N°10
23 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  23.01.2001
Да кто ж ему даст?
версия для печати
Комиссия при президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства опубликовала список произведений, допущенных к борьбе за высокие награды. Общественности и профессионалам предложено оценить многочисленных номинантов. Обозреватели отдела культуры газеты «Время новостей» откликнулись на этот призыв. Сегодняшняя публикация посвящена «визуальным» видам искусства -- архитектуре, изобразительному искусству, дизайну. В дальнейшем речь пойдет о словесности, театре, кинематографе, музыке и обо всем ином прочем.

Главной сенсацией списка произведений, допущенных на соискание Госпремии в области литературы и искусства, стало включение в него авторов реконструкции Андреевского и Александровского залов Большого Кремлевского дворца. Того самого БКД, который построил Пал Палыч Бородин. Впрочем, имени Бородина в списке нет -- свои дивиденды он уже, как известно, получил. Парадокс БКД -- едва ли не самой одиозной стройки последних лет -- в том, что, помимо Бородина с его «меркатами» и Ильи Глазунова, выступившего в роли оформителя (на заметку прокурору Бертасса: говорят, он получил заказ лишь потому, что был любимым художником Ельцина, а может, и самого Бородина), над проектом реконструкции работали опытнейшие и профессиональнейшие реставраторы во главе с Сергеем Подъяпольским. Они-то (а не Глазунов, конечно) и номинированы на Госпремию.

Выдвинувшие этот коллектив Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов, конечно, не знали о печальных американских каникулах заказчика БКД, но уж теперь наверняка сам факт номинирования будет использован чиновниками совсем другого ранга. Можно почти с уверенностью сказать, что если Бородин засидится в американо-швейцарских тюрьмах, то БКД премию точно получит. А если его отпустят, то премия скорее всего достанется другим. Другие -- это авторы жилого комплекса «Зеленый остров» в Петербурге, станции метро «Крестовский остров» там же, микрорайона «Маклино» в городе Малоярославец.

И еще два вполне конкурентоспособных номинанта. Первый -- представители так называемой Нижегородской школы. «Школа» была раскручена некоторыми московскими критиками, увидевшими в ней альтернативу «лужковскому стилю». Но нижегородские постройки -- это тот же постмодернизм, только еще хуже, чем в Москве. Второй -- московский реабилитационный центр для детей, страдающих аутизмом. Очень странное и нервное здание (бесформенная масса стен, раскрашенных в кислотные цвета), но уникальный социальный проект, неудивительно, что выдвинут он московским комитетом образования.

Перейдем к изобразительному искусству. Тут следует сразу оговориться: «Государыня» -- единственная в нашей стране премия в этой области. У художников нет ни «Золотой маски», ни Букера, ни «Ники», ни даже более или менее раскрученного архитектурного «Золотого сечения» (премии творческих союзов не в счет). Но при этом Госпремия художникам и не больно-то нужна -- она не влияет на признание в профессиональных кругах, не добавляет лауреату заказов, не увеличивает числа выставок или музейных закупок. И наоборот она никак не влияет на государственные вкусы. В позапрошлом, кажется, году Госпремию в первый (и последний) раз дали одному из классиков отечественного неофициального искусства Франциско Инфантэ, но почему-то проповедуемый им кинетизм так и не стал официальным стилем (думаю, что выдающие премии власти даже не знают такого словосочетания «кинетическое искусство»).

Что касается госвкусов в области изобразительного искусства, то они с прошлого года никак особенно не изменились (впрочем, на то они и государственные, чтобы демонстрировать свою стабильность). Как и прежде, выдвинуты в основном художники реалистическо-патриотического толка -- живописцы братья Ткачевы (за серию «Песнь о России»), живописец Орлов (за серию «Земля моя. Связь времен»), скульптор Гришко (за цикл «Деятели отечественной культуры»), прикладники, возрождающие палехскую иконопись, а также художник Федоров, который номинирован за картины «Фреска о хлебе», «Каиновы качели» и даже автопортрет! Но в этом году список на удивление демократичен. В него попали целых пять не «патриотических» и не «официальных», а просто художников. Двоих выдвинул Государственный центр современного искусства, который на протяжении всех последних лет, пытаясь влиять на эти самые госвкусы, регулярно номинирует художников «второго авангарда». В этом году ГЦСИ выдвинул Юрия Злотникова и Олега Кудряшова. Кроме того, есть (кажется, впервые) два фотографа -- извечный Юрий Рост и один из лучших наших архитектурных и документальных фотографов Игорь Пальмин (его снимки, кстати, публиковались и на страницах газеты «Время новостей»). И есть Сергей Алимов, художник театра и кино, автор замечательных «Каникул Бонифация». Как известно, по одной номинации может быть выдано несколько премий, поэтому не исключено, что в этом году одна из них вновь достанется неофициальному художнику. Ну а все остальные, как и полагается, -- патриотам.

Наконец, дизайн. Если судить по списку, тут у нас вообще беда: не шестнадцать (как в разделе «изо»), а лишь три номинанта. Оно, впрочем, и понятно. Практически весь современный дизайн -- импортный. Квартиры проектируются по образцам, высмотренным в западных журналах, мебель закупается в иностранных магазинах, про моду и говорить не стоит. Поэтому на Госпремию выдвигается то немногое, что осталось: художественное литье, выставленное на улицах Петербурга, дизайн-система «КАМАЗ-мастер» (это, насколько я понимаю, конструкция и оформление грузовиков для авторалли), а также серия плакатов Андрея Логвина.

Появление имени Логвина -- самая приятная и даже как-то возбуждающая неожиданность. Не только потому, что он очень качественный художник, признанный и у нас, и на Западе, но и потому, что он один из создателей современного стиля в отечественном графическом дизайне, стиля, которым пользуется даже само государство. Так что заслужил.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.01.2001
Комиссия при президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства опубликовала список произведений, допущенных к борьбе за высокие награды. Общественности и профессионалам предложено оценить многочисленных номинантов. Обозреватели отдела культуры газеты «Время новостей» откликнулись на этот призыв. Сегодняшняя публикация посвящена «визуальным» видам искусства - архитектуре, изобразительному искусству, дизайну. >>
  • //  23.01.2001
На самой престижной в мире премии кинопрессы
Премию «Золотой глобус», вручаемую Международной ассоциацией иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, обычно рассматривают как первую прикидку предстоящей оскаровской церемонии. Но в последние годы «Золотой глобус» предпринимает небезуспешные попытки выйти из густой тени, отбрасываемой старшим братом. >>
  • //  23.01.2001
Три новые книжки срифмовались по геополитической линии. Начнем с романа Джулиана Барнса "Англия, Англия", выпущенного издательством АСТ (перевод Светланы Силаковой)... >>
  • //  23.01.2001
Концерт «Песняров» в «России»
Выступление «Песняров» в ГЦКЗ «Россия» было приурочено аж к трем знаменательным событиям кряду и потому оказалось на редкость торжественным и юбилейным. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика