N°220
29 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  29.11.2001
Возвращение опальной четы
Украденные из Грозненского музея портреты графа и графини Зубовых приехали из Лондона в Москву

версия для печати
Вчера в Министерстве культуры прошла пресс-конференция, посвященная возвращению в Россию двух похищенных из Грозного картин. Пресс-конференцию вели заместитель министра культуры Павел Хорошилов и руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Анатолий Вилков.

Судьба двух портретов начала XIX века из коллекции Грозненского художественного музея вполне могла бы стать сюжетом неплохого детектива. До 1917 года портреты графа Николая Ивановича Зубова и графини Натальи Александровны Зубовой украшали художественную коллекцию графов Талызиных в имении Денежниково близ города Бронницы Московской области. В 1918 году коллекция была национализирована и портреты были переданы в Русский музей Петербурга. В 1939 году на основании указания Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР портреты пополнили собрание Музея города Грозного, где и оставались до 1994 года. Потом, как известно, Грозный разорили и сожгли. От музея осталось пепелище. То, что нашли потом среди руин сотрудники Министерства культуры России, вызывало шок: обгоревшие гравюры, пробитые пулями холсты, расплавленная бронза. Все, что можно было спасти, привезли в Москву и реставрируют в Центре им. Грабаря. Портретов графа и графини Зубовых среди спасенных произведений не было...

На прошлой неделе в Лондоне, на Русских торгах аукциона Сотбис, случилась сенсация (о чем наша газета уже писала). Исчезнувшие из разрушенного музея портреты Зубовых были обнаружены по аукционному каталогу. Законный вопрос: каким образом? Ведь вся инвентарная документация Грозненского музея погибла во время войны. Многие старожилы музея давно уехали из Грозного. Новые сотрудники понятия не имеют о составе бывшей коллекции. Анатолий Вилков объяснил, что, начиная с 1997 года, в базу данных Государственного регистра находящихся в розыске культурных ценностей было занесено 500 произведений, пропавших из коллекции Грозного. Основанием реконструкции каталога музея стали акты приема-выдачи из архивов других музеев, выступивших в далеком 1939 году донорами грозненского.

Кульминация сюжетной интриги: как портреты Зубовых попали на торги? Павел Хорошилов и Анатолий Вилков поделились своими размышлениями на сей счет. До разрушения музея многие экспонаты были украдены и пополнили «черные» коллекции полевых командиров. Командиры продают их и покупают оружие. Контрабандные каналы сбыта держатся в строжайшем секрете. По словам Павла Хорошилова, сдатчик портретов Зубова на торги (гражданин Франции) приобрел эти картины в Германии у гражданина Германии. К чести француза, узнав о происхождении произведений, он сразу отказался от своих прав на владение ими в пользу российского Минкульта. Владелец даже предложил изучить имеющиеся у него еще четыре картины, купленные в Германии, -- на предмет их принадлежности и возможного возвращения в Россию.

Сами портреты требуют весьма тщательного изучения. Как считает Анатолий Вилков, атрибуция их неточна. Если портрет дочки Суворова Натальи Зубовой может принадлежать кисти Александра Молинари, то в отношении второго портрета авторство Степана Щукина вызывает сомнения. Ведь Щукин был любимым портретистом Павла I, а Зубовы, попавшие после смерти Екатерины в немилость, Павла люто ненавидели.

Скорее всего «опальные портреты» представится случай увидеть в марте--апреле будущего года. По официальной информации, Третьяковская галерея и Институт реставрации академика Грабаря планируют открыть к этому времени выставку отреставрированных картин из собрания Грозненского музея.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.11.2001
Последним лауреатом Малого Букера стал Виктор Голышев
Первый день работы Третьей Международной ярмарки интеллектуальной книги non/fiction ознаменовался двумя приятными событиями. Во-первых, стал известен новый (и последний) лауреат премии Малый Букер -- им стал Виктор Голышев. Во-вторых, миру явился новый журнал со старым названием -- «Отечественные записки»... >>
  • //  29.11.2001
Выставка Шенберга и Кандинского в Третьяковской галерее
Однажды, не в лучший момент своей жизни, композитор Арнольд Шенберг решил стать профессиональным живописцем и зарабатывать изготовлением заказных портретов. К счастью, ему это не удалось. Шенберг остался композитором, но и занятий живописью не бросил. Особенно интересны его автопортреты -- беспощадный взгляд на себя, в себя, обнажение ощущений, подобное тому, которое есть и в музыке Шенберга. Для тех же, кому трудно оценить выразительную, но все же любительскую живопись Шенберга, выставка «Шенберг и Кандинский» дает возможность увидеть, наконец, в родных стенах произведения Кандинского... >>
  • //  29.11.2001
Вручены награды журнала «Иностранная литература»
Премии с забавными названиями «ИЛлюминатор», «Инолит» и «Иннолиттл» (а есть еще и почетный диплом критики «зоИЛ»!) были вручены 27 ноября в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы -- уже в седьмой раз... >>
  • //  29.11.2001
Украденные из Грозненского музея портреты графа и графини Зубовых приехали из Лондона в Москву
Вчера в Министерстве культуры прошла пресс-конференция, посвященная возвращению в Россию двух похищенных из Грозного картин. Судьба двух портретов начала XIX века из коллекции Грозненского художественного музея вполне могла бы стать сюжетом неплохого детектива... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика