N°192
22 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  29.12.2000
Talk-школа
версия для печати
Сегодня стало понятно, что, когда бессильны родители и учителя, только психолог может прийти и реально помочь ребенку. Такие специалисты уже работают в школах, детских садах, профтехучилищах, вузах. То есть можно говорить о существовании целой службы практической психологии образования.

За недолгую историю существования в нашей стране службы психологии образования отношение к ней в педагогическом сообществе менялось. В конце 80-х многие учителя, директора школ, заведующие РОНО еще спрашивали: зачем и кому это нужно? И действительно, тогда такая служба не имела смысла -- она может нормально функционировать только в системе либерально-креативного образования, которая еще не начала складываться. Место специалиста-психолога занимал администратор или партийный контролер, а если даже психолог и присутствовал, то это напоминало улыбку чеширского кота: вроде бы есть, а вроде и нет. В 1990--1991 гг. многие поняли, что необходимость в существовании психологической службы образования назревает. Сейчас, к концу 2000-го, когда речь заходит о роли психолога в образовании, большинство удивляется: а кто же этого не знает?

Сначала служба психологии образования создавалась в основном в школах за счет «девятимесячников»: школьных психологов готовили из учителей на специальных девятимесячных курсах. Ясно, что это все-таки были не совсем психологи, просто школьным учителям прививали психологическую культуру. Пройдя курсы, учитель ориентировался уже не только в предмете, но и в психологической организации ребенка. Срочные курсы вряд ли могли дать основательную подготовку, но свою задачу они выполнили.

Сегодня в педагогических вузах и на многих психологических факультетах обучают специальности практического психолога образования. Потому что поняли -- слабый психолог в школе, скорее всего, сам будет источником конфликтов. Хороший выход из положения -- центры психологической помощи, обслуживающие целые «кусты» школ.

Психолог сегодня -- это факт, данный учителю в ощущениях. Настоящий психолог образования -- профессионал, который, я подчеркиваю, должен уметь работать не только с детьми, а с людьми вообще: и с родителями, и с учителями. И вообще в школе психологи исполняют множество ролей. Это и помощь в составлении программ развития и вариативных программ по предметам, и оценка мотивации развития у каждого отдельного ребенка. Психологи внедряют в школе принцип Выготского -- принцип зоны ближайшего развития, то есть воспитания «на вырост». Мотивация развития каждого ребенка должна оцениваться и учитываться -- его нельзя загонять в угол. Конечно, и психологическая диагностика, и психологическая коррекция остаются функциями психолога, но главное -- именно участие в развивающих программах образования. Психолог -- это не человек с тестом в руках. Тесты -- это второстепенно. Настоящий психолог -- это мастер общения, в этом и состоит его миссия.
АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ, доктор психологических наук

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.12.2000
На предстоящих новогодних праздниках мэр Москвы Юрий Лужков сможет соперничать по популярности у школьников с самим Дедом Морозом. Во всяком случае подростковая легенда гласит, что именно он подарил детям беспрецедентно длинные каникулы этой зимой - от Рождества католического до Рождества православного. Хотя на самом деле мэр тут ни при чем. >>
  • //  29.12.2000
В ряде московских школ в экспериментальном порядке введена единая карта школьника для проезда в метро и оплаты питания в школьном буфете. Эксперимент проводится рамках городской комплексной программы «Карта москвича» и касается пока что только 20 школ Северо-Восточного округа. Если проект окажется успешным, он будет реализован во всех столичных средних учебных заведениях. >>
  • //  29.12.2000
Международная программа стипендий при финансовой поддержке Фонда Форда объявляет конкурс индивидуальных грантов сроком до трех лет. Срок подачи заявок до 15 января 2001 года. Как объявила президент Фонда Форда Сюзан Берресфорд, это начало новой международной программы по поддержке образования в ряде стран. >>
  • //  29.12.2000
Большим каникулам дети, конечно, рады, и им действительно надо дать отдохнуть. Но у взрослых к каникулам свое отношение. На вопросы газеты "Время новостей" отвечают: директор гимназии №109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко и детский психолог Елена Вроно. >>
  • //  29.12.2000
Минобразования обсудило технологию сдачи единого экзамена
Минобразования начинает в ряде регионов эксперимент по замене выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы единым тестированием, в ходе которого шпаргалки просто не пригодятся, а субъективность педагогов будет сведена к нулю - итоговую оценку все равно будет ставить беспристрастный компьютер. Впрочем, в ряде вузов умная техника уже используется для проверки абитуриентов. >>
  • //  29.12.2000
Чтобы стать студентом, необходимо пройти тестирование на детекторе лжи
«Меня провели в криминалистическую лабораторию, - рассказывает первокурсник Института международной торговли и права Николай Федоров. - Это было неожиданностью с самого начала. Сказали, что я должен пройти тестирование на детекторе лжи на предмет склонности к наркомании, алкоголизму и криминалу». ИМПЭ пока единственный вуз России, где используется детектор лжи «Полиграф». >>
  • //  29.12.2000
Сгорел почтовый ящик. Стены лифта напомнили про «Алису» и Цоя. В вагон метро среди бела дня влезла толпа нелепо толкающихся празднично одетых детей. Это каникулы. В эти дни вы обнаруживаете, что существо с рукавами, мокрыми от чая, роняющее на пол телефон и читающее на переплете вместо «Кнут Гамсун» «Книга-талисман» - это ваш родной, самый лучший в мире ребенок, и что он сильно отличается от милой фотографии на столе. >>
  • //  29.12.2000
Статистика говорит, что каждый год в Москве жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся около девятисот детей. В прошлом году на магистралях города погибли 34 ребенка и 845 получили увечья. Ненамного лучше печальные показатели этого года. Как утверждают сотрудники ГИБДД, больше всего "детских" ДТП приходится как раз на время школьных каникул. >>
  • //  29.12.2000
Государство обещает помочь бедным студентам
Правительство решило немного подсластить студентам предстоящую зимнюю сессию. По ее окончании студенты, не завалившие ни одного экзамена, будут приятно удивлены размером полагающейся им стипендии. По словам отвечающего за социальный блок в правительстве вице-премьера Валентины Матвиенко, уже с 1 января 2001 года стипендия в среднем будет составлять 200 рублей. >>
  • //  29.12.2000
Дед Мороз, бесспорно, остается главным действующим лицом новогодних каникул. Причем, настолько важным, что многие сотрудники российских туристических агентств убеждены: именно этот легендарный персонаж определяет выбор направления для зимних поездок с детьми. Порой даже отодвигая на второй план такой фактор, как финансовые возможности семьи. >>
  • //  29.12.2000
В лагере «Юнивер» детей учат отдыхать работая
Многие спросят, зачем учиться еще и в каникулы, если и так сегодняшние школьники перегружены. Однако дети, приезжающие отдыхать и учиться в интеллект-лагерь «Юнивер», на усталость не жалуются. >>
  • //  29.12.2000
Психологи прививают детям иммунитет к дурному
Школьные психологи наконец-то начинают играть ту роль, которую им отводили реформаторы образования. Но у свежеиспеченных психологов образования есть один существенный недостаток - отсутствие опыта. По мнению сотрудников Центра социально-психологической адаптации «Генезис», частично компенсировать это могут специальные тренинги. >>
  • //  29.12.2000
Сегодня стало понятно, что, когда бессильны родители и учителя, только психолог может прийти и реально помочь ребенку. Такие специалисты уже работают в школах, детских садах, профтехучилищах, вузах. То есть можно говорить о существовании целой службы практической психологии образования. >>
  • //  29.12.2000
Сколько можно! Нельзя лениться ТАК МНОГО! Ты целый год не можешь разобраться у себя в комнате! По всему полу инструменты и опилки. Это дико! Надо заниматься делом. Как ты одеваешься? Нельзя с дурацким цветастым индейским амулетом, из которого во все стороны торчат перья сойки, ездить в банк. Это я себе. А дочери моей 13. >>
  • //  29.12.2000
Экстернат становится фабрикой получения липовых аттестатов и золотых медалей
С прошлого года экстерное обучение разрешено всем школам, но в Москве заведений, серьезно занятых им, всего четыре. Несмотря на прямой официальный отказ от встречи, нашему корреспонденту удалось побывать в одной из таких «экспериментальных» школ. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика