N°194
26 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  26.12.2000
Без сенсаций
Названы соискатели премии Аполлона Григорьева и лауреаты Антибукера

версия для печати
Номинацию на премию имени Аполлона Григорьева можно считать подведением итогов литературного года. Вкусы тридцати пяти критиков -- членов Академии русской современной словесности, разумеется, разнятся (порукой тому -- более двух десятков выдвижений). Иные из номинаторов погрешили против статута премии, выдвинув сочинения сильные, но публиковавшиеся до 2000 года. Члены жюри (председатель Алла Латынина, Дмитрий Бавильский, Дмитрий Бак, Андрей Василевский, Евгений Ермолин) поломают 25 января головы, определяя тройку победителей, один из которых получит месяц спустя главную награду -- 25 000 долларов (обеспечены соучредителем премии -- Росбанком). Беспроблемных премий не бывает, но у «аполлонгригорьевского» списка есть свое достоинство -- он дает точный образ «словесности-2000».

В трехлетней истории «григорьевки» поэзия уступала прозе количественно, но выигрывала качественно (из девяти лауреатов -- пять поэтов, из троих обладателей «большой премии» -- двое). Любопытно, что случится теперь, когда премию оспаривают лишь шесть поэтов. Это Дмитрий Быков, Наталья Горбаневская, Ирина Дугина, Тимур Кибиров (выдвинуты оба его сборника -- Amour, exil... и «Юбилей лирического героя»), Лев Лосев и Вера Павлова.

Среди почти в три раза более многочисленного отряда прозаиков выделяются спорившие за Букер Анатолий Королев («Человек-язык»), Леонид Юзефович («Князь ветра», славный исторический детектив), Николай Кононов («Похороны кузнечика», букеровский шорт-лист). Молодежно-контркультурная экзотика представлена Сергеем Болматом («Сами по себе») и Михаилом Ивановым («Банан»), экзотика «ретроспективная» -- Даниилом Граниным («Вечера с Петром Великим»), а «дамское чтение» -- Людмилой Улицкой («Путешествие в седьмую сторону света»). С отрадой отметим повесть Марии Галиной «Покрывало для Аввадонна» и роман Алана Черчесова «Венок на могилу ветра». Высоки шансы филологов, вступивших на стезю интеллектуальной эссеистики («Записи и выписки» Михаила Гаспарова) и романизированных мемуаров («Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова). Номинированы также вещи Сергея Тютюника, Елены Чижовой, Дмитрия Шеварова, Игоря Шевелева. Странно, но вне списка остались «Вот такой гобелен» Марины Вишневецкой, «Кысь» Татьяны Толстой, «Монахи» Анатолия Азольского, «Сэр» Анатолия Наймана.

Стали известны и литературные приоритеты «Независимой газеты» (Антибукер). В номинации «Четвертая проза» обошлись без закидонов -- премии удостоен не Борис Ельцин или Эдуард Лимонов, а достойный «военный» мемуарист Алексей Филиппов. Наконец-то признан «серьезным» (премированным тож) писателем всеобщий любимец Борис Акунин («Коронация, или Последний из романов»). Поэтом года стал Бахыт Кенжеев, чей итоговый сборник только что выпущен Издательством "Независимой газеты". Среди драматургов лидирует молодой уралец Василий Сигарев (его «Пластилин» был отмечен в пятницу и премией «Дебют»), среди критиков -- Евгений Ермолин (Ярославль). Все предсказуемо: ни провалов, ни прорывов. В целом соответствует уходящему году. Может быть, «григорьевка» заставит думать о нем лучше.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.12.2000
"Песочный человек" Гофмана в Театре-студии Табакова
Романтическая литература дала немало сюжетов для фильмов ужасов. Чего стоит один, словно специально для Голливуда написанный "Франкенштейн" Мэри Шелли. "Песочный человек" Гофмана, вольно инсценированный Александром Мариным на сцене Театра-студии Табакова, имеет с кинематографическими страшилками сходство более отдаленное, но таинственности и саспенса в нем тоже хоть отбавляй. >>
  • //  26.12.2000
Фестиваль «Траектория» открыл первую в Москве независимую площадку современного танца
Идея открытой сцены для новых танцевальных проектов возникла не вчера. Ее несколько лет лелеяли хореографы и танцовщики contemporary dance. Возникший по инициативе артистов фестиваль «Траектория» - показ новых московских работ contemporary dance - феномен почти революционный. Фестиваль провели без помпы и больших денег и боялись, что эксперимент провалится. Получилось наоборот. >>
  • //  26.12.2000
Названы соискатели премии Аполлона Григорьева и лауреаты Антибукера
Номинацию на премию имени Аполлона Григорьева можно считать подведением итогов литературного года. Иные из номинаторов погрешили против статута премии, выдвинув сочинения сильные, но публиковавшиеся до 2000 года. Беспроблемных премий не бывает, но у «аполлонгригорьевского» списка есть свое достоинство - он дает точный образ «словесности-2000». >>
  • //  26.12.2000
В московский прокат вышел последний "Горец"
Четвертый «Горец», снабженный подзаголовком «Конец игры» (по мере просмотра это заявление все более и более обнадеживает), - режиссерский дебют господина по имени Дуглас Аарниокоски. Дебют, увы, неудачный: фильм выглядит оскорблением не только для всякого поклонника предыдущих «Горцев», но и вообще для процесса проекции изображения на киноэкран. >>
  • //  26.12.2000
Лучшим фильмом года критики признали «Лунного папу»
У организаторов различных фестивалей и премий в нашем отечестве есть, в сущности, две возможности: углубиться в дебри национальной экзотики или же, стиснув зубы, пытаться делать «как во всем цивилизованном мире». Устроители национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой овен» хотят «как на Западе». И, несмотря на то, что этот год выглядит бедновато по сравнению с прошлым, за объявлением победителей было интересно наблюдать - появилась интрига, обеспечивающая интерес к событию. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика