N°183
05 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  05.10.2001
Один музей – хорошо, а два – лучше
Сегодня в Лас-Вегасе стартует совместный проект двух музеев-гигантов -- петербургского Эрмитажа и нью-йоркского Гуггенхайма

версия для печати
Печальные события в Америке несколько затушевали размах и амбициозность этого проекта. Но он, вне всякого сомнения, призван был стать не просто масштабным художественным начинанием, но и демонстрацией дружбы двух великих народов. Поскольку главное в дружбе -- паритет, музей решено именовать двояко. Надпись на внешнем входе в музей выглядит как «Музей Эрмитаж--Гуггенхайм», а основная надпись внутри -- как «Музей Гуггенхайм--Эрмитаж». Новые экспозиционные залы площадью 7660 квадратных футов спроектированы лауреатом Притцкеровской премии архитектором Рэмом Куулхаасом.

Гуггенхайм--Эрмитаж расположился в самом фешенебельном районе Лас-Вегаса, по соседству с Венецианским отелем. Экспозицию предполагается менять два раза в год. В последующих проектах возможно участие Венского музея истории искусств, руководство которого подписало договор о сотрудничестве с двуглавым музейным монстром.

Музей открывается выставкой «Шедевры и их собиратели: европейская живопись XIX--XX веков», включающей 45 работ импрессионистов и ранних модернистов. Они отобраны поровну из собраний обоих музеев. Состав выставки убеждает в том, что никакой особенной концепции позиционирования искусства двадцатого века у музеев пока нет. Импрессионисты (Матисс, Клод Моне, Писсарро, Ренуар), постимпрессионисты (Ван Гог, Сезанн, Гоген), символисты (Боннар), экспрессионисты (Кандинский) и вознесшийся над всеми Пабло Пикассо -- это единственное поле, на котором Эрмитаж и Гуггенхайм могут играть на равных. Ведь рубеж XIX--XX веков для Эрмитажа -- высшая хронологическая планка, а для Гуггенхайма -- низшая. Не мудрствуя лукаво, музеи показали как раз то искусство, которое их объединяет. Супершедевры привезли и из Петербурга, и из Нью-Йорка. Правда, работы из Музея Гуггенхайма чуть более хрестоматийные, знаковые. Если Шагал -- то «Зеленый скрипач». Если Кандинский -- то «Импровизация 28». Если Делоне -- то «Красная Эйфелева башня». Факт закономерен. Как-никак основу эрмитажного собрания ранних модернистов составили коллекции И.А. Морозова и С.И. Щукина 1910-х годов. Тогда об экспертных советах, отбирающих тех же Матисса или Сезанна в Музей Гуггенхайма, слыхом не слыхали.

Парадоксально, но отсутствие сложной концепции в основе первой выставки можно расценивать как ход удачный и беспроигрышный. Ведь новый проект -- яркий пример новой музейной стратегии, предусматривающей содружество искусства и бизнеса. И его неслучайно затеяли в Лас-Вегасе. Здесь явный расчет на то, что выставки будут приносить музеям прибыль. Лас-Вегас -- это прежде всего огромный туристический центр, и основная масса туристов едет сюда не столько играть, сколько хорошо провести время. Новый музей -- еще одна туристическая точка в огромном туристическом центре, который возник вокруг игорного дела. Коммерческий и культуртрегерский интересы в данном случае сочетаются.

«Гений места», безусловно, повлиял на выбор картин. В Лас-Вегас привезли самое дорогое -- не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова -- искусство XX века. High-line модернизма: Пикассо, Сезанн, Матисс, Гоген, Шагал, Кандинский... Эти имена не могут не привлечь посетителей.

Это вовсе не означает, что концептуальные проекты новому музею противопоказаны. Для реализации свежих идей всегда желательна свежая площадка. К тому же благодаря таким приманкам, как нынешняя выставка, появятся деньги для более интеллектуальных игр. А ведь не секрет, что для любого концептуального проекта главный вопрос -- вопрос финансирования.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.10.2001
Сегодня в Лас-Вегасе стартует совместный проект двух музеев-гигантов -- петербургского Эрмитажа и нью-йоркского Гуггенхайма
Печальные события в Америке несколько затушевали размах и амбициозность этого проекта. Но он, вне всякого сомнения, призван был стать не просто масштабным художественным начинанием, но и демонстрацией дружбы двух великих народов. Поскольку главное в дружбе -- паритет, музей решено именовать двояко. Надпись на внешнем входе в музей выглядит как «Музей Эрмитаж--Гуггенхайм», а основная надпись внутри -- как «Музей Гуггенхайм--Эрмитаж»... >>
  • //  05.10.2001
Фестиваль европейского танца открылся канадским спектаклем, в котором никто не танцует
Основная программа II Европейского фестиваля современного танца должна была начаться с видеоинсталляций Уильяма Форсайта на Манежной площади. Но из-за спровоцированного терактами усиления бдительности Манеж организаторам фестиваля не предоставили, а другие московские пространства не устроили ассистентов худрука франкфуртского балета. Поэтому фестиваль остался без форсайтовских видеозабав, и первой в октябрьской программе оказалась заслуженная канадская компания «Два мира»... >>
  • //  05.10.2001
Фонд Гуггенхайма завоевывает Интернет
Искусство трудно рассматривать как целое. Рассеянное по миру, оно соседствует с неискусством и антиискусством. Возможность полностью и навсегда погрузиться в этот мир и больше никогда не сталкиваться ни с чем, выходящим за его пределы, если только не надоест и сами не запроситесь обратно, предоставляет с начала октября сайт Guggenheim.com. Это один из самых амбициозных проектов директора Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томаса Кренца... >>
  • //  05.10.2001
Мы продолжаем начатую в августе дискуссию о проблеме развлекательности в искусстве. О современной жанровой литературе рассуждает Лев Гурский, русский писатель середины 70-х годов, живущий в Америке, автор иронических детективов с современными политическими сюжетами («Убить президента», «Спасти президента» и др.) и романа «Перемена мест», по которому не так давно был снят популярный телесериал «Досье детектива Дубровского»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ