N°178
28 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  28.09.2001
Чистое ничто
В Москву привезли живого классика XX века

версия для печати
В гигантском выставочном зале Третьяковки на Крымском пусто. Это очень стильная пустота. Белые стены, белые планшеты, на них -- холсты с черно-белыми полосами и квадратами. И ничего лишнего. Прямо как в парижском Центре Помпиду или в лондонской галерее Тэйт. Преобразить бессмысленный советский ангар в подобие зала лучших галерей современного искусства удалось Пьеру Сулажу. Вчера открылась экспозиция его работ, привезенных из крупнейших музеев Франции. Патриарх французской живописи, восьмидесятидвухлетний Сулаж -- воинствующий абстракционист. Фигуративное искусство называет «болтливым». Палитра самого мэтра весьма немногословна: черный, черный и еще раз черный. Напрашиваются параллели с Малевичем, однако они неверны. Радикал Малевич черным квадратом желал уничтожить живопись. Эстет Сулаж живопись славит. Но очень своеобразно -- процеживая ослепительный свет сквозь густые слои черной краски. Сулаж называет такую живопись «ультрачерной». На пресс-конференции художник дипломатично ушел от ответа на все вопросы, касающиеся возможных параллелей с русскими абстракционистами. Еще более дипломатичным был его ответ о ситуации в современном российском искусстве: «Приехал вчера, ознакомиться не успел». Зато пространно, словно на лекции, художник объяснил смысл сделанного им самим живописного открытия: «Фактурные мазки черного в зависимости от точки наблюдения по-разному отражают свет. Живопись начинает мерцать. Классики творили иллюзию на холсте. Моя живопись создается перед холстом. Светом, идущим от холста к зрителю. Меняется источник света, меняется позиция зрителя -- меняется и возникший живописный образ». На самом деле Сулаж предлагает то, что Михаил Ямпольский в книге «Наблюдатель» назвал «зеркальной структурой зрения». Словно не мы смотрим на солнце, а солнце -- на нас. Сверхчеловеческое зрение ослепляет. Неспособные видеть чистый свет, мы видим «чистое ничто», мрак. Неспроста известный искусствовед Жан-Поль Маркадэ, участвовавший в подготовке выставки и прилетевший на вернисаж, комментировал искусство Сулажа словами богослова Дионисия Ареопагита: «Простейшие, абсолютные, нетленные тайны познания Божественного существа раскрываются в сияющем мраке». В отличие от брутальных абстрактных экспрессионистов Америки искусство француза более медитативное, средневековое. Слепящие разряды белого внутри густого черного напоминают разобранные на ребра кристаллы готических соборов, которые у Мандельштама «собирает в единый пучок добросовестный свет-паучок». Шедевром Сулажа считаются витражи романской церкви Сент-Фуа в Конке, для которых он изобрел непроницаемое стекло, рассеивающее свет.

Жаль, что рафинированное искусство Сулажа обречено на тиражирование многочисленными салонными мазилами. Ведь черная абстракция на белом фоне -- излюбленный стиль офисного декора.

А еще жаль, что Москва снова плетется в хвосте у Петербурга. Вслед за Брюлловым, учениками Малевича, Энди Уорхолом Сулаж -- новый гость, кого милостиво привезли «на позорище» московским провинциалам после масштабного показа в северной столице. В данном случае -- благодаря меценатской поддержке французского декоратора Брижит Саби.
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.09.2001
Открыточные виды Москвы переданы под надежную опеку
После небольшого летнего перерыва вновь началась напряженная работа московских властей по совершенствованию исторического облика города. Ее формы на этот раз оказались новаторскими. Мировому архитектурному сообществу остается только перенять передовой опыт. Градостроительный совет при мэре Москвы принял решение поставить на охрану не памятники истории, не архитектурные ансамбли, улицы или здания, а... виды на них... >>
  • //  28.09.2001
Союз кинематографистов России распространил известие о своем успехе -- председателю Союза Никите Михалкову удалось убедить премьера РФ Михаила Касьянова в необходимости поддержать борьбу российских кинематографистов за здание «Киноцентра»... >>
  • //  28.09.2001
В Москву привезли живого классика XX века
В гигантском выставочном зале Третьяковки на Крымском пусто. Это очень стильная пустота. Белые стены, белые планшеты, на них -- холсты с черно-белыми полосами и квадратами. И ничего лишнего. Прямо как в парижском Центре Помпиду или в лондонской галерее Тэйт. Преобразить бессмысленный советский ангар в подобие зала лучших галерей современного искусства удалось патриарху французской живописи Пьеру Сулажу. Вчера открылась экспозиция его работ, привезенных из крупнейших музеев Франции... >>
  • //  28.09.2001
Открылся фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...»
Фестиваль открылся в день 95-летия Шостаковича монопрограммой из его музыки в исполнении Российского национального оркестра и Владимира Спивакова за пультом и продолжился на следующий день выступлением очаровательного французского фортепианного трио «Вандерер» с сочинениями Гайдна, Шоссона и Брамса. Оба концерта продемонстрировали известную смелость худрука фестиваля Спивакова, рискнувшего предложить своей публике вполне серьезный репертуар. Однако ответного жеста он пока не добился... >>
  • //  28.09.2001
В Москве прошла презентация энциклопедии «Русское искусство»
Если появляется много новых справочников, словарей и энциклопедий по искусству, значит, это кому-нибудь нужно. Хотя иногда кажется, что рассчитаны эти книжки в основном на несчастных школьников, в учебные планы которых, и без того перегруженные, охотно включают мировую художественную культуру. Энциклопедия русского искусства, изданная «Трилистником», -- книга совершенно другого рода... >>
  • //  28.09.2001
Следующая «Станция» -- ностальгическая
Позывные «Станции» нельзя будет услышать уже с понедельника. Когда весной концерн «Русская Медиа-Группа» (которому принадлежат «Русское радио», «Динамит FM», «Радио Танго», «Радио Монте-Карло» и, с недавнего времени, проект «Русское радио -- Музыка для взрослых» в УКВ-диапазоне) приобретал частоту 107,0, его представители уверяли, что танцевальный формат станции изменений не претерпит -- но уже тогда это вызывало некоторые сомнения... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама