N°210
15 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  15.11.2001
Навстречу съезду
Члены Союза кинематографистов не уверены, что он вообще нужен

версия для печати
За последние десять лет в отечественном кинематографе сложилась принципиально новая ситуация, в которой Союз кинематографистов для многих его членов уже не является главной структурой сообщества. Выросло целое поколение, которое занимается кинопроцессом, не нуждаясь в помощи СК или не будучи его членом. Отвечая на вопрос о перспективах этой общественной организации, многие активно действующие в отечественном кинематографе персоны не скрывали скептических настроений.

«Ключевым на съезде должен быть вопрос о прекращении существования СК. О том, что Госкино прекратит свое существование, я открыто говорил еще пять лет назад. У меня не было сомнений, что эта структура не сможет выжить просто потому, что нигде в мире нет подобной практики управления кинематографом -- она абсолютно неэффективна. И аналогов нашему СК тоже нигде нет. Везде существуют нормальные профсоюзы кинематографистов, которые имеют право вести коммерческую деятельность, платить пенсии престарелым, оказывать своим членам материальную помощь во время забастовок. А российский СК -- это общественная организация, не имеющая права ни на что. Главой профсоюза должен быть менеджер, который отчитывается перед членами о своей работе. Художники всегда лоббируют какие-то свои интересы, связанные с их вкусами или собственными творческими планами, и никогда не смогут работать на всех», -- считает Марк Рудинштейн.

Ему вторит режиссер и продюсер Валерий Тодоровский: «Настоящая сила союза могла бы проявляться в том, чтобы настойчиво лоббировать интересы отрасли на уровне правительства. С другой стороны, гильдии должны заниматься элементарной помощью недееспособным, малоимущим старикам. Это была бы благородная задача. Но я не замечаю, чтобы шла реальная работа в этих направлениях».

«СК, несмотря на свою живучесть, -- это все-таки структура вчерашнего дня. Его главная функция -- удерживать художников в определенных рамках -- больше не актуальна, а новая так и не сформулирована. Думаю, Союзу кинематографистов придется трансформироваться в союз профессиональных гильдий», -- считает Константин Эрнст.

Впрочем, не все из 50 опрошенных экспертов столь бескомпромиссны. Первый секретарь СК, режиссер Игорь Масленников всерьез готов отстаивать сохранение СК, который «необходим как воздух».

Михаил Швыдкой, как всегда, занял взвешенную позицию: «Артисты и продюсеры в одном союзе -- это все-таки нонсенс. В одном союзе даже режиссеры и продюсеры состоять не могут. У них разные задачи и интересы. Кроме того, даже если будет принят закон о творческих работниках и творческих объединениях, социальные вопросы этим законом вряд ли будут решены. Судя по всему, кинематографисты будут считаться людьми свободной профессии и состоять в профессиональных гильдиях. Но творческие союзы не хотят быть профсоюзами, хотя в то же время претензии их членов носят явно не творческий, а социальный характер. История нашей страны показала, что СК -- это еще и мощный инструмент воздействия на общество в целом. Хорошо бы на очередном своем съезде кинематографисты подсказали своим коллегам из других творческих объединений выход из тупиковой ситуации».

Но вряд ли на съезде будет обсуждаться трансформация творческого союза в профессиональный. Накопилось много не менее существенных вопросов: проект нового устава СК, возобновление госзаказа в новых экономических условиях (упраздняется льгота по налогообложению и увеличивается госфинансирование), наконец, принятие грамотных законов о кино. Ведь шутка ли -- депутат Валерий Комиссаров вносит поправки в проект закона об авторском праве, легализующие видеопиратство. Требуются поправки и в ряде базовых кодексов и законов (бюджетном, налоговом, трудовом, пенсионном). Весь период между съездами в союзе пытались решать и проблемы по закреплению собственности бывшего СК СССР на территории РФ за СК РФ. Многое удалось. Например, за счет продажи комплекса на Красной Пахре будет восстановлен легендарный Дом творчества «Болшево». Зато осталась проблема здания «Киноцентра» (22 тысячи квадратных метров в центре Москвы). Словом, программа для двух рабочих дней съезда весьма плотная. Что же касается выборов главы союза, то, как утверждают в кулуарах, альтернативы нынешнему председателю СК Никите Михалкову не найти и голосование пройдет без проблем. Интригу может внести лишь сообщение, что СК выступит с инициативой учредить Академию кино, аналогичную Академиям наук или художеств. Как новое образование будет уживаться с уже зарегистрированной Академией кинематографических искусств России (президент Эльдар Рязанов), покажет ближайшее будущее.

Очередной V съезд российских кинематографистов пройдет 16 -- 17 ноября.
Вита РАММ

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.11.2001
Художник Юрий Анненков писал не хуже, чем рисовал
Юрий Павлович Анненков (1889--1974) был замечательным художником. В 1918 году он создал сюиту иллюстраций к «Двенадцати», идеально соответствующую кощунственно-музыкальному, метельно-раешному, завораживающему духу блоковской поэмы. В 1922-м появились анненковские «Портреты»... Любая из этих работ обеспечила бы Анненкову место в истории искусства. Но люди революции (а Анненков несомненно был таковым) не могли довольствоваться одним -- пусть безусловным -- шедевром... >>
  • //  15.11.2001
Вчера мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об установке на Патриарших прудах памятника писателю Михаилу Булгакову. Скульптурная композиция будет состоять из выполненной в реалистической манере скульптуры самого Булгакова, сидящего на сломанной садовой скамейке, фигуры уходящего вдаль по водной глади пруда Иешуа и парящего в воздухе гигантского «примуса с нечистой силой»... >>
  • //  15.11.2001
Члены Союза кинематографистов не уверены, что он вообще нужен
За последние десять лет в отечественном кинематографе сложилась принципиально новая ситуация, в которой Союз кинематографистов для многих его членов уже не является главной структурой сообщества. Выросло целое поколение, которое занимается кинопроцессом, не нуждаясь в помощи СК или не будучи его членом. Отвечая на вопрос о перспективах этой общественной организации, многие активно действующие в отечественном кинематографе персоны не скрывали скептических настроений... >>
  • //  15.11.2001
В галереях актуального искусства вошел в моду «высокий штиль»
В трех хороших галереях открылись три хорошие выставки. В «Крокин-галерее» патриарх отечественного модернизма Франциско Инфантэ вместе с супругой Нонной Горюновой представил инсталляцию «Между небом и землей». Тема сближения и контакта обыгрывается в новой видеоинсталляции Владимира Сальникова Premapping of Desire («Предначертание желания»), устроенной в «TV Галерее». К иронии обратился третий герой обзора -- Константин Батынков, представивший проект «Забытые рисунки мастеров» в редакции журнала для эстетов «Пинакотека»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика