N°214
21 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  21.11.2001
Из огня да в полымя
Искусство нонконформистов выставлено в музее Церетели

версия для печати
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Нонконформисты. 1955--1985» из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера. Период бури и натиска остался в далеком прошлом, и выставки неофициального советского искусства уже не вызывают былого ажиотажа, став почти классическими при живых-то авторах. Художники представлены известные, работы хорошо знакомые, только вот редкие в наших коллекциях, потому и привозят их из-за границы. Бар-Гера собирали не только наше неофициальное искусство, но и немецкое и испанское. Скоро их огромная коллекция станет основой Музея гонимого искусства в Израиле. Выставка приехала в Россию по инициативе и при активном участии директора Самарского художественного музея Анетты Басс, которая и работы отбирала, и деньги находила, и фотографии на себе тащила. Лучшие произведения из коллекции русского искусства Бар-Гера уже показывались в Москве в Третьяковской галерее пять лет назад, но нынешняя выставка совсем другая. Сорок живописных полотен окружены множеством фотографий -- документальных и художественных, индивидуальных и групповых. Выставки, мастерские, портреты... Контекст решительно вышел на первый план. Процесс, в который уже раз, оказался не менее интересным, чем его результаты. Тем более что фотографии сделаны лучшими нашими мастерами -- Игорем Пальминым, Львом Мелиховым, Сергеем Борисовым. Сегодня, спустя десятилетия, одни персонажи интересны, другие нет. Дружбы остались в прошлом, художников раскидало по миру, иных уж нет. Историческая дистанция оказалась гораздо больше нескольких прошедших десятилетий. Занятно, что первоначальная идея выставки была совсем другой. Каждую картину должны были окружать фотографии ее автора -- с друзьями и без, в разных жизненных и артистических обстоятельствах. В московской выставке фотографии как-то сами собой смешались, преодолели искусственность концепции, и множество индивидуальных историй слились в одну общую историю московского нонконформизма, романтическую и героическую, слишком литературную, чтобы быть правдой.

Смущает некоторая противоестественность существования выставки в Музее современного искусства Зураба Церетели. Неофициальное искусство продолжает противостоять, теперь -- пафосу и безупречно плохому вкусу, который наваливается уже во дворе при входе в музей и настраивает посетителя на совершенно невозможный для восприятия какого-либо искусства лад. Интенсивность воздействия творчества самого директора музея надолго отбивает охоту смотреть не только на выставки, но и на мир вообще. Впрочем, возможность сосуществования самых разных контекстов в самых диких сочетаниях -- знак нашего времени. Времени, которое превратило нонконформистов в звезд, академиков или маргиналов, разрушило дружбы, создало карьеры и отменило тот романтический флер, с которым искусство становится гораздо понятнее и интереснее.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.11.2001
Состоялась мировая премьера спектакля «Леа» в постановке Алексея Ратманского
Театр танца Алексея Фадеечева открыл свой второй сезон вечером одноактных балетов. Этот формат становится привычным для небольшой труппы, предпочитающей собирать репертуар из скромных неоклассических опытов, а не стандартных для российского балета гигантов. Opus X Стэнтона Уэлша и «Между небом и землей» Трэя МакИнтайра были показаны в прошлом сезоне и повторены сейчас; «Леа» в постановке Алексея Ратманского стала мировой премьерой... >>
  • //  21.11.2001
Интерес к современной драматургии, охвативший ныне всю Европу, докатился и до фестиваля NET (новый европейский театр), позиционировавшего себя в первую очередь как фестиваль современной европейской режиссуры. Мало того что все спектакли, включенные в афишу третьего NET, были поставлены по современным пьесам, так в этой афише оказалась еще и программа Ш.А.Г., представляющая драматургию Швейцарии, Австрии и Германии последних лет... >>
  • //  21.11.2001
Вот и закончился фестиваль NET. На неделю Центр Мейерхольда стал настоящим центром театральной жизни Москвы, своего рода клубом: здесь можно было встретить практически всех, кто интересуется актуальным театром. На последних двух спектаклях фестиваля, связанных с именем модного и многими горячо любимого драматурга, режиссера и актера Евгения Гришковца, был не просто аншлаг, а практически давка. В сущности, это и есть успех -- привлечь на фестиваль спектакли такого уровня, на которые приходят не только критики, коллеги по цеху, друзья и знакомые, но и посторонние, причем вполне заслуженные деятели искусств, которым, в общем, есть чем заняться и которые давно уже не ходят никуда только ради развлечения... >>
  • //  21.11.2001
Искусство нонконформистов выставлено в музее Церетели
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Нонконформисты. 1955--1985» из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера. Период бури и натиска остался в далеком прошлом, и выставки неофициального советского искусства уже не вызывают былого ажиотажа, став почти классическими при живых-то авторах. Художники представлены известные, работы хорошо знакомые, только вот редкие в наших коллекциях, потому и привозят их из-за границы... >>
  • //  21.11.2001
Вчера в Лондонском музее Виктории и Альберта состоялось торжественное открытие Британских галерей -- пятнадцати новых залов, вместивших в себя лучшие коллекции декоративно-прикладного искусства Британии. Так один из интереснейших музеев прикладного искусства, находившийся длительное время в забвении из-за своей старомодности (полвека коллекция почти не обновлялась), решил вернуть посетителя... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика