состряпанная комедия характеров и положений. А спектакль итальянцев - гениально воскрешенная комедия дель арте. >>
  • //  23.04.2001
Российский национальный оркестр дал концерт в память жертв Чернобыля
Концерты в память жертв Чернобыля Российский национальный оркестр при поддержке компании «Шеврон Нефтегаз» проводит каждую весну во Врубелевском зале Третьяковки. Исправно, год за годом зал заполняют одни и те же люди... Это не только родственники погибших в Чернобыле, но и воспитанники детских домов-интернатов, художественных и музыкальных училищ. >>
  • //  23.04.2001
В Москве открылась еще одна выставка трусов и лифчиков. На сей раз британских
в Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка "Inside Out. Нижнее белье и стиль в Великобритании". Устроитель - Британский совет, традиционно занимающийся пропагандой культуры Соединенного Королевства. В июне прошлого года выставка была показана в Лондоне, а затем отправилась в мировое турне: Германия, Франция, Израиль, Ливан, Австралия, Китай и т.д. Главная идея проекта - показать, что и в цивилизованной Британии с бельем тоже не всегда было все OK. >>
  • //  23.04.2001
Александр Сокуров сделает фильм об Эрмитаже
В Эрмитаже готовятся к киносъемкам. Действие, в котором примут участие десятки актеров (в ролях исторических персонажей) и реальных людей («в ролях» самих себя), а также тысячная массовка, развернется в залах музея. Камеру включат один раз - и выключат через полтора часа. будущем фильме рассказывают режиссер Александр СОКУРОВ, директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ и продюсер Андрей ДЕРЯБИН. >>
  • //  23.04.2001
Юрий Поляков возглавил «Литературную газету»
Последние номера «Литературной газеты» подписывал в печать и.о. главного редактора Анатолий Друзенко. Было ясно, что главный редактор Лев Гущин «Литературку» оставляет - то ли из-за некоторого своеволия, противоречащего интересам инвесторов, то ли как не совладавший с материальными трудностями... Недоумения разрешились в четверг - Гущин освобожден от должности по личной просьбе (но остается членом совета директоров «Метрополиса»), на его место совет директоров назначает Юрия Полякова. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика