N°192
22 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  29.12.2000
Нужно ли увеличивать школьные каникулы?
версия для печати
Евгений Ямбург, директор гимназии №109, академик Российской академии образования:

-- В нашей гимназии начало зимних каникул определяется не постановлениями, а тем, что старшие лицейские классы сдают зимнюю сессию. Мы заключили договоры с восемью университетами и согласовали с их деканатами наши учебные планы. В соответствии с этим планом старшеклассники будут сдавать сессию вплоть до 29 декабря. Зато потом зимние каникулы продлятся до 15 января. И согласно закону об образовании, и уставу школы каждое учебное заведение вправе само определять сроки каникул.

Но вообще, проблема не в сроках. Каникулы -- это такой же ответственный учебный процесс, всего лишь смена детьми вида деятельности. И грамотный педагог должен думать о том, что делать в это время и как занять школьников. Работа педагогического коллектива в каникулярное время только усложняется! Например, наша гимназия будет работать практически так же, как в учебное время. У нас запланированы и работа театральной студии, и спортивные занятия, и экскурсии. Одни отправляются на экскурсии в Европу, другие -- в подмосковные биологические заказники.

Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы:

-- Как учитель, который дает уроки, я страдаю. У меня выпадает несколько уроков из-за увеличения каникул. И мне трудно успеть с программой. Но я понимаю, что дети, конечно, счастливы, и им действительно надо дать отдохнуть. Пусть они подольше погуляют и почувствуют уникальное событие в их жизни -- смену тысячелетия.

Как человек, который занимается вопросами образования, я понимаю, что система наших каникул требует изменения. Но этот вопрос не должен решаться административно, ни мэром, ни даже президентом. Здесь надо работать не только с детьми и родителями. А в первую очередь с физиологами и психологами. Например, третья четверть самая трудная и самая длинная. И я вижу, как ребята с трудом дотягивают до каникул. Может, нам надо не зимние увеличивать, а передвигать весенние ближе к началу года.

Как законодатель я хочу напомнить, что наш либеральный закон об образовании предоставляет школе очень много прав. В частности, школа по договоренности с родителями имеет право самостоятельно составлять расписание каникул. Есть общее количество часов учебного плана. А как распределить время между учебой и отдыхом, школа решает сама. Но наша школа не очень любит иметь «необщее» выражение лица. Показательно, что, к сожалению, большинство школ своими правами пользуется крайне редко.

Геннадий Онищенко, первый заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач РФ:

-- Как медики, мы полностью поддерживаем идею увеличения продолжительности зимних школьных каникул. Ведь после них начинается наиболее долгая и сложная третья четверть. Дети должны перед ней как следует отдохнуть, учитывая тот уровень нагрузки, который им сегодня приходится выдерживать за партой.

Порой зимние каникулы приходятся на очень сложный в эпидемиологическом плане период и частично могут препятствовать быстрому распространению, скажем, гриппа в детской среде. Однако повсеместная привязка зимних каникул к всплескам эпидемии гриппа и ОРЗ все-таки представляется нецелесообразной. Развитие эпидемии точно прогнозировать довольно сложно, необходимо учитывать и погодные условия, и региональные особенности. Кроме того, при необходимости -- в случае преодоления эпидемиологического порога -- санитарные врачи в регионах и без того могут объявлять перерыв в занятиях, устраивая школьникам дополнительные дни отдыха.

Елена Вроно, детский психолог, кандидат медицинских наук:

-- Любое переутомление -- в особенности для не очень взрослых детей -- пагубно. В некоторых школах сейчас ведь по семь-восемь уроков даже у детей десяти-двенадцати лет. Дело даже не только в том, что им трудно усвоить тот объем знаний, который дают эти семь уроков. А и в том, что в течение такого длительного времени приходится переживать резкие смены: шумная переменка, потом 45 минут сидеть неподвижно, закончился урок -- моментально сориентироваться, собрать ранец, перебраться в другой кабинет... Есть дети, излишне чувствительные к таким психологическим перегрузкам, и таких детей достаточно много.

Другое дело, что существуют так называемые школы длинного дня, где между первыми уроками и последними делают большую паузу: с прогулкой, играми, обедом. Это, конечно, школы не государственные, они и оснащены необычным образом, и имеют другие возможности. Но это реальность для небольшого количества учеников, даже в столице основная масса детей учится в обычных школах.

Поэтому удлинение зимних каникул можно только приветствовать. Но я боюсь, что за счет этого удлинения могут укоротить летние каникулы, -- во всяком случае такие разговоры ходят. А вот это уже плохо.

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.12.2000
На предстоящих новогодних праздниках мэр Москвы Юрий Лужков сможет соперничать по популярности у школьников с самим Дедом Морозом. Во всяком случае подростковая легенда гласит, что именно он подарил детям беспрецедентно длинные каникулы этой зимой - от Рождества католического до Рождества православного. Хотя на самом деле мэр тут ни при чем. >>
  • //  29.12.2000
В ряде московских школ в экспериментальном порядке введена единая карта школьника для проезда в метро и оплаты питания в школьном буфете. Эксперимент проводится рамках городской комплексной программы «Карта москвича» и касается пока что только 20 школ Северо-Восточного округа. Если проект окажется успешным, он будет реализован во всех столичных средних учебных заведениях. >>
  • //  29.12.2000
Международная программа стипендий при финансовой поддержке Фонда Форда объявляет конкурс индивидуальных грантов сроком до трех лет. Срок подачи заявок до 15 января 2001 года. Как объявила президент Фонда Форда Сюзан Берресфорд, это начало новой международной программы по поддержке образования в ряде стран. >>
  • //  29.12.2000
Большим каникулам дети, конечно, рады, и им действительно надо дать отдохнуть. Но у взрослых к каникулам свое отношение. На вопросы газеты "Время новостей" отвечают: директор гимназии №109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко и детский психолог Елена Вроно. >>
  • //  29.12.2000
Минобразования обсудило технологию сдачи единого экзамена
Минобразования начинает в ряде регионов эксперимент по замене выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы единым тестированием, в ходе которого шпаргалки просто не пригодятся, а субъективность педагогов будет сведена к нулю - итоговую оценку все равно будет ставить беспристрастный компьютер. Впрочем, в ряде вузов умная техника уже используется для проверки абитуриентов. >>
  • //  29.12.2000
Чтобы стать студентом, необходимо пройти тестирование на детекторе лжи
«Меня провели в криминалистическую лабораторию, - рассказывает первокурсник Института международной торговли и права Николай Федоров. - Это было неожиданностью с самого начала. Сказали, что я должен пройти тестирование на детекторе лжи на предмет склонности к наркомании, алкоголизму и криминалу». ИМПЭ пока единственный вуз России, где используется детектор лжи «Полиграф». >>
  • //  29.12.2000
Сгорел почтовый ящик. Стены лифта напомнили про «Алису» и Цоя. В вагон метро среди бела дня влезла толпа нелепо толкающихся празднично одетых детей. Это каникулы. В эти дни вы обнаруживаете, что существо с рукавами, мокрыми от чая, роняющее на пол телефон и читающее на переплете вместо «Кнут Гамсун» «Книга-талисман» - это ваш родной, самый лучший в мире ребенок, и что он сильно отличается от милой фотографии на столе. >>
  • //  29.12.2000
Статистика говорит, что каждый год в Москве жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся около девятисот детей. В прошлом году на магистралях города погибли 34 ребенка и 845 получили увечья. Ненамного лучше печальные показатели этого года. Как утверждают сотрудники ГИБДД, больше всего "детских" ДТП приходится как раз на время школьных каникул. >>
  • //  29.12.2000
Государство обещает помочь бедным студентам
Правительство решило немного подсластить студентам предстоящую зимнюю сессию. По ее окончании студенты, не завалившие ни одного экзамена, будут приятно удивлены размером полагающейся им стипендии. По словам отвечающего за социальный блок в правительстве вице-премьера Валентины Матвиенко, уже с 1 января 2001 года стипендия в среднем будет составлять 200 рублей. >>
  • //  29.12.2000
Дед Мороз, бесспорно, остается главным действующим лицом новогодних каникул. Причем, настолько важным, что многие сотрудники российских туристических агентств убеждены: именно этот легендарный персонаж определяет выбор направления для зимних поездок с детьми. Порой даже отодвигая на второй план такой фактор, как финансовые возможности семьи. >>
  • //  29.12.2000
В лагере «Юнивер» детей учат отдыхать работая
Многие спросят, зачем учиться еще и в каникулы, если и так сегодняшние школьники перегружены. Однако дети, приезжающие отдыхать и учиться в интеллект-лагерь «Юнивер», на усталость не жалуются. >>
  • //  29.12.2000
Психологи прививают детям иммунитет к дурному
Школьные психологи наконец-то начинают играть ту роль, которую им отводили реформаторы образования. Но у свежеиспеченных психологов образования есть один существенный недостаток - отсутствие опыта. По мнению сотрудников Центра социально-психологической адаптации «Генезис», частично компенсировать это могут специальные тренинги. >>
  • //  29.12.2000
Сегодня стало понятно, что, когда бессильны родители и учителя, только психолог может прийти и реально помочь ребенку. Такие специалисты уже работают в школах, детских садах, профтехучилищах, вузах. То есть можно говорить о существовании целой службы практической психологии образования. >>
  • //  29.12.2000
Сколько можно! Нельзя лениться ТАК МНОГО! Ты целый год не можешь разобраться у себя в комнате! По всему полу инструменты и опилки. Это дико! Надо заниматься делом. Как ты одеваешься? Нельзя с дурацким цветастым индейским амулетом, из которого во все стороны торчат перья сойки, ездить в банк. Это я себе. А дочери моей 13. >>
  • //  29.12.2000
Экстернат становится фабрикой получения липовых аттестатов и золотых медалей
С прошлого года экстерное обучение разрешено всем школам, но в Москве заведений, серьезно занятых им, всего четыре. Несмотря на прямой официальный отказ от встречи, нашему корреспонденту удалось побывать в одной из таких «экспериментальных» школ. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика