N°208
13 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  13.11.2001
Театр невозможности
Фестиваль NET открылся спектаклем Клима «Альцест»

версия для печати
«Альцест» объявлен Климом (Владимир Клименко) исповедью поколения, пришедшего в театр в середине 80-х, успевшего высказаться на рубеже двух эпох и съеденного чередой компромиссов в 90-е. Иногда Клим выражается еще более мрачно: «Пьеса «Альцест» -- об отчаянии того поколения, которое не выжило». Отчаянье тоже может быть формой спасения.

Мольеровский «Мизантроп» -- один из ключевых текстов европейской культуры. Следуя своей давней страсти переписывать классические произведения, Клим связал из обрывков мольеровского сюжета причудливую сеть, наброшенную на волнующее море смыслов. Его «письмо» подобно лепету сновидца, вздохам влюбленного, стонам уставшей совести -- здесь мужчины предают и становятся жертвами предательства, а женщинам позволено плакать и бормотать в экстатическом безумии. Одним словом, это чрезмерное барочное письмо чревато игрой. Той игрой, которая свободно плескалась в подвале на Среднем Каретном, где Клим и сформировался как режиссер. Там разбитые на мириады осколков тексты Пинтера, Гоголя или Шекспира превращались в фантастический кристалл, каждая грань которого отражала все новые и новые смыслы.

Над «Альцестом» Климу пришлось работать без своих актеров и без подвальной лаборатории. Годы, проведенные им -- после «закрытия» подвала -- в репертуарном театре, его самого сделали Альцестом, а спектакли, так и не поставленные в этих театрах, остались в виде огромных режиссерских экспликаций. Клим написал «Альцеста» как пьесу о себе, и то, что заглавную роль в конце концов сыграл директор фестиваля «Золотая маска» Эдуард Бояков, окончательно превратило спектакль из театрального проекта в интимный дневник поколения, опаленного пригрезившейся свободой.

В конце первого акта поэта Альцеста раздевают, снимают с него его вызывающе красную рубашку и обряжают в изысканную униформу империи. Заложник собственных иллюзий помещен в тюрьму, представленную на сцене в виде холодной, искусственной конфигурации из металла и пластика. Альцест -- нестойкий кальдероновский принц, мученик компромисса, директор «Золотой маски», который никогда ее не получит, трагический герой в комическом театре тавтологий: «Залезть на крест не значит стать Христом».

Прозрачный, нежный театр Клима, в котором интонация, поворот головы и световой блик важны сами по себе, впервые обретает в «Альцесте» пугающую определенность. Поэт, вынужденный стать министром культуры («и быть министром глупо/ ведь ничего не изменить/ и отказаться глупо/ так почему не попытаться»), адепт бескомпромиссности, добровольно увязший в сетях компромисса... Этот Альцест в отличие от мольеровского кончает жизнь самоубийством. Он оплакан музыкой Малера, слезами одной женщины и словами другой, серебряной симфонией зеркальной стены и светом догорающих свечей.

«Альцест» -- стихия свободной игры, утраченная в театре, сделанном на продажу. «Альцест» -- мужество и бессмысленность последнего прорыва к свободе. «Альцест» -- моление о том, чтобы остановилось это нескончаемое шоу, парад премий и масок, диктат рейтингов и наградных процедур. «Альцест» -- право на коллективное творчество, в котором режиссер не искусный манипулятор, а лишь человек, создающий возможность для актерского высказывания.

Театр Клима -- невозможный театр. Невозможный в своей тленной красоте и беззащитности: в пустом пространстве из света и тени он пребывает в несуетном ожидании игры. Даже если она сегодня не случится, Клим не предаст своих актеров.
Алена КАРАСЬ

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.11.2001
Фестиваль NET открылся спектаклем Клима «Альцест»
«Альцест» объявлен Климом (Владимир Клименко) исповедью поколения, пришедшего в театр в середине 80-х, успевшего высказаться на рубеже двух эпох и съеденного чередой компромиссов в 90-е. Иногда Клим выражается еще более мрачно: «Пьеса «Альцест» -- об отчаянии того поколения, которое не выжило». Отчаянье тоже может быть формой спасения... >>
  • //  13.11.2001
Определились соискатели премии Андрея Белого и Малого Букера
Снега в Москве пока нет, но предновогодний запах уже чувствуется. Во всяком случае, литераторами, у которых зимние праздники устойчиво ассоциируются с раздачей разнообразных призов. В декабре--январе пойдет гонка: Букер, Антибукер, Дебют, годовые премии журналов, «новомирская» премия имени Юрия Казакова за «рассказ года» (по слухам, должна народиться и награда за «повесть года» -- она будет носить имя Ивана Петровича Белкина), шорт-лист премии Аполлона Григорьева... Откроется же марафон в самом начале декабря, на ярмарке интеллектуальной книги Non fiction, когда станут известны лауреаты премии Андрея Белого и Малого Букера. Ныне названы соискатели этих наград... >>
  • //  13.11.2001
Бесспорный на сегодняшний день лидер по производству качественных и респектабельных изданий переводной прозы -- питерский «Симпозиум» -- запустил солидную серию «современной, сегодняшней и завтрашней литературы» под названием FABULA RASA. Где-то вы уже наверняка встречали похожие по оформлению книги. Глянцевая суперобложка с эффектной картинкой -- привычная одежка для томиков, выходящих в «Независимой газете», и новая серия «Симпозиума» внешне от них практически неотличима... >>
  • //  13.11.2001
Союз музеев России поведал о своих целях
Вчера в Государственном музее Пушкина состоялось первое заседание президиума и пресс-конференция новообразованного Союза музеев России. Московское заседание -- первое представление в столице Союза, учредительный съезд которого прошел в конце октября в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там же разместятся и его руководящие органы... >>
  • //  13.11.2001
Спектакль «Огнеликий» Театра Оскараса Коршуноваса из Вильнюса мыслится организаторами фестиваля NET как главное событие московского смотра молодых театральных сил. Тридцатилетний Коршуновас -- один из самых известных режиссеров Европы. Его спектакль «Мастер и Маргарита», показанный в программе восточноевропейского театра «Теорема», стал сенсацией Авиньонского фестиваля 2000 года. С Оскарасом КОРШУНОВАСОМ беседует Павел РУДНЕВ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика