N°209
14 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  14.11.2001
Антракт рисовальщика
Знаменитый британский режиссер Питер Гринуэй предъявил себя столичной кинообщественности

версия для печати
Питер Гринуэй -- без преувеличения гениальный режиссер, автор «Контракта рисовальщика», «Отсчета утопленников» и «Интимного дневника» и еще совсем недавно безоговорочный кумир продвинутой отечественной публики -- приехал в Москву, чтобы найти актеров и подобрать натуру для нескольких сцен своего нового проекта под названием «Чемоданы Тулсы Лупера». Назвать этот проект просто фильмом вряд ли возможно. 92 сюжета о 92 персонажах и соответственно 92 чемоданах охватят весь мир от пустыни Колорадо до Манчжурии (не исключая и Москву) и будут рассказаны в течение восьми часов экранного времени. «Чемоданы» будут поделены на три части, первая из которых должна быть готова к Венецианскому фестивалю 2002 года. Фильм имеет подзаголовок «Вымышленная история урана» и охватывает временной промежуток от 1928-го (год открытия урана, химического элемента под номером 92) до 1989-го (год падения Берлинской стены). С помощью «Чемоданов» Гринуэй решил окончательно распрощаться с не оправдавшим его надежды кинематографом и сделать шаг навстречу новым технологиям: помимо собственно фильма проект включает в себя создание DVD-дисков, компьютерных программ и интернетовских сайтов, содержащих в себе массу важной информации.

Образ чемодана не случаен: для Гринуэя это не просто предмет для хранения и перевозки предметов повседневного пользования, но в первую очередь хранилище воспоминаний (так что фильм можно считать еще и бессознательной экранизацией знаменитого довлатовского цикла «Чемодан», в котором каждая вещь служила поводом рассказать очередную историю). А до того, как приступить к «расследованию» (investigation, кажется, любимое слово Гринуэя, которое он повторял чаще других), режиссер дал пресс-конференцию, которая больше походила не то на лекцию, не то на мастер-класс.

Вообще-то киноманам на встрече с британским классиком, состоявшейся в кинотеатре «Ролан», временами было не по себе: слишком уж недвусмысленно справлял он поминки по десятой музе. «Если допустить, что кинематограф вообще когда-нибудь существовал, то он умер, и все по-настоящему интересные творцы уже давно перешли к новым формам». Назвал Гринуэй и точную дату его смерти: 31 июля 1983 года был изобретен пульт дистанционного управления, который разрушил привычные отношения зрителя и экрана. Поэтому о кино как таковом Гринуэй говорил с неохотой (хотя любимый фильм все-таки назвал: им оказался «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене). С куда большим удовольствием он пускался в сложносочиненные рассуждения о противоборстве текста и образа, отдавая явное предпочтение последнему, говорил о каллиграфии как средстве коммуникации и употреблял слово «постмодернизм» исключительно в качестве ругательства. И не считал себя обязанным стесняться того, что делает сложные фильмы для интеллектуальной публики -- с остальными пусть разбирается студия Диснея.

Впрочем, некоторый шанс кинематографу Гринуэй все-таки дал, предупредив, впрочем, что дело не сдвинется с мертвой точки, пока кино не освободится от четырех тираний. Первая из них -- тирания текста, вторая -- тирания рамки, ограниченного пространства кадра, третья -- тирания актеров, явно переоценивающих свою значимость («экран -- не площадка для забав Шерон Стоун»), и, наконец, последняя -- тирания кинокамеры, которая не в состоянии показать окружающий мир во всей полноте. Судя по всему, «Чемоданы Тулса Лупера» и станут фильмом, сбросившим с себя эти вериги и открывшим принципиально новые горизонты для всего того, что все еще принято по привычке называть «искусством движущихся изображений».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.11.2001
Телевидение ищет отечественный вариант интеллектуального шоу
Статус культуры в России было пошатнулся, но довольно скоро стало понятно, что столь долго хранимые ценности не могут вовсе потерять товарный вид. Надо только найти им подходящую упаковку, так как старые способы их трансляции -- от репринтных изданий до разговоров на кухне -- безнадежно устарели. И основные каналы телевидения начали потихоньку выводить культурные ценности из резервации... >>
  • //  14.11.2001
Разговор о стихах в ежедневной газете обрастает условиями, которые не так-то легко выполнить. Основа газеты -- свежая новость. Вчерашний вернисаж, сегодняшняя премьера (если речь идет о «культуре»). В сфере (среде, пространстве) поэзии новость -- как ни странно -- не рождается, а становится свежей, и не сразу, а постепенно. Здесь вторая свежесть лучше первой, а третья так совсем хороша... >>
  • //  14.11.2001
Знаменитый британский режиссер Питер Гринуэй предъявил себя столичной кинообщественности
Питер Гринуэй -- без преувеличения гениальный режиссер, автор «Контракта рисовальщика», «Отсчета утопленников» и «Интимного дневника» и еще совсем недавно безоговорочный кумир продвинутой отечественной публики -- приехал в Москву, чтобы найти актеров и подобрать натуру для нескольких сцен своего нового проекта под названием «Чемоданы Тулсы Лупера»... >>
  • //  14.11.2001
Продолжение не всегда хуже оригинала
Завтра в широкий прокат выходит тинейджерская комедия «Американский пирог-2». В США для выпуска подобных фильмов неизменно выбирают дни летних каникул. У нас творение Джейсона Бакстера Роджерса имеет шанс развеять тяжелую ноябрьскую депрессию... >>
  • //  14.11.2001
Пусть и не в военной мощи, так хотя бы в документальном кино... >>
  • //  14.11.2001
В Москве в Центральном Доме художника на Крымском валу открывается выставка известного скульптора Владимира Лемпорта (1922--2001). Лемпорт -- автор множества монументальных скульптур, ставших частью архитектурного ансамбля МГУ на Воробьевых горах, Дворца Советов, Лужниковского стадиона и других крупных объектов. Одновременно он известен и как автор выразительных скульптурных портретов современников... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама