N°214
21 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  21.11.2001
Аристотель им не указ
версия для печати
Интерес к современной драматургии, охвативший ныне всю Европу, докатился и до фестиваля NET (новый европейский театр), позиционировавшего себя в первую очередь как фестиваль современной европейской режиссуры. Мало того что все спектакли, включенные в афишу третьего NET, были поставлены по современным пьесам, так в этой афише оказалась еще и программа Ш.А.Г., представляющая драматургию Швейцарии, Австрии и Германии последних лет.

Курировавший программу с немецкой стороны Штефан Шмитке проделал поистине геркулесову работу. Его стараниями были сначала отобраны шесть наиболее характерных (и качественных) пьес немецкоязычных стран. Затем лучшие российские силы перевели их на язык родных осин. Наконец, на последнем этапе шесть молодых режиссеров (Живиле Монтвилайте, Ольга Субботина, Нина Чусова, Вадим Данцигер, Сергей Линцов и Александр Назаров) устроили так называемые читки этих пьес.

Читка -- совершенно особый жанр. Это первое приближение к пьесе. Режиссер с группой артистов работает над текстом в течение нескольких дней. Выучить его они, естественно, не успевают, поэтому держат текст в руках, но какой-то ключ к пьесе найти все же должны. Читки становятся от года к году все популярнее. И, на мой взгляд, это знамение времени. Современная драматургия -- что немецкая, что английская, что наша отечественная -- построена по большей части таким образом, что глубокое бурение ей только вредит. А вот чтение вслух с выражением и милыми театральными шалостями только идет на пользу. Ведь что главное в классической драме -- характеры и взаимоотношения между ними. На этот остов может нарастать любая -- метафизическая ли, символическая ли -- плоть. Попытка разобраться в этих отношениях и найти для них адекватный театральный язык и составляли долгое время смысл режиссуры. Но именно умением выстраивать взаимоотношения персонажей и представлять их внутреннюю эволюцию нынешние авторы, как правило, похвастаться не могут.

Начать с того, что современная драматургия -- это торжество монологизма. Часто пьеса вообще строится как идущие параллельно рассказы нескольких людей. Скажем, в пьесе «А. это другая» Андреаса Заутера (Швейцария) и Бернхарда Штудлара (Австрия) несколько персонажей освещают события мнимой гибели А. и делятся воспоминаниями о ней. Параллельно монологизирует и сама А. В «Арабской ночи» Роланда Шиммельпфенинга (Германия) совершенно невероятные события, напоминающие какую-то сюрреалистическую комедию положений, не происходят, а описываются пятью участниками представления с пяти разных точек зрения. Ремарок в связи с этим в пьесе нет. Они превращены в речь персонажей. Монологами изобилует и лучшая, с моей точки зрения, пьеса этой программы «Сердцу работу, любовь рукам» Роберта Вельфля (Австрия) о том, как безработные девицы расправились с преуспевающими бизнесменами. В диалог персонажи современных драм вступают лишь по острой необходимости. Максимальное количество его участников -- двое. Написать текст разговора, который ведут одновременно три, четыре или пять человек, -- задача для современных авторов почти непосильная. Или неинтересная. Неожиданные повороты сюжета, смешение жанров, игра со стилем... Это да. Но сложный диалог -- это помилуйте.

С завязкой, кульминацией и развязкой тоже туго. Некоторые пьесы -- это сплошная кульминация. Некоторые -- сплошная завязка. Структура классической драмы трещит по швам. Сидишь и ждешь -- сейчас все разъяснится. (Слово «катарсис» можно ведь перевести еще и как прояснение). А тут и пьеса заканчивается. Иногда возникает ощущение, что современные драматурги внимательно штудируют «Поэтику» Аристотеля для того, чтобы сделать все вопреки его указаниям и утверждениям. В тех же редких случаях, когда современная пьеса приближается к классическим образцам -- как, например, атмосферная, психологическая драма «Загадай желание» Сабины Харбеке (Швейцария), -- читка идет им только во вред. Зато сумасшедшие навороты -- такие, например, как в пьесе Морица Ринке (Германия) «Мужчина, что еще не обнажил натуры слабой женской», где на репетицию «Ромео и Джульетты» неожиданно врывается какой-то персонаж времен императорского Рима, -- наоборот выигрывают. Ведь главное здесь не поиск подтекста или второго дна, а непринужденность и ироническое отстранение.

Драматургию современные авторы воспринимают в первую очередь как факт литературной, а не театральной жизни. Их произведения очень часто типичные «драмы для чтения». Или же переделанные в драму киносценарии. Во всяком случае литературоведческими и кинематографическими понятиями (например, такими, как «крупный план» или «монтаж») им мыслить легче, чем сценическими. Самое же интересное, что все то же самое можно сказать и про российские современные пьесы. Вряд ли это свидетельствует о кризисе драмы. Скорее о переходе в новое качество. И необходимости искать для этого качества новый театральный язык. В рамках фестиваля NET на этом пути был сделан еще один Ш.А.Г.
Игнат БЕЗЗУБОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.11.2001
Состоялась мировая премьера спектакля «Леа» в постановке Алексея Ратманского
Театр танца Алексея Фадеечева открыл свой второй сезон вечером одноактных балетов. Этот формат становится привычным для небольшой труппы, предпочитающей собирать репертуар из скромных неоклассических опытов, а не стандартных для российского балета гигантов. Opus X Стэнтона Уэлша и «Между небом и землей» Трэя МакИнтайра были показаны в прошлом сезоне и повторены сейчас; «Леа» в постановке Алексея Ратманского стала мировой премьерой... >>
  • //  21.11.2001
Интерес к современной драматургии, охвативший ныне всю Европу, докатился и до фестиваля NET (новый европейский театр), позиционировавшего себя в первую очередь как фестиваль современной европейской режиссуры. Мало того что все спектакли, включенные в афишу третьего NET, были поставлены по современным пьесам, так в этой афише оказалась еще и программа Ш.А.Г., представляющая драматургию Швейцарии, Австрии и Германии последних лет... >>
  • //  21.11.2001
Вот и закончился фестиваль NET. На неделю Центр Мейерхольда стал настоящим центром театральной жизни Москвы, своего рода клубом: здесь можно было встретить практически всех, кто интересуется актуальным театром. На последних двух спектаклях фестиваля, связанных с именем модного и многими горячо любимого драматурга, режиссера и актера Евгения Гришковца, был не просто аншлаг, а практически давка. В сущности, это и есть успех -- привлечь на фестиваль спектакли такого уровня, на которые приходят не только критики, коллеги по цеху, друзья и знакомые, но и посторонние, причем вполне заслуженные деятели искусств, которым, в общем, есть чем заняться и которые давно уже не ходят никуда только ради развлечения... >>
  • //  21.11.2001
Искусство нонконформистов выставлено в музее Церетели
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Нонконформисты. 1955--1985» из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера. Период бури и натиска остался в далеком прошлом, и выставки неофициального советского искусства уже не вызывают былого ажиотажа, став почти классическими при живых-то авторах. Художники представлены известные, работы хорошо знакомые, только вот редкие в наших коллекциях, потому и привозят их из-за границы... >>
  • //  21.11.2001
Вчера в Лондонском музее Виктории и Альберта состоялось торжественное открытие Британских галерей -- пятнадцати новых залов, вместивших в себя лучшие коллекции декоративно-прикладного искусства Британии. Так один из интереснейших музеев прикладного искусства, находившийся длительное время в забвении из-за своей старомодности (полвека коллекция почти не обновлялась), решил вернуть посетителя... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика