N°194
26 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  26.12.2000
Дело в шляпе
Фестиваль «Траектория» открыл первую в Москве независимую площадку современного танца

версия для печати
Идея открытой сцены для новых танцевальных проектов возникла не вчера. Ее несколько лет лелеяли хореографы и танцовщики contemporary dance. Те, что с начала девяностых репетировали где придется и показывались где получится. От возникавших на бумаге центров хореографии (на строительство одного из них несколько лет ждет городских денег Камерный балет «Москва») не было никакой пользы. Оставались маргиналы в стороне и от больших фестивалей, поскольку их организаторы ориентировались на выгодный прокат иностранных проектов. Бедами же российского танца скорее прикрывались: под нищий наш модерн проще получить средства.

Возникший по инициативе артистов фестиваль «Траектория» -- показ новых московских работ contemporary dance -- феномен почти революционный. Фестиваль провели без помпы и больших денег -- переоборудовали под зрительный зал и сцену один из классов школы современного танца «Вортэкс». Школа в сумрачном здании за колючей проволокой (когда-то -- «почтовый ящик»), возглавляемая бывшим солистом ансамбля Моисеева Андреем Тимофеевым, существует несколько лет, но недавно -- после осеннего фестиваля американского модерна -- стала культовым местом.

Организаторы «Траектории» боялись, что эксперимент провалится: от центра далеко, публика не соберется, а неудобная сцена напугает танцоров. Получилось наоборот. Зрители три дня тусовались до полуночи в кафе над залом, а недостатки импровизированной площадки обернулись достоинствами. Почти комнатное расстояние между артистом и зрителем -- условие для диалога с современным танцем.

«Траектория» представила несколько реально существующих направлений московского танца. Возникающие на стыке с драмой работы артистов, вышедших из Класса экспрессивной пластики Геннадия Абрамова. Проекты импровизаторов-перформеров, отпочковавшихся от авангардного арт-проекта девяностых «Театр Сайры Бланш». Работы тех, кто ориентируется на модернизированный балет и джазовый танец.

Иные из них просто поражают. К примеру, бывшие абрамовцы, покинувшие своего мэтра ради самостоятельных проектов, но не потерявшие способности к импровизации и «телесному» самоанализу. Самая сумасшедшая и привлекательная «аномалия» из всех абрамовских индивидуалов -- Василий Ющенко. Малахольный бородач, изумленно изучавший собственное, сотрясаемое какими-то рок-н-ролльными ритмами тело, полчаса уморительно препирался с пианистом-импровизатором на тему «кому труднее работать» (танцпьеса «Пейзаж», проект «Квартира №5»). Другая премьера «Квартиры», эксцентрическая композиция Ирины Гонтовой и Константина Мишина «Сутра Камы», -- диалог надоевших друг другу супругов с двумя роскошными танцевальными вариациями. Это тоже плод «экстремальных обстоятельств», в которых существуют сегодняшние, оставшиеся без крова абрамовцы. Как актеры они работают в театре Анатолия Васильева, а сочиняют, будто в советские времена, на досуге и на «кухне». То есть на квартире.

Группе «По.в.с.танцы» (еще несколько абрамовцев) выживать не легче. Бессюжетные телесные рефлексии «по.в.с.танцев» скорее всего адресованы тем, «кому за тридцать». Им необходим камерный зал и единое со зрителями пространство. Паутина их пластических диалогов (спектакль «Далеко, далеко...») кажется очень тонкой и эфемерной, как и транслируемый ими какой-то очень грустный и личный, но все же поколенческий «опыт». Тот, что питает сегодня работы всех, кто промаялся в 90-х без крыши над головой, -- Александра Пепеляева («Не там», Кинетический театр) или Андрея Андианова («Все мне ясень», группа «Плантация»). Идущие следом -- например, Роман Кислухин, танцовщик и хореограф, работавший и у Пепеляева, и у Абрамова, -- куда свободнее и легкомысленнее. То, что для «старших» спекуляция, ширпотреб и повод для стеба -- валенки да топоры, переплясы, переборы да прочие признаки танцевальной «деревенской прозы» («Чунга-чанга», проект «Минима»), -- для младших поэзия и основа языка.

Важнее, впрочем, другое -- возможность услышать разные голоса и вникнуть в разный опыт. Вовремя. Может, крыша над головой не очень и нужна, если есть своя среда, территория и траектория движения. В этом и заключается идеология ЦЕХа -- так организаторы фестиваля окрестили свой новый проект, ориентированный на создание центра современной хореографии.
Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.12.2000
"Песочный человек" Гофмана в Театре-студии Табакова
Романтическая литература дала немало сюжетов для фильмов ужасов. Чего стоит один, словно специально для Голливуда написанный "Франкенштейн" Мэри Шелли. "Песочный человек" Гофмана, вольно инсценированный Александром Мариным на сцене Театра-студии Табакова, имеет с кинематографическими страшилками сходство более отдаленное, но таинственности и саспенса в нем тоже хоть отбавляй. >>
  • //  26.12.2000
Фестиваль «Траектория» открыл первую в Москве независимую площадку современного танца
Идея открытой сцены для новых танцевальных проектов возникла не вчера. Ее несколько лет лелеяли хореографы и танцовщики contemporary dance. Возникший по инициативе артистов фестиваль «Траектория» - показ новых московских работ contemporary dance - феномен почти революционный. Фестиваль провели без помпы и больших денег и боялись, что эксперимент провалится. Получилось наоборот. >>
  • //  26.12.2000
Названы соискатели премии Аполлона Григорьева и лауреаты Антибукера
Номинацию на премию имени Аполлона Григорьева можно считать подведением итогов литературного года. Иные из номинаторов погрешили против статута премии, выдвинув сочинения сильные, но публиковавшиеся до 2000 года. Беспроблемных премий не бывает, но у «аполлонгригорьевского» списка есть свое достоинство - он дает точный образ «словесности-2000». >>
  • //  26.12.2000
В московский прокат вышел последний "Горец"
Четвертый «Горец», снабженный подзаголовком «Конец игры» (по мере просмотра это заявление все более и более обнадеживает), - режиссерский дебют господина по имени Дуглас Аарниокоски. Дебют, увы, неудачный: фильм выглядит оскорблением не только для всякого поклонника предыдущих «Горцев», но и вообще для процесса проекции изображения на киноэкран. >>
  • //  26.12.2000
Лучшим фильмом года критики признали «Лунного папу»
У организаторов различных фестивалей и премий в нашем отечестве есть, в сущности, две возможности: углубиться в дебри национальной экзотики или же, стиснув зубы, пытаться делать «как во всем цивилизованном мире». Устроители национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой овен» хотят «как на Западе». И, несмотря на то, что этот год выглядит бедновато по сравнению с прошлым, за объявлением победителей было интересно наблюдать - появилась интрига, обеспечивающая интерес к событию. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика